Новости КПУ. Александр Комнацкий: Современная система образования – целенаправленное уничтожение человеческого капитала
Многие строители «светлого капитализма» ставят в вину советской системе образования то, что в те времена школа воспитывала не столько человека, сколько коммуниста, идеологически убеждённого члена социалистического общества. Именно поэтому, начиная со времён «незалежности», в Украине стали очень популярными изречения «независимый эксперт», «независимая журналистика», «независимое оценивание» и другие. Независимость от всего стала своеобразным эталоном профессионализма и компетентности. Именно «независимые» академики пишут учебники истории, в которых о Великой Отечественной войне говорится вскользь, а политикам, находящимся в данный момент у власти, уделяется несколько биографических страниц. «Независимые» политологи на всю страну объясняют населению, что евроинтеграция, якобы, единственный выход из перманентного кризиса для Украины, а независимые эксперты полностью подтверждают их правоту. Независимые СМИ день и ночь говорят об ужасах социализма вообще, и жизни в СССР в частности. Список можно продолжать. Но возможна ли полная незаангажированность публичного человека, человека пишущего – то есть, несущего определённую информацию населению? Ответ однозначен – нет. Можно лишь искусно создать видимость независимости для того, чтобы насаждать собственную точку зрения, либо быть рупором мнения власть имущих.
Информации без идеологии не существует. Весь вопрос в том, какая именно идеология пропагандируется на данный момент и на данной территории. В Украине современной – это пропаганда капитализма. И школа, и высшие учебные заведения играют в этой пропаганде далеко не последнюю роль. Ведь, как известно, основные знания приобретаются человеком именно в детстве, и зачастую, остаются с ним на всю жизнь.
Пропаганда одних ценностей сменила пропаганда других. Капитализм крепко взял на вооружение известные слова В. И. Ленина о том, что «победу революции может закрепить только школа… Воспитанием будущих поколений закрепляется все, что завоевано революцией».
Именно «воспитанием будущих поколений» и занимается современная школа в Украине. Но кого воспитывают в нашей стране?
Если раньше идеология была своеобразной «надстройкой», подкреплённой мощным материальным «базисом» (бесплатное образование, учебники, спортивные кружки и секции), то капитализм оставил голую капиталистическую идеологию, не подкреплённую материально. Бесплатное образование давно существует в Украине лишь номинально. С детства украинцу прививается мысль о том, что бесплатный сыр может быть только в мышеловке. Образование ребёнка полностью ложится на родителей – государство не финансирует будущее человека. Ремонт школы, учебники, музыкальные и спортивные кружки – всё это оплачивается из кармана родителей. Хорошо, если они платёжеспособны. Если нет – у ребёнка появляется чувство ущербности, понимание того, что главное в жизни – это деньги, прибыль, платёжеспособность. Что вырастет из такого человека? Образцовый гражданин капиталистического общества, наёмный работник, главная мечта которого – самому занять место эксплуататора.
Второй проблемой в системе образования является всё большая её недоступность для основного населения. Повальная украинизация привела к тому, что огромное количество детей не имеет возможности обучаться на языке своих родителей, к которому они привыкли с детства. Как следствие – плохое освоение материала, снижение общего интеллектуального уровня. И это далеко не случайность. Это чётко продуманная система, прикрывающаяся патриотизмом, главной целью которой является разделение людей на касты. Элита будет получать качественное образование либо за границей, либо в специализированных украинских школах, а дети из рабочей среды (с точки зрения капитализма) вообще не нуждаются в хорошем образовании. Чем ниже интеллектуальный уровень будущего рабочего, тем лучше.
Что же ждёт Украину в будущем, если «кадры» будут готовиться таким образом? Человеческий капитал с прогрессирующей скоростью сводится к нулю. Отсутствие образования – это отсутствие научных открытий, инноваций, технологического прогресса. А кому выгодно такое положение Украины? Тем, кто рассматривает нашу страну только как сырьевой придаток, а также как поставщика дешёвой рабочей силы.
Реально ли на сегодняшний день противодействовать целенаправленному уничтожению интеллектуального капитала Украины? С каждым годом становится всё яснее, что необходимо как можно скорее восстановить лучшую в мире советскую систему образования – в школах и вузах, наладить систему среднего специального образования, а также на законодательном уровне закрепить предоставление первого рабочего места.
Это – не возвращение к старому, а реальный шаг вперёд, без которого Украина никогда не станет по-настоящему независимым государством.
А. Л. Комнацкий,
первый секретарь Киевского ГК КПУ