Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости 2 » Новости ПКРМ. Состояние банкротства Молдавии является сильным аргументом в пользу соглашения об ассоциации с ЕС

Новости ПКРМ. Состояние банкротства Молдавии является сильным аргументом в пользу соглашения об ассоциации с ЕС 

1295882362_bankrotВ Кишинев на минувшей неделе прибыли 28 европейских послов, входящих в состав комитетов по политике и безопасности ЕС, пишет “Коммерсантъ-Молдова”. Они встретились с первыми лицами страны, включая президента Николая Тимофти. Цель еврочиновников – оказать моральную и политическую поддержку Кишиневу накануне ноябрьского саммита “Восточного партнерства” в Вильнюсе. Властям такая поддержка не помешает. Особенно в условиях, когда оппозиционная Партия коммунистов Республики Молдова, выступающая за смену внешнеполитического курса, организует антиправительственные акций по всей республике и намерена добиваться отставки прозападного Кабмина.

С приближением саммита “Восточного партнерства” в Вильнюсе, где Кишинев рассчитывает парафировать соглашение об ассоциации с ЕС, включающее в себя создание зоны глубокой и всеобъемлющей торговли с Евросоюзом, внимание Брюсселя к Молдавии растет, продолжает “Коммерсантъ-Молдова”. В конце недели в Кишиневе побывал еще один европейский гость – еврокомиссар по вопросам расширения и политике добрососедства Штефан Фюле, который открыл в молдавской столице форум гражданского общества стран “Восточного партнерства”. На мероприятии прибыл и глава МИД председательствующей в ЕС Литвы Линас Линкявичюс, а также около 300 гостей из стран Евросоюза. Тот факт, что столь представительный европейский форум проходит в Кишиневе, в молдавском внешнеполитическом ведомстве называют важным сигналом – подобный форум впервые проводится в стране, не являющейся членом ЕС.

Визит послов и форум в МИД Молдавии называют не иначе, как подготовкой к вильнюсскому саммиту “Восточного партнерства”, пишет “Коммерсантъ-Молдова”. Между тем, несмотря на внимание к Кишиневу со стороны Брюсселя, накануне саммита в Вильнюсе ситуация не такая благоприятная, как хотелось бы молдавским властям. На осенней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге прошли слушания по Молдавии. Обнародованный двумя неделями ранее проект резолюции по ситуации в стране уже наделал немало шума. Представители правящей коалиции даже пытались перенести ее рассмотрение на следующий год ввиду критического содержания документа, который не вяжется с разрекламированной Брюсселем европейской “историей успеха” Молдавии. А вот оппозиционные коммунисты, напротив, с нетерпением предвкушали публичную “экзекуцию” молдавской власти в столице европейского парламентаризма. В резолюции говорится о таких нерешенных властями проблемах, как бедность, коррупция, нарушение принципа разделения властей, нахождение правоохранительных органов и судебной системы под политическим влиянием, нарушение прав человека.

Грядущий саммит “Восточного партнерства” оппозиционная Партия коммунистов (ПКРМ) называет не иначе как “Вильнюсским сговором” – по аналогии с “Мюнхенским сговором” 1938 года, продолжает “Коммерсантъ-Молдова”. “Вильнюсский саммит и его последствия, в частности для Молдавии и Украины, – это попытка провести новые разделительные линии на европейском континенте”, – уверен член молдавской делегации в ПАСЕ, депутат-коммунист Григорий Петренко. В своем выступлении на слушаниях по Молдавии он призвал ЕС “дать народам Молдавии и Украины право самостоятельно решать свою судьбу”.

Чтобы отстоять это право, коммунисты инициировали серию протестов в разных районах республики, пишет “Коммерсантъ-Молдова”. Активисты компартии перекрывают важные республиканские трассы под лозунгами проведения референдума о вступлении в Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии и немедленной отставки правительства. Компартия готовит и многотысячные протесты в столице. По замыслу ПКРМ, это должно продемонстрировать, что широким массам чужда евроинтеграция, а значит, проводящее этот курс правительство должно уйти, подводит итог издание.

Украина, как и мы, принимает в настоящее время судьбоносное для себя решение: переболев выбором между ЕС и Таможенным союзом, готовится к вильнюсскому саммиту, пишут “Молдавские ведомости”. И хотя политическая элита страны де-факто рубикон перешла, гражданское общество продолжают лихорадить смутные сомнения: не слишком ли многим они рискуют, имея в виду перспективы отношений на Востоке и, прежде всего, с Россией, которая неустанно и недвусмысленно намекает на опасные последствия украинского выбора. Несмотря на то, что руководство Молдавии также говорит о европейской интеграции как о необратимом и безальтернативном пути, коллизии украинского шляха к ЕС весьма поучительны. Для тех, кто еще хочет чему-либо учиться, конечно.

На протяжении 2011 и 2012 годов руководство Украины реверансничало: то мы в Таможенный союз пойдем, то полноценным членом, то наблюдателем по изобретенной президентом Януковичем формуле “3+1″, то договор об ассоциации с ЕС подпишем, продолжают “Молдавские ведомости”. Предложения коммунистической партии провести по этому поводу всенародный референдум, как и в Молдавии, властью поддержаны не были. Политическая элита взяла судьбоносный выбор в свои единоличные руки.

Пока политики кормили Москву завтраками, на техническом уровне активно прорабатывались соглашения с ЕС о создании свободной торговли и об ассоциации. Последний договор уже парафирован, то есть прошел согласование текстов обеими сторонами. Весь 2012 год украинское руководство провело в ожидании его подписания. Историческая дата перекочевала в год следующий и сейчас привязывается к вильнюсскому саммиту. За это время Украина выполнила практически все условия ЕС, за исключением одного, политического: освобождения экс-премьера Юлии Тимошенко. Еврокомиссары с повестки дня требование не сняли, но, настаивают на нем уже не так активно. Причина тому, как предполагается, усилившееся давление со стороны России, желающей удержать Украину в зоне своих интересов. Из-за чего европейцам тоже приходится балансировать между кнутом и пряником.

Помимо геополитического и цивилизационного выбора между ЕС и ТС (обратите внимание, на Украине даже теми же категориями, что и у нас, оперируют), это еще и вопрос больших экономических интересов, продолжают “Молдавские ведомости”. СНГ, в особенности в лице ТС, и ЕС – два главных торговых партнера страны. Только на РФ в первом полугодии 2013 года пришлось 24,6 процента украинского экспорта, а на весь рынок единой Европы – 30 процентов. Украинский бизнес дорожит обоими направлениями сотрудничества. Вполне логично его желание их сохранить в неизменности. Но почему-то вопрос, удастся ли это, однозначного ответа пока не имеет. А ведь сами европейские страны имеют с Россией большие товарообороты.

О том, что Украина никак не сможет усидеть на двух стульях, и ей придется выбирать, однозначно заявили и в Москве, и в Брюсселе, пишут “Молдавские ведомости”. Слишком разнятся стандарты качества, слишком много противоречий в интересах. Каждый рынок стремится себя защитить. В РФ, например, опасаются, что под видом украинских товаров сюда хлынет продукция иного производства, которой не может быть предоставлен столь же лояльный режим торговли, каким обладают участники соглашения о свободной торговле с СНГ. В то же время большинство украинских правоведов говорят, что юридических оснований, препятствующих наличию двух соглашений нет, главное – договариваться грамотно. Только получится ли, задаются вопросом аналитики? Решения ведь принимаются не с позиции правды, а с позиции силы.

Чем рискует Украина на самом деле, окончательно рассорившись с Россией? – продолжают “Молдавские ведомости”. В ответе на этот вопрос эксперты расходятся в зависимости от их собственных предпочтений. Сторонники ТС говорят об угрозе обвала украинской экономики от ограничений в экспорте в страны ТС, да и вообще печальной перспективе открытия рынка европейцам. Апологеты евроинтеграции называют угрозы Москвы пугалками. У Киева, мол, пока не построен “Южный поток”, есть хороший контраргумент – краник включения-выключения транзита российского газа в Европу. К тому же в торговле с Украиной заинтересованы и в самой России.

Как и в Молдавии, противники столь скоропалительного движения на Запад говорят о том, что власти не удосужились провести серьезный анализ выгод и рисков, чтобы два союза, европейский и таможенный, можно было сравнивать аргументированно, пишут “Молдавские ведомости”. А к тому, что им советуют экономические эксперты, мол, политики не прислушиваются. Так, согласно расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и Института экономики и прогнозирования НАН Украины, в случае присоединения республики к ТС прирост ее экспорта на российский рынок (без учета углеводородов) увеличится на 4,6-8,8 миллиарда долларов. При этом в наибольшей мере вырастут поставки продукции машиностроения, удельный вес которой в структуре прироста составляет (в зависимости от варианта расчетов) 36-40 процентов, и металлургии – 22-42 процентов. В результате взаимной интеграции и устранения торговых барьеров рост товарооборота может составить 13,5 процента – 16,4 процента от ВВП Украины. Что же касается природного газа, только за счет одной меры – отмены в рамках Единого экономического пространства экспортных пошлин на углеводороды, экспортируемые из России на Украину, – положительный прирост сальдо торгового баланса Украины составит 2,9 миллиарда долларов (за счет снижения стоимости ввозимых углеводородов). Если в рамках ЕЭП и формирования единого энергетического рынка цена на российский газ для Киева будет снижена до 180 долларов за кубометр, положительный прирост товарооборота увеличится до 5,1 миллиарда долларов. В целом же только эффект от отмены защитных мер во взаимной торговле оценивается в 0,5 миллиарда долларов, а снятие технических барьеров в торговле даст еще более 1 миллиарда долларов. Такое улучшение условий торговли принесет Украине дополнительно 9 -10 миллиардов долларов.

В случае же вступления в действие Соглашения о свободной торговле с ЕС именно машиностроение и металлургия окажутся в наиболее проигрышном положении, продолжают “Молдавские ведомости”. Соглашение предусматривает принятие европейских стандартов в качестве национальных и отказ от действующих украинских, включая межгосударственные стандарты СНГ, куда идет 36,5 процента экспорта продукции машиностроения и металлургии. На замену стандартов Украине отводится 4-5 лет, по прошествии которых экспортная выручка от машиностроения может серьезно сократиться. Как и от многих других стран, рынок ЕС ждет, прежде всего, сырье, а не сложную продукцию с высокой добавленной стоимостью, которую они предпочитают производить сами, обеспечивая рабочими местами и заработками своих граждан.

И перспективы украинского агропрома в этом свете очень призрачны, пишут “Молдавские ведомости”. Конкурировать с высоко субсидируемым сельским хозяйством Европы украинское точно не сможет. Европейский импорт убьет отечественное производство, предрекают многие экономисты. А ведь украинская экономика куда помощнее молдавской! Как и молдавские противники интеграции в ЕС, их украинские единомышленники говорят об угрозе превращения своей страны в колонию Евросоюза, главная цель которого в условиях кризиса получить новый рынок сбыта для своих товаров.

Но, судя по всему, как и в нашем с вами случае, отнюдь не экономические аргументы стали мотивами для решений политиков, продолжают “Молдавские ведомости”. Соглашение с ЕС – эффективный инструмент давления на Москву, при всех экономических рисках. Плюс – хороший козырь на переговорах с МВФ, на финансовую иглу которого Украина тоже успела подсесть. Не следует забывать и о грядущих выборах в местные советы в 2014-м и президентских – в 2015 годах. Авангард украинской оппозиции составляют как раз еврооптимисты. Соглашение с ЕС для президента Януковича – своего рода индульгенция от их нападок. Ну а остальное – “якось воно буде”, подводит итог издание.

Состояние банкротства Республики Молдова является сильным аргументом в пользу того, что молдаване должны, наконец, сделать четкий выбор, пишет IPN. Соглашение об ассоциации с ЕС является тем выбором, который почти необратимо вернет Молдавию к европейскому нормативно-правовому пространству и ценностям (непонятно, каким образом можно “вернуть” Молдавию к тому, к чему она никогда не имела никакого отношения – прим. ИА REGNUM). Соглашение об ассоциации с ЕС является дорожной картой модернизации Республики Молдова.

Соглашение об ассоциации не означает автоматическое вступление Республики Молдова в ЕС, пишет IPN. Могут пройти несколько лет, пока Кишинев будет готов сделать следующий шаг в отношениях с ЕС и стать кандидатом к присоединению (Соглашение об ассоциации не предоставляет не только “автоматического вступления в ЕС”, но и не предусматривает перспективы получения статуса кандидата на вступление – прим. ИА REGNUM). С момента, когда страна становится кандидатом на вступление в ЕС, переговоры длятся по-разному в зависимости от степени подготовки каждого государства в отдельности. Например, Австрии и Финляндии понадобились 16 месяцев, а Португалии 80 месяцев для переговоров о вступлении в ЕС, отметила Лина Грыу.

После того, как Молдавия подпишет соглашение об ассоциации с ЕС, независимо от того, кто придет к власти после следующих парламентских выборов, он должен будет соблюдать положения соглашения. Такое мнение высказал исполнительный директор Ассоциации внешней политики (АВП), эксперт Виктор Кирилэ, пишет IPN. “Я считаю, что “Восточное партнерство” дает разные возможности для Республики Молдова, оно открыло много дорог. Когда мы парафируем это соглашение, начнется процесс подписания и это будет необратимым процессом. Соглашение об ассоциации не является электоральным пакетом, оно ничего не кладет в карман, оно создает основу для сотрудничества, ассоциации, предоставляет впервые возможность экономической интеграции на европейский рынок”, – заявил эксперт.

Виктор Кирилэ сказал, что будет трудно, продолжает IPN. “Соглашение об ассоциации путем создания Зоны свободной торговли предоставляет разные возможности. Да, конкуренция будет велика, она создаст проблемы неэффективным компаниям, которые не вкладывают в оборудование и людей. Я думаю, что многие компании используют это экономическое гетто, в котором Республика Молдова находится, чтобы разбогатеть”, – уточнил исполнительный директор АВП.

На прошлой неделе молдавское правительство поддержало проект постановления парламента об участии своих военных в международной миротворческой операции в Косово, пишет Noi. Заместитель министра обороны Игорь Панфиле обосновал это тем, что законодательство позволяет Молдавии участвовать в международных операциях по преодолению кризисов. И, действительно, в феврале этого года тогда еще премьер-министр Владимир Филат подписал вместе с верховным представителем по иностранным делам и политике безопасности Европейского союза Кэтрин Эштон, а в апреле молдавский парламент ратифицировал двустороннее соглашение между Молдавией и Евросоюзом об участии в операциях ЕС по управлению кризисами (операция в Косово осуществляется под руководством НАТО, а не ЕС – прим. ИА REGNUM). Таким образом, Республика Молдова в этом году впервые официально согласилась с тем, что будет участвовать не только в миротворческих, но и в военных международных миссиях. В частности, статья 9 соглашения об “Участии в операциях ЕС по военному управлению кризисами” предусматривает, что Молдавия “обеспечивает собственные силы и человеческие ресурсы, которые действуют “исключительно в интересах операции ЕС по военному управлению кризисами”. Что на самом деле откровенно противоречит нейтральному статусу молдавского государства, зафиксированному в конституции.

Многие молдавские эксперты считают, что участие Молдавии в международных военных операциях – это вклад нашей страны в систему европейской безопасности, продолжает Noi. То есть, претендуя на помощь других стран, Молдавия также должна что-то класть в общий котел. В данном случае речь идет о человеческих ресурсах – предполагается, что правительство направит в Косово взвод из 33 человек, предназначенных для патрулирования и охраны военных объектов, а также семь саперов и командира. А также о финансовом вкладе – из 2,5 миллионов долларов на содержание молдавского контингента в течение года с 1 ноября основную часть расходов покроет Италия, а 923 тысячи долларов – Молдавия. Плюс “еще 457 тысяч долларов понадобится при ротации контингента”, – отметил замминистра обороны во время представления проекта в правительстве. Примерно об этом сказал и премьер-министр Юрий Лянкэ на заседании правительства. Он отметил, что “для получения поддержки со стороны международного сообщества Молдавия должна и сама внести вклад в обеспечение международной безопасности… Это хороший шанс проявить признательность международному сообществу”. По мнению молдавского премьера, “в Косово сейчас ситуация стабильна и риск – минимален” Поэтому – почему бы и нет?

Однако в Молдавии мало кто вообще знает, что же происходило и происходит в Косово – далеко и нас не касается, пишет Noi. Хотя история этого края действительно очень сложная и запутанная. Если очень кратно и схематично, то до 90-х годов прошлого века автономный край Косово входил в состав Сербской республики в рамках Югославии (примерно, как Приднестровье было частью Молдавии в рамках СССР). Существовал во многом за счет республиканских дотаций. Населен был в основном православными сербами и косовскими албанцами-мусульманами, которые чувствовали себя ущемленными. В конце 80-х начинается распад Югославии, а в 1991 году албанцы Косово провозглашают независимость от Сербии, которую признает только Албания. И начинается косовский конфликт, который был более кровопролитным, чем приднестровский, война во второй половине 90-х сопровождалась здесь массовыми репрессиями и убийствами. В 1999 году в ситуацию вмешалась НАТО. Кто-то из жителей Молдавии уже и не помнит, но тогда многие югославские города подверглись жестоким бомбардировкам натовских войск. Тысячи жителей Косово были убиты. В результате силового давления сербское правительство было вынуждено согласиться на ввод в Косово военного контингента НАТО (KFOR) и переход края под управление ООН. 17 февраля 2008 года албанские власти Косово снова провозгласили независимость от Сербии – но уже при поддержке США и ряда стран Евросоюза. Через два года, в июле 2010-го, Международный суд ООН в Гааге создал “косовский прецедент”, заявив, что декларация о независимости Косово не противоречит нормам международного права. С тех пор Косово признали более 30 стран – на прошлой неделе их было уже 104.

Однако Республика Молдова, на территории которой есть свой замороженный конфликт, не признала Косово, продолжает Noi. И сегодня это очень скользкая ситуация – соглашаться на участие в военном контроле зоны, которая является намного более конфликтной и взрывоопасной, чем приднестровский регион (имеется в виду Приднестровская Молдавская Республика, на территорию которой претендует Кишинев – прим. ИА REGNUM). И таким образом становиться на одну из сторон конфликта, не урегулировав проблемы на своей территории.

Судя по всему, в глазах европейцев наша страна находится на той же ступени, что и Косово, пишет Noi. В частности, Брюссель и Приштина (столица Косово) также в настоящее время готовят соглашение об ассоциации и собираются упростить визовый режим. И также работают над демократизацией государственных институтов и борются с коррупцией. “ЕС ожидает, что Косово активизирует свои усилия в проведении реформ по европейскому образцу, – сказал глава Евросовета Херман ван Ромпей. – Это касается, в частности, верховенства права, реформ государственного управления и избирательной системы, улучшения отношений с национальными меньшинствами”.

Правда, европейской интеграции Косова препятствует то, что независимость республики пока не признают пять стран ЕС: Кипр, Греция, Румыния, Словакия, Испания, продолжает Noi. Зато свой “замороженный конфликт” Приштина уже решила – с помощью ЕС. Потому что у Косово тоже есть свое “Косово” – анклавы на севере страны, в которых проживает сербское население. И до весны этого года анклавы полностью финансировались Сербией. Только весной этого года был подписан договор между Сербией и Косово о том, чтобы Белград отказался от анклавов и перестал помогать сербам, живущим там. Белградское правительство сдалось ради начала переговоров о вступлении в ЕС, чем вызвало массовые протесты населения в анклавах – люди решили, что их предали. Проблема, судя по всему, так и не решена, конфликт не погашен. В сентябре этого года уже был случай, когда неизвестные обстреляли транспорт Миссии ЕС, в результате был убит один из сотрудников миссии, гражданин Литвы.

Таким образом, не все так спокойно в этой зоне, как могло бы показаться со слов молдавского премьера, пишет Noi. А единство подходов в процессе европейской интеграции Молдавии и Косово наводит на мысль, что и приднестровский конфликт могут попытаться решить не по кипрскому варианту, а по косовскому, подводит итог издание.

www.regnum.ru/news/1717876.html#ixzz2hK3vFDVs

Прочитано: 654 раз(а)

Оставить комментарий

Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA