Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости » Новости ПКРМ. СССР дал Молдове «стальные руки-крылья» – завод гражданской авиации

Новости ПКРМ. СССР дал Молдове «стальные руки-крылья» – завод гражданской авиации 

30 декабря 1922 года на I всесоюзном съезде Советов представители РСФСР, Украины и  Белоруссии, а также Закавказской федерации подписали Декларацию об образовании СССР и Союзный договор. Декларация определяла основные принципы объединения: равноправие и добровольность объединения, право свободного выхода из СССР и право вступления в него других советских социалистических республик. СССР официально прекратил свое существование 8 декабря 1991 года после подписания Беловежских соглашений.

Что приобрела Молдова и что потеряла, получив независимость? На эту тему размышляет жительница Кишинева Галина Федотова, стоявшая у истоков гиганта союзного строительства в Молдове – завода гражданской авиации, известного еще как «опытный завод 425 ГА». Сегодня мало кто знает о том, что такой завод когда-то в Молдове существовал. Работала Галина Федотова в отделе снабжения и сбыта и была в курсе всех дел на предприятии.

 

Проспект Мира, 49

- Ниже жилищного комплекса «Ворота города» на выезде из столицы, по левую сторону, была когда-то вывеска с указателем: молдавский завод гражданской авиации. Находился он на проспекте Мира, 49. В интернете сохранилась о нем лишь короткая справка: основан в 1979 году, производил средства механизации для предприятий гражданской авиации, специализировался на выпуске оборудования по обслуживанию авиационной техники и авиапассажиров.

 

Я помню фотографии поэтапного строительства завода, начиная с планировки местности и разметки территории. Первые котлованы и первую пришедшую на объект технику. Эти снимки были рабочими материалами ленинградских архитекторов: проект завода разрабатывался в Ленаэропроекте. Позже, когда завод закрылся, я пыталась эти снимки найти, чтобы сохранить их для истории, но было уже поздно.

 

Еще не было стен завода – а люди уже стояли у станков

 

- Строили объект наши молдавские строители. Оборудование для цехов получали со всего Союза. Помню, из Чимкента нам прислали станки с числовым программным управлением. Это мало где еще было. И у нас была лучшая гальваника во всей Молдове.

 

Началось строительство в 1972 году, а в 1974-1975-м завод уже начал выпускать продукцию чуть ли не под открытым небом. Успели поставить на фундамент только коробку и крышу, и уже устанавливали станки. У станков стояли люди. Как в военное время.

 

5500 рабочих мест, жилье для сотрудников…

 

- Первые цеха заработали лишь в 1978 году. Для организации производства министерство гражданской авиации присылало нам специалистов из разных республик: из Ташкента, Риги, из Донецка. Строился завод быстро, ударными темпами. Он был предназначен для производства средств механизации и автоматизации аэропортов и аэровокзалов СССР, также выпускал спортивные комплексы для авиационных училищ. Ассортимент был большой, востребованный. Мы поставляли свою продукцию в Мурманск, Магадан, Алма-Ату, Новосибирск, Красноярск, Харьков, Москву, Ленинград…

 

Параллельно со строительством цехов шло строительство общежитий для работников завода, поскольку на производство пришло много молодежи. Одновременно строился жилой дом для сотрудников. Проектная мощность завода была рассчитана на 5,5 тысяч рабочих мест. Но не все производственные корпуса были достроены, успели набрать только 1,5 тысячи рабочих. Дополнительную мощность – 12-этажный ЗЛК, заводской лабораторный комплекс и вторую очередь цехов, еще предстояло построить. Не успели.

 

… И АЭС для подпитки энергоемкого производства  

 

- Это было энергетически емкое предприятие. Чтобы обеспечить работу гиганта и еще ряда других руководством республики велись переговоры с Москвой о строительстве у нас атомной электростанции, поскольку гидроэлектростанции были не в состоянии вырабатывать столько электроэнергии, сколько требовалось для быстро развивающейся промышленности. А Днестр еще одной гидроэлектростанции не выдержал бы.

 

Стабильная работа, стабильная зарплата

 

- В 1986 году была пущена последняя мощность завода. А годом раньше началась перестройка. И  завод гражданской авиации для Молдовы оказался мертворожденным ребенком.

 

Я часто встречаюсь с бывшими коллегами, вспоминаем молодые годы. И с такой ностальгией говорят они о тех годах! Потому что в СССР была стабильность: стабильная работа и стабильная заработная плата. Рабочие постоянно повышали квалификацию. Ударный труд отмечался премиальными. А в конце года мы получали так называемую 13-ю и даже 14-ю зарплаты. Если бы завод до сих пор существовал, никому бы в голову не пришло уезжать из страны на заработки. Завод был новый, по новым технологиям был построен, люди видели в нем хорошую перспективу и охотно шли к нам работать.

 

Сама я начинала комплектовщицей. Работая на заводе, закончила кишиневский промышленно-экономический техникум – нас готовили для работы в отделах снабжения и в отделах сбыта именно на таких крупных предприятиях. Сейчас техникума, к сожалению, нет, как нет и завода, как нет и Молдснабсбыта, Металлосбыта. Это все были снабженческие организации. Завозили уйму металла, вагоны химии, вагоны древесины – все для того, чтобы могли строить.

 

Кто работает – тот ест и отдыхает

 

- О людях заботились профсоюзы. У нас была своя огромная столовая. Ей был отведен целый корпус. В ней питались не только мы, но и работники близлежащих предприятий. При ней был свой кондитерский цех с хорошим оборудованием и с перспективой расширения. В обязательном порядке профсоюз выделял заводчанам талоны на диетическое питание.

 

Были на территории и свои магазины. Выйдя с завода или в обеденный перерыв, человек мог купить и принести домой курочку или колбаску, которые привозили специально для работников завода. И там же был промтоварный магазин. Привозили товары хорошие. Все это мотивировало людей идти к нам на завод. Но не только это.

 

При заводе была своя медсанчасть – свои врачи, медсестры. Рабочие в течение рабочего дня, не отрываясь от производства, могли проводить назначенные им врачом процедуры. У нас был свой зубоврачебный кабинет. Нас не допускали до работы без справки профосмотра с флюорографией и всем остальным набором обследований.

 

Город обеспечивал сотрудников завода детскими садами, с этим у нас проблем не было. От министерства гражданской авиации СССР нам давали путевки для деток в Анапу, в детский санаторий, где они отдыхали с родителями.

 

Два вагона для поездки на Говерлу

 

- У нас серьезно была поставлена спортивная работа. В штатном расписании был методист по спорту. Были заводские спортивные команды по футболу, волейболу… Не было выходных без соревнований.

 

В праздничные и выходные дни для людей организовывались интересные экскурсии, помню коллективное восхождение на Говерлу и отдых в Карпатах. Чтобы поехать туда, профсоюз арендовал для нас два железнодорожных вагона.

 

У нас не было своего дома культуры, но был огромного размера актовый зал. И такой же большой спортивный зал, и футбольное поле, и большая спортивная площадка. Поскольку мы выпускали спортивное оборудование для авиационных училищ, мы себе один комплект такого же оборудования на территории поставили. Инвентарь свой был: надувные лодки, рюкзаки, палатки – все для туристических походов.

 

У нас совместно с ювелирным заводом была общая база в Лебедевке на море, куда мы отправляли своих работников. Ездили и в санатории, причем еще приходилось упрашивать, убеждать. Поддержанию здоровья людей уделялось очень большое внимание.

 

Летали самолетами Аэрофлота на Кубу

 

- И еще почему шла к нам молодежь – человек, отработавший семь лет в системе гражданской авиации, получал право раз в год на бесплатный билет в любой конец Союза и даже за его пределы – туда, куда летали самолеты Аэрофлота.

 

Наши работники, к примеру, отправлялись на Кубу отдохнуть, причем, с правом провоза одного сопровождающего со скидкой в 50 процентов. И если в течение года в связи с какими-то обстоятельствами давали трехдневный отпуск без содержания, работник имел право отправиться к больному родственнику или на похороны с 50-процентной скидкой на билет и на таких же условиях – с одним сопровождающим.

 

Вот такие были времена и такие бонусы рабочему человеку! Поэтому уезжать в то время куда-либо на заработки смысла не было!

 

Резиновые прокладки как примета  независимости

 

- В 1986 году завод гражданской авиации еще работал. Но в 1991 году, когда Молдова обрела независимость, мы потеряли очень многое. Прежде всего, был утрачен огромный рынок сбыта. Мы стали работать только на себя. Отправлять куда-либо продукцию было проблематично, просто нереально. А у нас в Молдове все местные аэропорты, кроме кишиневского, закрылись.

 

И мы перешли на производство так называемой востребованной продукции. Нас выручал цех по производству резино-технических изделий – резиновые прокладки, изоляторы, пластмассовые изделия, ширпотреб. Доходы катастрофически упали. Содержать на условиях самоокупаемости 13 гектаров земли с производственными корпусами на скудную прибыль было невозможно, и пошла волна сокращений.

 

Помещения большей частью сдавались в аренду. Цеха умирали. Работы не было. Люди стали уезжать из страны. Постепенно мы растеряли всех хороших специалистов. Разрабатывать что-либо новое было невозможно – не было уже ни инвестиций, ни людских ресурсов. Оказалась невостребованной и моя специальность – начальника административно-хозяйственного отдела…

 

Вместо завода – супермаркет

 

- Сейчас я редко проезжаю мимо того, что осталось от нашего завода, но душа за него болит нестерпимо. На сделанных мной снимках видны развалины административного корпуса. Цеха тоже разобраны по кирпичику. Территория продана. На месте завода  планируетсяпостроить очередной супермаркет.

 

Я проработала там 30 лет. С такой теплотой, с такой любовью мы с коллегами вспоминаем то время! Даже отношения между людьми тогда были другими. Не было зависти, корысти, не было преград в строительстве карьеры.

 

Правда, была жесткая дисциплина и, конечно, было чувство ответственности за дело, к которому ты причастен. В 1983 на заводе было 103 ударника коммунистического труда, гордость завода. Людей ценили, людьми дорожили. И, чувствуя свою востребованность, они верили в перспективу предприятия, в свое личное будущее, которое мы, к сожалению, утратили, получив независимость.

 

 

 

Записала Мария БУИНЧУК

(Опубликовано в издании «Молдавские Ведомости»)

 

Прочитано: 404 раз(а)
Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA