Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости 2 » Новости КПУ. Выступление Петра Симоненко на международной конференции «Российско-Украинские отношения: реалии и перспективы»

Новости КПУ. Выступление Петра Симоненко на международной конференции «Российско-Украинские отношения: реалии и перспективы» 

8bca8c74903b42617cf738a6d40e87ab-160x160Уважаемые участники конференции, коллеги!

Вот уже 20 с лишним лет наши народы оторваны друг от друга.

Вот уже 20 с лишним лет представители правящей политической элиты в Украине под «оранжевыми» или бело-голубыми знаменами постоянно говорят о стратегическом партнерстве, проводят двухсторонние встречи, подписывают какие-то документы.

Между тем, экономические связи продолжают разрушаться, совместные проекты в высокотехнологических секторах промышленности, в сельском хозяйстве, в энергетике, науке и гуманитарной сфере остаются на «бумаге».
Если кратко охарактеризовать нынешний этап украино-российских отношений, наиболее применимым, на мой взгляд, был бы термин “стратегический ступор”.

Причина, на мой взгляд, очевидна — до сих пор не определена модель украино-российских отношений.

Анализу специфики украинской ситуации, движущим силам, которые влияют на принятие стратегического внешнеполитического решения, я и хотел бы посвятить свое сегодняшнее выступления.

Каковы реалии сегодня: Россия является центром нового интеграционного объединения и с этих позиций выстраивает свой внешнеполитический курс, а Украину Запад встраивают в систему международных отношений как государство с периферийной экономикой.

Долгое время Украина пытается балансировать между интересами Вашингтона, Брюсселя и Москвы. Такая тактика даже получила свое название — многовекторность. Именно ее использовал украинский бизнес для извлечения прибыли и личных выгод.

При этом официальный Киев пытался дотянуться до ЕС взгромоздившись на хребет России. Сейчас борьба за рынки сбыта и доступ к ресурсам в условиях мирового кризиса существенно обострилась. Одновременно активизировались процессы фрагментации глобальной экономики, ускорилось формирование новых региональных и транс-региональных систем разделения труда.

Активизация евразийской интеграции только один из примеров. В этом ряду: инициативы США по созданию Транстихоокеанской и Трансатлантической зоны свободной торговли, которые фактически оформляют глобальный Запад. Курс на углубление интеграции арабских государств Персидского залива. Латиноамериканская интеграция в рамках АЛБА.
Очевидно, что в таких условиях сохранить “многовекторность”, то есть одновременно участвовать в нескольких системах разделения труда объективно невозможно. Перед Украиной очень остро встал вопрос выбора. И этот выбор, в конечном счете, создаст новую конфигурацию и определит повестку украино-российских отношений.

Уважаемые коллеги!

Политические реалии в Украине таковы, что Партия регионов и оппозиция: «Батьківщина», «Удар» В. Кличко и профашистская «Свобода» выступают согласованно и координируют свои действия в парламенте с целью выполнения всех требований ЕС перед саммитом в ноябре месяце. У них цель одна – скорейшее подписание соглашения об Ассоциации Украина – ЕС.

Я имею честь представлять единственную политическую силу в парламенте – Компартию, которая настойчиво и последовательно отстаивает идею вступления в Таможенный Союз и Евразийское экономическое сообщество. Мы убеждены в том, что это дает Украине бесспорные преимущества. На чем основана наша позиция.

Честные ученые и экономисты Украины и России своими расчетами и прогнозами дают основания говорить о 6-10 млрд. долл. суммарного позитивного эффекта для Украины:

- это прирост украинского экспорта в РФ на 4,6-8,8 млрд. долл.;

- это рост экспорта продукции машиностроения и других отраслей, производящих продукцию с высокой прибавленной стоимостью;

- это отмена в рамках ЕЭП экспортных пошлин на углеводороды дающие до 3 млрд. долл. положительного сальдо торгового баланса Украины;

- достижение соглашения по газотранспортному консорциуму обеспечит загрузку ТТС и получение стабильного дохода от транзита;

- это и дополнительных полтора млрд. долл. при отмене защитных и технических барьеров в межгосударственной торговле;

- это безусловно позволит нашей стране сбалансировать торговый баланс и обеспечить макроэкономическую устойчивость.

Полноценное участие в интеграционных процессах на Евразийском пространстве обеспечит Украине гарантированные рынки сбыта для своих производителей. Даст возможность нарастить объемы производства, и существенно расширить структуру экспорта. В результате, еще большее количество украинских предприятий получат стабильные заказы, дадут своим работникам стабильную работу и зарплату.
На другой чаше весов — подписание соглашения об Ассоциации с ЕС и создание Зоны свободной торговли. Этот выбор навязывается под мифические обещания достижения европейского уровня жизни и европейских ценностей.

При этом только прямые потери государственного бюджета Украины в связи с отменой только таможенных сборов после создания ЗСТ оцениваются на уровне 5-10% ВВП. Источников ликвидации этого дефицита, кроме наращивания займов на сегодняшний день нет.

Важно также учитывать, что снятие тарифных и сокращение нетарифных барьеров во взаимной торговле, в том числе беспошлинный импорт из ЕС большинства видов сельскохозяйственной продукции — это ключевые обязательства, которые берет на себя Украина в рамках Договора об Ассоциации.

На практике, это означает, что экономика, в которой уровень производительности труда является одним из самых низких в Европе, снимает ограничения на торговлю с наиболее передовыми экономиками мира — Германией, Францией, Нидерландами, Швецией. Для наглядности можно привести данные недавнего исследования агентства «Финмаркет», которое сравнило производительность в семи отраслях экономики более 50 стран мира.

Так, по размеру произведенного продукта в сельском хозяйстве в расчете на одного занятого ($ 8,6 тыс. в год) Украина отстает от лидера – Швеции – более чем в восемь раз. По производительности труда в промышленности Украина на предпоследнем месте.

Очень ощутимо отставание Украины в торговом секторе ($ 11,2 тыс.): в семь раз от Бельгии. В сфере образования, здравоохранения и социальных услуг ($ 9,5 тыс.) отставание от Франции – почти в семь раз.

Необходимость перехода на фитосанитарные стандарты и нормы ЕС потребуют миллиардных инвестиций, которых украинский фермер никогда не получит.

Для сравнения, на сегодняшний день объем бюджетной поддержки сельского хозяйства в ЕС составляет 45% от стоимости валовой продукции отрасли, а в Украине только 6%. И получают эти дотации, как известно, в основном крупно-товарные производители, поэтому мелкие селянские хозяйства попросту разорятся.

Украинский фермер, производитель в легкой, пищевой, обрабатывающей промышленности просто исчезнет. Как это случилось в странах Юга Европы.

При переходе на технические регламенты ЕС шансы на выживание для украинской промышленности, в первую очередь, машиностроительного комплекса, самолетостроения, станкостроения стремительно приближаются к нулю.

И вместе с тем, рушиться иллюзия, что интеграция с ЕС даст импульс развитию мелкого и среднего бизнеса. Этот миф активно культивируется сейчас в украинских СМИ. На практике, мелкий и средний бизнес из сферы услуг одни из первых испытает на себе все прелести “свободной конкуренции”.

Компенсировать негативный эффект от создания ЗСТ с ЕС за счет наращивания экспорта в третьи страны также не удастся. Скорее наоборот, снятие таможенных барьеров, переход на стандарты и нормы ЕС закроет для украинских производителей рынки стран Таможенного Союза.

Потери в этом случае будут исчисляться не миллиардами долларов, а закрытыми производствами и потерей рабочих мест.

В частности, наибольший негативный эффект испытают на себе сектора энергетического, сельскохозяйственного машиностроения для которых рынки Росси и стран таможенного Союза имеют критическое значения. И вместе с тем, сворачивание украино-российских программ в области самолетостроения лишит перспектив один из высокотехнологических сегментов отечественной экономики.

По самым приблизительным подсчетам совокупные потери Украины от создания ЗСТ с ЕС оцениваются сегодня на уровне 6-8 млрд. долларов. И это без учета долгосрочных социально-экономические последствий. А они неминуемо наступят в виде роста безработицы, уничтожения высокооплачиваемых рабочих мест в промышленности, сокращение заказа на подготовку инженерно-технических кадров в системе образования, и, в конечном итоге, общего падения уровня жизни и деградации социального капитала.

Кроме того, интеграция с Европой, по оценкам украинских социологов спровоцирует очередную волну миграции украинских граждан на Запад. Насколько масштабным может быть это явление можно судить по опыту стран Балтии. После “европейской интеграции” население Латвии, к примеру, сократилось на четверть – с 2,7 млн. человек до 2 млн. Также, существенно сократилось население Эстонии – с 1,8 до 1,3 млн. человек.

Таким образом неравноправный и экономически бессмысленный характер Соглашения об Ассоциации очевиден. Не случайно текст этого документа до сих пор не переведен на украинский язык и неизвестен практически никому в Украине.

Уважаемые коллеги!

В связи с этим возникает резонный вопрос — почему, несмотря на очевидные потери для национальной экономики украинская власть не устает повторять тезис о неизбежности и неотвратимости европейской интеграции.

Проблема в том, что в основе “евровыбора” лежат интересы украинской сырьевой олигархии — в первую очередь химического и металлургического секторов. Они всеми силами пытаются сохранить свои позиции на европейских и международных рынках, и сберечь при этом схемы вывода прибылей за рубеж.

Проводя переговоры с Россией от имени украинского народа олигархи преследуют исключительно корпоративные интересы крупного капитала. Они ищут не оптимальную модель сотрудничества, а максимально прибыльную для себя схему дележа рынков, девидентов и бонусов.

Их не пугает технологическое отставание и консервация сервисно-сырьевого статуса страны. Наоборот, такой характер социально-экономической модели предопределяет их доминантную роль в национальной политике и экономике.

Поэтому, к сожалению, спасение нескольких частных корпораций провозглашено в Украине в качестве базового приоритета государственной политики.

Кроме того, украинская власть и правящие олигархические группы напрочь игнорируют экономические проблемы нынешней Европы. Игнорируется также тот факт, что ни в ближайшей, ни в более далекой перспективе ситуация здесь к лучшему не поменяется.

В таких условиях, рассматривать будущую Европу как стабильно растущий, тем более единый рынок с равными условиями, представляется крайне близоруким.

Но такая «слепота» — это логичный результат контроля, который установили сырьевые группы капитала над принятием государственных решений в Украине. То, что мы сегодня видим во внешней политике Украины — это яркий пример принесения интересов общества и государства в жертву корпоративным интересам.

Таким образом в случае “евровыбора” ни о какой “модернизации” украинской экономики не может идти речь. Такая задача в принципе не может возникать в условиях, когда украинский капитал находится в полной зависимости от Запада.

По сути можно говорить о том, что евроинтеграция, несмотря на значимость для украинских олигархов, является синонимом колониализации и закабаления Украины.

Быть очередным периферийным «костылем» для европейского «ядра» — это не та перспектива, которую стране должны предлагать ответственные и патриотические политические силы.

Уважаемые участники конференции!

Внешняя политика должна закладывать основы для реальной модернизации отечественной экономики и обеспечивать надежную базу для общественного развития.

Мы, коммунисты, убеждены, что евразийская интеграция позволит Украине решить многие задачи. Это масштабный проект, который включает инфраструктурное, технологическое, научно-производственное обновление. Евроинтеграция, несмотря на все заверения, этого не обеспечит.

При этом мы говорим о евразийской интеграции и экономической модернизации как о двух взаимосвязанных частях государственной политики. Только на этом основании возможно обеспечение роста промышленного производства и повышение продуктивности и конкурентоспособности наших экономик.

Мы также считаем, что именно государство должно выступить соинвестором модернизации промышленности и внедрения инноваций. В этом — залог планомерного повышения доходов и социальные гарантии для населения. Будет обеспечено создание новых рабочих мест и заказ на специалистов перспективных и востребованных профессий. А это в свою очередь позволит развиваться и секторам, ориентированным на внутренний рынок.

Кроме того, удастся избежать галопирующего повышения тарифов на газ для населения и роста стоимости жизни.

В перспективе, полноценная интеграция будет способствовать стабилизации национальной валюты и финансово-банковской системы. Улучшение сальдо торговли товарами, переход в расчетах со странами партерами на национальные валюты позволит снизить риски резких валютных колебаний. Это, в свою очередь, позволит укрепить доверие населения Украины и других стран-участниц объединения к национальным валютам, откроет возможности для мобилизации внутренних ресурсов для развития экономики.

Эти вопросы напрямую связаны с утверждением синхронных планов экономического развития и расширением государственных секторов наших экономик. Не менее важным является и согласование позиций наших стран в вопросах реформирования мировой системы торговых и экономических отношений. Это позволит укрепить позиции наших стран на внешних рынках.

Все это, безусловно, — предмет долгосрочных межгосударственных соглашений, которые необходимо защитить от конъюнктуры, которую диктуют частные корпорации.


comments powered by HyperComments

Прочитано: 204 раз(а)
Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Карпенко
Игорь Васильевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Ермалавичюс
Юозас Юозович

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Фененко
Юрий Вячеславович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Волович
Николай Викторович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Царьков
Евгений Игоревич

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA