Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости 2 » Новости ПКРМ. Анализ некоторых мотивов и причин девальвации молдавского лея

Новости ПКРМ. Анализ некоторых мотивов и причин девальвации молдавского лея 

130408_devalv_rublАнализ некоторых мотивов и причин девальвации молдавского лея

Ежедневные сообщения об обменном курсе национальной валюты полностью подтверждают существование в реальности того, что не должно существовать ни в теории, ни на практике — плана девальвации молдавского лея. То есть административного по сути графика декретирования цены в леях на такой товар как доллары и евро в условиях вроде бы рыночной экономики. Но весь ход событий подтверждает подлинность официальных намерений НБМ поставить на плановую основу достижение своеобразного рекорда по преднамеренному обесцениванию лея. Этот план, опубликованный в прессе ,более месяца назад никем из специалистов не был прокомментирован, т.е. не был всерьёз воспринят, поскольку это означало бы изначально признать оправданность планомерной финансовой дестабилизации, т.е. разрушения по графику экономики собственного государства. Однако в существующих условиях это оказалось реальностью. Более того, авторы такого планового подхода к обесцениванию национальной валюты, противоречащего основным принципам современного рыночного хозяйства стремятся «научно» обосновать свой «новаторский» подход к регулированию валютного рынка.
Во первых, голословными декларациями о том, что якобы «leul puternic ucide economia-сильный лей убивает экономику». Не вдаваясь в глубокую теорию, отметим сразу, что не бывает в природе сильной и слабой валюты, с точки зрения политэкономической есть лишь более стабильная или менее стабильная. Уместны также и другие вопросы в этой связи о том, почему не убивается экономика десятков стран, например Швейцарии, Канады, ЮАР, Англии и др., где поступательное, прогрессивное развитие не мыслится без поддержания относительной стабильности нацвалют, т.е без обеспечения стабильности в денежно-финансовой сфере? Почему наилучшие, по конечной эффективности, показатели в Молдове были зафиксированы именно в периоды относительной стабильности лея, например в 2008г. и первой половине 2009г.?
Как стабильный( в обыденном понимании-сильный) лей может негативно влиять на экономику, если именно его стабильность сильнее всего укрепляет веру инвесторов, отечественных прежде всего, в предсказуемость завтрашнего дня экономики Молдовы, т.е. без всяких бизнесс-форумов, конференций, симпозиумов и др. «мероприятий» агитирует за инвестиции в нашу страну? Как всерьёз можно мечтать о социально-политической стабильности в условиях планового обесценивания банковских депозитов граждан , денег на расчётных счетах предприятий и учереждений, средств государственного и муниципиальных бюджетов? Разве является большим секретом, что одной из главных причин всех мятежей и социальных потрясений были и есть дестабилизация валютных рынков, сопутствующая гиперинфляция и обесценивание накоплений населения? Как, наконец, обеспечить нормальное функционирование госорганов, в условиях преднамеренного обесценивания бюджетных ассигнований на эти цели? И, главное, почему абсолютно все нормативные акты регулирующие деятельность национальных банков и подобных им учереждений абсолютно во всех странах, в том числе и в Молдове, указывают на обеспечение финансовой стабильности, как главной цели в деятельности таких госорганов, а НБМ игнорирует это требование Закона?
Во вторых, те кто сегодня определяет политику в денежно-финансовой сфере, не устают оперировать верным в кризисные и только в кризисные периоды тезисом о том, что девальвирующаяся нацвалюта выгодна экспортёрам. Тогда экспорт становится более конкурентноспособным, растёт его производство и реализация, увеличиваются число рабочих мест, возрастают бюджетные доходы и экономика выздоравливает. Но если это верно для крупных, самодостаточных многоотраслевых экономик, обладающих, прежде всего, собственными энергоресурсами, то в условиях Молдовы такое допущение непозволительно. Ведь в структуре подавляющего числа молдавских экспортных товаров минимум 80-90 процентов составляют импортные комплектующие и сырьё. В результате сиюминутная выгода экспортёров немедленно тратится в связи с возрастающими издержками производства в следующем производственном цикле, так как устанавливается более худший для производства масштаб цен. В Молдове абсолютно все производители товаров и услуг одновременно и почти в равной степени являются и экспортёрами и импортёрами, которые выиграв на экспорте неизбежно теряют на импорте. И потом, экономика Молдовы , по уверениям правительства, преодолела кризис и находится в стадии подъёма, поэтому теоретически не может нуждатся в девальвации лея.
В третьих . В первой половине т.г., когда молдавский лей опустился с 12,06 лей за 1 доллар и 15,73 лей за 1евро, соответственно до 12,77 лей (5,8%) и 16,77лей(6,6%) к 22 июля, Губернатор Нацбанка обьяснял это колебаниями на мировых рынках курса евро относительно доллара. Но такое объяснение нельзя было признать состоятельным. Ведь эти валютные колебания не повлияли в такой же мере на гривну, румынский лей, фунт стерлингов, русский рубль и т.д. Более серьёзные потрясения на внешних валютных рынках в 2008г. и первой половине 2009г. не обрушили молдавский лей, поскольку руководство Нацбанка в то время вовремя провело необходимые интервенции на валютный рынок и смягчило до минимума внешние шоки. Тревога в обществе усилилась в сентябре –октябре, когда стали известны данные о том, что к 17 октября лей подешевел с начала года по отношению к доллару на 8,1%(13,12 против 12,06лей), а по отношению к евро на 13,4%(17,84 против 15,73лей). Губернатор Нацбанка, вместе с тем, остался верен себе. Продолжающуюся девальвацию молдавского лея, рост внутренних цен он уже пояснял региональными особенностями – девальвациями нацвалют в нашем регионе… в Индии на 14% и Индонезии на 18% (??). Но очевидно, что с подобной расширительной трактовкой понятия «регион» никак нельзя согласится, иначе к «нашему» региону надо причислить Судан, Сомали,
Кению и др., где по причине социальных конфликтов нацвалюты обесцениваются ежедневно. Поэтому очевидно, что все ссылки на решающее влияние внешних факторов не выдерживают никакой критики. Более того, не только Нацбанк, Молдовы, но и все подобные учереждения других стран могут и обязаны по закону компенсировать, смягчать всякие сезонные и форсмажорные влияния на обменный курс нацвалюты, задействуя свои валютные резервы для покупки или продажи долларов и евро в объёмах достаточных для сохранения относительной стабильности обменного курса. Эта аксиома, к сожалению, игнорируется руководителями НБМ, которые точно также действовали и осенью 2009г. Тогда, скупая по заведомо завышенной цене на сумму примерно в 100млн. лей доллары и евро, был искусственно увеличен спрос на эту валюту и соответственно удешевлён молдавский лей на 15%(!) в течении всего 50 дней. При этом потери населения и народного хозяйства исчислялись сотнями миллионов лей из-за роста на одну треть внутренних тарифов на газ, примерно на столько же на теплоэнергию, воду, электричество и прочие потребительские товары. Но и тогда и сейчас не было и нет ни одного сколь-нибудь серьёзного обоснования для девальвации лея. В тот период, как и в настоящее время, на внутреннем рынке полностью отсутствовал дефицит долларов и евро. За 8 месяцев с.г. переводы от граждан Молдовы из-за рубежа составили 1021,54млн.долл, что на 82,95млн. больше чем в аналогичный период 2012г. Трансферты из-за рубежа составили 753 млн.долл. против 748млн.долл. за аналогичный период 2012г. В форме инвестиций поступило 490 млн. долл. против 446 млн.долл., не ослабевает также внешнее кредитование правительства. По этой статье в страну перечислено 53,7млн.долл. против 49,4 за 8 месяцев прошлого года. В этих комфортных условиях Национальный банк вместо того, чтобы выполнять требования закона и задействовать более чем значительные валютные резервы в сумме более 2,7млрд.долл. для противодействия попыткам валютных спекулянтов влиять на обменный курс, стал проводить обратную политику- преднамеренно скупать по завышенным ценам валюту и обесценивать лей. Тем самым Админсовет НБМ уже спровоцировал рост цен на медикаменты, на сжиженный газ, бензин и солярку притом, что мировая цена на нефтепродукты стабилизировалась ещё в июле с.г. и имеет тенденцию к снижению. Перечень потребительских товаров, значительно подорожавших только в последние два месяца также весьма значителен, не говоря уже о потерях фермеров, всего агросектора в период осенне полевых работ т.г.. Из-за бездействия НБМ в поддержании стабильности лея, плановые доходы госбюджета в октябре –декабре с.г. в сумме 7273,2 млн.лей, эквивалентные 426,4млн.евро(по курсу января) обесценятся минимум на 15,1 млн.евро при условии, что падение лея остановится на отметке 17,77лей за 1 евро. Банковские депозиты в национальной валюте на общую сумму в 24,83 млрд.лей по состоянию на 30.08.2013, эквивалентные 1578 млн.евро, 60% из которых принадлежат физическим лицам, обесценились к 1 сентября более чем на 210 млн.евро.
Реакцией на ухудшение условий хранения вкладов в банках, стало снижение объёма вновь привлечённых депозитных средств. В сентябре т.г. объём таковых был на 6,6 п.п. меньшим, чем в августе, что означает неизбежное сокращение в банках объёмов кредитных ресурсов и, соответственно, их удорожание. Далее неизбежно вырастет объём депозитов и кредитов в иностранной валюте, т.е. будет запущена т.н. долларизация экономики, что адекватно утрате контроля над собственной денежно-финансовой системой. Такова предварительная цена спровоцированной Админсоветом Нацбанка ускоренной девальвации лея в последние 4 месяца, в условиях полного равнодушия к проблеме Комитета по финансовой стабильности во главе с премьер министром Ю.Лянкэ.
Единственными заинтересованными в «курсовых качелях», которые организовал Нацбанк в июне-октябре с.г.остаются валютные спекулянты.
При анализе ежедневных курсов евро относительно лея, начиная с 25 июня с.г, рельефно проступает некая цикличность процесса девальвации лея. Каждый цикл имеет длительность от 7 до 15 дней. Внутри цикла есть дни подготовки к резкому повышению курса, день «прыжка» на более высокий курс евро, потом следуют несколько дней «сбора урожая», далее следует «откат», некоторое снижение курса, после чего цикл повторяется, а Евро дорожает по восходящей прямой.
К примеру, 25 июня курс евро был 16,29 лей, 1 июля он достиг 16,38 лей . 4 июля последовал откат к 16,25 лей, чтобы через три дня достигнуть 16,35 лей. 11 июля новый откат до 16,28 лей, а 12 июля новый «прыжок» уже к уровню 16,59лей. 16 июля курс евро упал до 16,44 лей, но 19 числа достиг 16,73 лей, а 23 июля евро стоил уже 16,87 лей. 5 августа курс евро откатился к 16,76 лей. На следующий день «прыгнул» до 16,86 лей за евро и далее до 17,1 к 29 августа. Новый «откат» до 16,91 лея Нацбанк провёл 4 сентября, чтобы 12 сентября
осуществить «подготовку» курсом в 17,1 лея, после чего евро совершил «прыжок» к уровням 17,47 лей 20 сентября и 17,62 лей 2 октября. Последние события полностью подтверждают этот анализ. К 21 октября курс евро достиг уровня 17,82 лея, а 23 октября вступил в фазу «отката»- 17,74 лея.24 октября прошла подготовка к очередному «прыжку» — курс установлен на уровне 17,77 лей и 25 октября НБМ «забросил» курс евро на на рекордную,пока, высоту-17,82 лея.Что будет дальше нетрудно просчитать, поскольку свой план-график по искусственной девальвации лея , рассчитанный до конца 2013г Нацбанк, по всей вероятности, не планирует дезавуировать. Веской причиной всего этого является прибыль «из воздуха», извлекаемая спекулянтами, знающими план – график обесценивания лея, т.е. действующими, скорее всего, в сговоре с функционерами НБМ.
Амплитуда выше указанных курсовых колебаний, на первый взляд, незначительна- в среднем около 12-15 бань или порядка 1,5%, однако в годовом исчислении доходность покупки валюты за леи в день «отката» и продажи в день «прыжка» на новый уровень курса составляет около 50% . И это при участии только в одном цикле! Дальнейшие комментарии,очевидно, излишни.
Проблема, видимо, должна стать предметом специального расследования компетентными органами всех обстоятельств, очевидно преднамеренного и искусственного обесценивания Административным Советом Нацбанка в течении длительного периода национальной валюты, с особо крупными потерями населения, предпринимателей и госбюджета.

Отдел социально-экономической экспертизы ЦК ПКРМ
25 октября 2013г.


comments powered by HyperComments

Прочитано: 147 раз(а)
Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                              Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Карпенко
Игорь Васильевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Ермалавичюс
Юозас Юозович

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Фененко
Юрий Вячеславович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Волович
Николай Викторович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Царьков
Евгений Игоревич

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС

Создание сайта агентство IR MEDIA