Новости ПКП. ТИРАСПОЛЬ, КОТОРЫЙ МЫ ТЕРЯЕМ
Пять лет назад я еще не принимал участия в выборах, по той простой причине, что мне не было восемнадцати. Но очень хорошо помню, как все кандидаты обещали, в числе прочего, «чтить традиции», «уделять внимание развитию культуры», «сохранять исторический облик города» и т.д.
Однако за минувшую пятилетку заметных сдвигов в этом направлении не заметно.
К примеру – музей Котовского, находящийся (или теперь уже надо говорить «находившийся»?) на перекрестке улиц Манойлова и 25 Октября. Ведь его не только не спасли – его попросту закрыли! Хотя приднестровская общественность неоднократно поднимала голос в его защиту.
Многие люди и говорили, и писали, что подозревают не банальное отсутствие средств на ремонт этого исторического здания, а определенный умысел: музей стоит на бойком месте, в центре столицы, и, очевидно, кому-то захотелось построить здесь еще одну торговую точку. Или казино. В открытую подогнать бульдозер и сравнять с землей памятник истории не решаются, – ведь мы с памятниками не воюем! Поэтому просто не ремонтируют, ждут, пока само рухнет…
И, кажется, дождались. Когда я был там в последний раз с группой своих товарищей, в один из залов публику уже не пускали из опасения, что людям на голову рухнет потолок. А сейчас двери музея вообще закрыты. Самые ценные экспонаты перенесли в Объединенный музей, где для них отгородили малую часть выставочного зала.
Что, Григорий Иванович Котовский не заслуживает лучшего отношения? Забыли, что именно он вместе с Павлом Ткаченко стоял у колыбели нашей приднестровской государственности?
Бюст Павла Ткаченко, стоявший у ворот одноименного завода, исчез вместе с заводом. Современная молодежь даже не всегда знает, кто он такой и как выглядел. И сколько ему было лет, когда он погиб от рук врагов, – немногим больше, чем нам сейчас!
Только виновата в этом незнании не молодежь, а высокопоставленные чиновники от культуры, которым, видно, Котовский с Ткаченко не по нутру.
Теперь следующий вопрос: кому помешал Художественный салон на улице 25 Октября?
Для многих тираспольчан это место играло роль маленькой картинной галереи (посетить которую можно было, кстати, бесплатно). Ведь далеко не у всех есть деньги для приобретения картин и других художественных изделий, но полюбоваться искусством хочется каждому человеку.
Лично мне здесь было даже интереснее, чем на каком-нибудь официальном вернисаже. Признанные художники, которые выставляются в престижных залах… Уж не знаю, как сказать, чтобы не обидеть этих людей, но, глядя на их работы, не покидает ощущение, будто художнику чем-то связали крылья! То он оглядывается на спонсоров, то на критиков, то – на политическую конъюнктуру…
А в маленьком, давно не знавшем ремонта помещении салона витал дух творческой свободы, ярких фантазий. Хотя, конечно, некоторые изделия, выставлявшиеся здесь на продажу, надо относить к прикладному искусству, предназначенному для украшения нашего быта. Но, собранные вместе, они создавали совершенно неповторимую атмосферу!
О предстоящей ликвидации Художественного салона я узнал осенью. Грустная продавщица что-то говорила о Союзе художников и невнесенной арендной плате, но я не слушал, потому что смотрел новыми глазами на живописные полотна, покрывавшие стены, на расписную керамику, на вышивки и панно, – все эти многочисленные предметы, которые я вовсе не желаю иметь в своей комнате общежития, но хочу видеть всякий раз, когда надо чем-то подлечить душу. Мысль о том, что я вижу это в последний раз, имела привкус полыни.
В заключение продавщица сказала: «Вопрос можно было бы решить, если бы они захотели. Но им это не надо. Им все равно!». Она не уточняла, кто такие «они». Было и так понятно: мы – это простой народ, а они – те, кто говорит, что заботится о народе…
Недавно, проходя мимо Художественного салона, я убедился, что он в самом деле уже закрыт. Другого такого места, насколько известно мне, в Тирасполе нет.
Мое поколение уже не знает, как выглядел Парк Кирова, когда там стоял памятник Сергею Мироновичу Кирову. Как выглядела так называемая «Стометровка»… Никто не спорит, что город должен строиться и приобретать современный вид. Но как часто под видом «обновления» у нас отбирают то, что имеет историческую и культурную ценность! Отбирают, не спрашивая нашего разрешения.
Говорят, что дом 34 по ул. Манойлова, где располагался музей Котовского, уже не значится в Государственном реестре объектов историко-культурного наследия на 2016 год. Если это так – музей обречен на разрушение. Непонятно – зачем же его старательно белили и красили к Юбилею Республики? Неужели лишь для того, чтобы пустить пыль в глаза приезжим гостям?
Евгений Тозловану