Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости 2 » Новости КПУ. Сталин и Русское православие

Новости КПУ. Сталин и Русское православие 

Летом 1922 года жесточайшая засуха поразила Поволжье с его  7 наиболее хлебородными губерниями. Да и прочие регионы беда не обошла стороной. Голод с его  костлявой рукой пришел в семьи 30 миллионов человек. Сказались опустошительные последствия двух войн и  нашествия интервентов Антанты и ее сателлитов.

В этой драматической ситуации Советское государство обратилось к Русской православной церкви с просьбой об изъятии  церковных ценностей для закупок продовольствия за рубежом для голодающего населения. История знала подобные примеры, когда Петр I распорядился повсеместно снять церковные колокола для переплавки их на артиллерийские орудия. А здесь шла речь о спасении от голода, недоедания и эпидемий миллионов людей, прежде всего детей.

Далеко не все духовенство, к сожалению, с пониманием отнеслось к этой гуманной акции. Руководил  ею Лев Троцкий, в то время заместитель председателя Совета Народных комиссаров. Вместо разъяснительной работы с пастырями и верующими тот повел беспощадную реквизицию ценностей с помощью армии и ГПУ. Эту кампанию «злой демон революции», несомненно, пытался использовать с  подлой  целью разгромить православную церковь, столкнуть верующих с Советскою властью. К сожалению, у Троцкого находилось немало  сторонников из числа тех, кто недооценивал роль православия на крутых поворотах истории Российской государственности.

К слову, при обсуждении в Политбюро ЦК РКП (б) докладной записки Троцкого о необходимости изъятия церковных ценностей  И.В.Сталин «за» не голосовал. В начале 20-х годов у него не было большинства ни в Политбюро, ни  в правительстве. Впервые он получил ее от делегатов ХІІ съезда  РКП (б), состоявшегося  весной 1923 года. Результатом стало циркулярное письмо ЦК РКП №30 от 16 августа 1923 г. под названием «Об отношении к религиозным организациям». В нем, в частности, «ЦК обратил внимание на серьезные недостатки в области отношений с верующими и их культами, на нарочито грубые приемы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательство над предметами веры. Воспретить закрытие церквей, молитвенных помещений… по мотивам  неисполнения административных распоряжений, а где таковое закрытие имело место – отменить немедля».

Уместно в связи с этим вспомнить, что религиозные  убеждения Иосифа Джугашвили с детских лет формировались под влиянием его матери, простой грузинской  крестьянки, мечтавшей видеть  единственного сына православным священником. Казалось бы, шел Иосиф (значит, приумноженный) к этой цели уверенно. Окончил с отличием в родном городке Гори духовное училище, в  Тбилисской семинарии его наставник и земляк отец Гурам считал отрока одним из одаренных своих учеников.

Правда, некоторые западные историки, их последователи в России и поныне обращают внимание на тот факт, что образование Сталина, дескать, ограничилось несколькими курсами семинарии. И упускают из виду, что  учился он всю свою жизнь, настойчиво повышал образовательный уровень, пополнял интеллектуальный багаж знаниями различных отраслей науки – от металлургии, машиностроения, обороны, экономики до  философии, естествознания, культуры, литературы и искусства.

Как отмечал в своих работах «Сталин. Путь к власти» и «Сталин. На вершине власти»  скрупулезный исследователь жизни и деятельности вождя Юрий Емельянов, «в суровой обстановке Тифлисской семинарии были свои положительные стороны для развития ума и стимулирования интереса к знаниям. Богословские занятия развивали память, умение глубоко разбирать тексты  и логически рассуждать». Изучал латынь, греческий, церковно-славянский языки, русскую историю и литературу. Историк Алан Буллок, работавший помощником Уинстона Черчилля, считал, что такой стиль учебы помог  Сталину развить его феноменальную память, что весьма пригодилось  в  дальнейшей деятельности.

В отличие от его соучеников, выходцев из состоятельных семей, Иосиф до мельчайших подробностей знал жизнь обездоленных и бесправных низов, убеждался, какая глубокая пропасть пролегла между ними и власть имущими. Вскоре юного Джугашвили  «повела за собой» иная наука – наука классовой борьбы за достойное будущее народов, за равенство,   справедливость и социализм.

Удивляться такому крутому повороту  в его судьбе не стоит, если не помнить, что    еще выпускники духовных семинарий Николай Добролюбов и Николай Чернышевский сделали свой выбор в пользу  идеалов свободы, революционной демократии и гуманизма. Уже в стенах духовных семинарий приобщались к нелегальной деятельности будущие профессиональные революционеры Михаил Цхакая, Анастас Микоян, Ладо (Владимир) Кецховели, в расцвете сил  зверски убитый палачами в грузинской тюрьме, а еще – будущий председатель Центральной Ревизионной Комиссии ВКП (б) Михаил Владимирский.  Наличие духовного образования отнюдь «не помешало» сыну священника  Александру Василевскому стать талантливым военачальником, Маршалом Советского Союза. Один из руководителей Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, затем пламенный боец за установление Советской власти  в России и Украине Николай Подвойский в недавнем  прошлом выпускник Черниговской  духовной семинарии.

Позади напряженнейший этап борьбы  с троцкистской и зиновьевско-каменевской оппозициями, «правым», «левым»,  прочими уклонами и шараханиями о выборе  путей  строительства нового общества, прежде всего  создания  мощной индустрии , перехода от мелкотоварного производств к механизированным коллективным хозяйствам. А еще – осуществления культурной  революции, позволившей СССР  вооружить миллионы молодых людей современными знаниями, помочь им стать квалифицированными специалистами народного хозяйства.

Вместе с тем Сталин не забывал и о том, к каким к трагическим последствиям привели необоснованные гонения на русское православие, стремился не допустить повторения этих ошибок. Направил за своей подписью председателю ОГПУ Менжинскому В.Р. (№1037\19 от 12 сентября 1933 года) письмо следующего содержания (цитирую ):

«В Москве и на территории прилегающих районов Московской области полностью уничтожено 1500 храмов. Планы архитектурных застроек предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей.

На основании изложенного ЦК считает  невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей…

Органы Советской власти и рабоче-крестьянской милиции, ОГПУ обязаны принимать меры (вплоть до дисциплинированной ответственности) по охране памятников архитектуры древнего русского зодчества.

Секретарь ЦК И. Сталин».

По инициативе Иосифа Виссарионовича и его ближайших соратников начинается работа над новой Конституцией Страны Советов. В отличие от сторонников  «дальнейшего торжества мировой революции», сохранения в Основном Законе СССР как классового государства с диктатурой пролетариата, Сталин предусматривал создать конституционные гарантии всем слоям населения для их участия в государственном строительстве, в реальной и полновластной демократии. Вскоре руководство РКП (б) выступило за возвращение избирательных прав священнослужителям, семьям раскулаченных крестьян, казакам,  бывшим участникам вооруженной борьбы против Советской власти. Эти изменения положительно сказались на социальном статусе в общей сложности 2 миллионов человек. Выборы всех органов власти – от сельских Советов до Верховного Совета СССР и Верховных Советов республик были призваны осуществляться на основе свободного волеизъявления граждан, а само голосование носить тайный характер   на избирательных участках.

Одновременно в стране развернулась огромная работа по гуманизации  общественной жизни, повышению роли литературы, кино, культуры и искусства в формировании возрастающих духовных запросов советских людей. В учебные заведения заведения было возвращено преподавание истории СССР и новейшей истории. Позитивно оценивалась роль выдающихся защитников и создателей Росийского государства князей Александра Невского и Дмитрия Донского, императоров Ивана Грозного и Петра I,  выдающихся военачальников Богдана Хмельницкого, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Федора Ушакова, Павла Нахимова и  других.  Они стали героями  произведений исторической литературы, художественных фильмов и  искусства.

И вдруг на этом фоне возник идеологический скандал. Режиссер  Московского камерного театра Александр Таиров  поставил на   сцене своего театра сатирический спектакль-фарс «Богатыри» по либретто «именитого богоборца» Демьяна Бедного. Да, того  самого поэта с его постулатом, что   «история России в прошлом представляется сосудом мерзости и запустения». Высмеяны были былинные богатыри, прежде всего Илья Муромец,  крещение  Руси в православие. Комитет по делам  искусства дал резкую и отрицательную оценку спектаклю, он был снят с постановки.

Сталин как бы дал понять этим шагом любителям извращать историческое прошлое России, что их попытки не имеют ничего общего с подлинным искусством. Не лишне напомнить в связи с этим  о   диапазоне  его культурных запросов . С удовольствием и неоднократно слушал и смотрел в Большом театре полюбившиеся ему оперы «Князь Игорь», «Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Хованщина», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро» и «Пламя Парижа».  Советский писатель Феликс Чуев, автор книги «Сто сорок бесед с Молотовым», писал: «Вячеслав Михайлович вспоминал, как они  вместе в скупые часы досуга любили исполнять   молитву «Да исправится молитва моя». Ворошилов в юности был регентом церковного хора, Молотов и Сталин также обладали хорошим музыкальным слухом».

Ноябрь 1939 года. Сталин направляет народному комиссару Берия Л.П. Решение Политбюро ЦК №1697/13 от 11 ноября 1939 г. «Вопросы религии». В нем, в частности, отмечалось:

«Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследования верующих.

НКВД СССР произвести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанным, с богослужительной деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанное с лишением свободы осужденным по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда Советской власти».

22 декабря того же года народный комиссар внутренних дел  Союза ССР Л.Берия на письмо ответил:

«…из лагерей ГУЛАГ НКВД освобождено 12 600 человек, осужденных по приговорам в разное время. Уголовные дела в отношении их прекращены.

Предполагается освободить еще 15 000 человек».

В первый же день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года в эфире Всесоюзного радио прозвучало взволнованное Обращение к советским людям патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского):

«Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему Отечеству.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред Родиной и верой и выходили победителями.

Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг».

Хромоногий бес гитлеровской пропаганды Геббельс с началом вероломной агрессии против СССР вытянул из своего кармана, казалось бы,  убойные «козыри», способные поднять население оккупированных территорий на борьбу с «большевистским злом»: голод 1933 года  и  репрессии против православного духовенства и верующих.

Увы, рвов с многомиллионными захоронениями жертв голода на оккупированной территории обнаружить  не удалось. Наоборот, принесший на своих штыках «neue ordnung (новый порядок) предпочел сохранить коллективные хозяйства, переименовав их на общины и бесцеремонно присваивая при этом результаты труда сельского населения. Не сложилось дела и во многих, открытых оккупантами, православных храмах, где  многие пастыри предпочитали совершать молебни «не во славу Адольфа Гитлера, а о ниспослании советскому воинству защиты от смерти и даровании ему победы». Тысячи священнослужителей храбро воевали в рядах Действующей армии и партизанских отрядах, стали  во вражеском тылу хозяевами подпольных явок, разведчиками и информаторами.

В тяжелейшие месяцы гитлеровской блокады Ленинграда митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) предпочел остаться вместе со своей паствой, совершал литургии и молебни, ободрял и утешал верующих в своих патриотических посланиях. Многолетнюю подвижническую деятельность митрополита высоко оценило Советское государство, наградив его четырьмя орденами Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

По инициативе Русской православной церкви широко развернулось патриотическое движение церкви и верующих о сборе пожертвований в Фонд обороны. За годы войны  государству передано 150 миллионов рублей. За  средства РПЦ   построены  танковая колонна «Дмитрий Донской», с честью завершившая свой боевой путь  в мае 1945 года в Праге, авиационные эскадрильи «За Родину» и «Александр Невский».

Милосердному делу  лечения раненых советских воинов  посвятил себя архиепископ Красноярский, впоследствии Симферопольский и Крымский известный ученый, доктор медицинских наук Лука (Войно-Ясенецкий). Став вначале на  путь непризнания и осуждения Советской власти, он пришел к объективному выводу о том, что «Октябрьская революция способствовала огромному подъему отечественной науки и здравоохранения, что советский строй наиболее совершенный и справедливый». Его опыт проведения сложнейших хирургических операций  получил мировое признание, равно как и выдержавшие три издания при его жизни «Очерков гнойной хирургии». В 1946 году Войно-Ясенецкому была присуждена Сталинская премия первой степени.

Еще шла война и  от окончательной победы страну отделяли  два года, когда Председатель Совета Народных Комиссаров Сталин принял трех владык Русской православной церкви: митрополита Московского и Коломенского Сергия, митрополита Ленинградского Алексия, митрополита Киевского и Галицкого Николая. В ходе обстоятельного разговора  глава Советского правительства высоко оценил  патриотическую деятельность церкви  –  с первого дня войны и по настоящее время. Зашла речь и о накопившихся проблемах. Нерешенным, по мнению владык, остается до сих пор  вопрос о  центральном руководстве церкви. Сталин благожелательно отнесся к идее проведения Архиерейского Собора, на котором духовный клир намеревался избрать Патриарха Русской православной церкви, образовать Священный Синод.

Поинтересовавшись у митрополитов, сколько времени, по их мнению, понадобится для подготовки собора (не менее месяца), глава государства порекомендовал «проявить большевистские темпы». Правительство пообещало помочь транспортом  для  доставки епископата в Москву.

Здесь же был решен комплекс вопросов, начиная от  открытия богословских курсов и  до духовных семинарий и академии, издания журнала Московской патриархии, выделения под будущую патриаршую резиденцию трехэтажного здания по Чистому переулку со всеми удобствами и мебелью. Сталин заверил владык, что со стороны правительства и местных органов власти не будет препятствий для открытия ранее существовавших храмов и монастырей.

Через три дня, 8 сентября в Москве, открылся Архиерийский Собор. На нем Патриархом Московским и всея Руси был единогласно избран митрополит Московский и Коломенский Сергий, образован Священный Синод Русской православной церкви.

Собор отлучил от церкви  епископов и священнослужителей, изменивших Родине и перешедших в лагерь фашизма, лишил их церковного сана.

14 сентября 1943 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил состав и положение о Совете по делам Русской православной церкви, четко регламентирующего  взаимоотношения органов государственной власти и  синода, епархий и церковных приходов.  Иосиф Виссарионович долго думал, кому доверить руководства Советом. Остановился на кандидатуре  Георгия Карпова, сына столяра-краснодеревщика и реставратора православных храмов, в молодости окончившего духовную семинарию. Впоследствии церковный клир отмечал, что Карпова на посту главы Совета по    делам РПЦ   (с 1943 по 1960 г.г.) выделяли последовательность, рассудительность, взвешенность в словах, поступках и решениях.

15 мая 1944 года скончался Патриарх Сергий, яркая  личность в истории Русской православной церкви. По церковным канонам возникла необходимость созыва Поместного Собора, который  и открылся 31 января 1945 года. Были приглашены православные патриархи и их представители из Румынии, Болгарии,  Сербии, Грузии, Эллады, ряда стран Ближнего Востока. Открытым голосованием Поместный Собор избрал Патриархом Московским и всея Руси Алексия I. Более четверти века занимал он этот высочайший пост – более всех в истории РПЦ, снискал огромный авторитет и уважение  православного мира.

Советское правительство в 1948 году создало все условия для плодотворной работы Совещания глав и представительств автокефальных православных церквей, приуроченного к 500-летию автокефалии Русской православной церкви. Празднование этого знаменательного события подчеркнуло созидательную роль РПЦ как общественно-социальной структуры  в жизни советской страны и православного мира  в целом.

Укреплению международного престижа и влияния РПЦ послужил визит в Советский Союз митрополита Ливанских Гор Илии (Салима Насифа Карама) Антиохийской православной церкви,  одной из ведущих в диптихе четырех наиболее древних автокефальных церквей. В годину выпавших на долю нашей страны испытаний Илия призывал верующих Ближнего Востока даровать    советскому народу Победу в смертельной битве с фашизмом. Советское правительство высоко оценило подвижническую деятельность митрополита, наградив его Сталинской премией «За укрепление мира между народами». Не с тех ли, 40-х годов, православие стран Арабского Востока сохранило чувство глубочайшей признательности  к России, которая нынче стойко защищает Сирию от террора нелюдей-исламистов?

Позволю себе категорически не согласиться  с выводами псевдоисториков-либералов да и некоторых постсоветских богословов, что, дескать, позиция Сталина в отношении Русской православной церкви ничем не отличалась от прочих гонителей отечественного православия. В подтверждение  своих тезисов они тщатся перелопатить архивы, подвергают сомнению все, что говорил и писал  вождь о своих взаимоотношениях с Церковью. Это таким знаменитый поэт в свое время советовал: «Снимите, профессор, очки-велосипед…». Убедительней всех смогут рассказать о Сталине его современники, все те, кто близко соприкасался с ним в вопросах взаимоотношений Советского государства и религии, сохранения русского и мирового православия.

Алексий I, патриарх Московский и всея Руси

Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя…Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.

Христофор, патриарх Александрийский

Маршал Сталин…,  является одним из величайших людей нашей эпохи, питает доверие к Церкви и благосклонно к ней относится.

Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский

Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину.

Илия, митрополит Ливанских Гор 

Православие должно быть сильным и единым, как говорил И.В.Сталин, заявивший, что хочет сильного православия.

***

…Не успел еще советский народ провести И.В.Сталина в последний путь, как его преемники – от Хрущева до Горбачева и Ельцина – положили антисталинизм в основу своей политики, свели ее к разоблачению преступлений и охаиванию достижений советского периода истории.

Увы, так и не сбылась мечта  «инициатора оттепели» «при своей жизни увидеть последнего попа». Зато увидели мы многих фарисеев, бросивших в 1991-м  партийные билеты и дружно выстроившихся в очередь к православным святыням, осенявших себя крестным знаменем и  в то же время прилагавших свои подлые руки  к разрушению Общего Дома советских народов, строительству которого посвятил себя Сталин.

Но это уже  другая история.

Владимир Сиряченко

Прочитано: 728 раз(а)

Оставить комментарий

Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA