Новости КПРФ. Пессимизму вопреки. СНГ остаётся наиболее представительной организацией на постсоветском пространстве
Содружество независимых государств существует уже на протяжении 26 лет, несмотря на предсказания скептиков о полном забвении этой организации и уходе её в прошлое. Не исключено, что СНГ даже сможет несколько усилить свои позиции в ближайшем будущем. СНГ было основано 8 декабря 1991 года, когда главами России, Украины и Белоруссии было подписано так называемое Беловежское соглашение, в тексте которого было констатировано упразднение Советского Союза и образование на его базе новой формы межгосударственного сотрудничества бывших советских республик. Этот документ называется «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», и к 1994 году его ратифицировали и вошли в СНГ еще 8 стран — Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан (ассоциированный член) и Узбекистан. Надо сказать, что это соглашение первый президент Молдовы Мирча Снегур подписал еще 21 декабря 1991 года, однако парламентское большинство в Молдове отказалось ратифицировать документ. Основную часть конституирующих документов СНГ (кроме той части, которая касается военного сотрудничества) парламент Молдовы ратифицировал 8 апреля 1994 года. Эстония, Латвия и Литва отказались от участия в СНГ изначально, выбрав европейский вектор интеграции. Украина, являясь одним из соучредителей и участником СНГ, отказалась ратифицировать устав СНГ и юридически членом содружества не является. В 2008 году, во времена президента Михаила Саакашвили, из членства в СНГ вышла Грузия. Серьезным испытанием для СНГ стал украинский кризис, который сопровождается значительным ухудшением экономических связей между Российской Федерацией и Украиной. Определенные политические телодвижения молдавских «евроинтеграторов» привели к дистанцированию нашей страны от СНГ, хотя ее представители регулярно участвуют в саммитах организации. * * * Исключительно западный вектор в виде ассоциации с ЕС не принес Кишиневу экономического благополучия (впрочем, Тбилиси и Киеву тоже). Да, Молдова и Украина могут выйти из СНГ (или хотя бы денонсировать некоторые соглашения), и тогда постсоветское пространство ждет новый формат отношений. Но есть одно маленькое «но». Многие торговые соглашения с Евросоюзом заключены не со странами напрямую, а через СНГ, в том числе с Молдовой. И одномоментный выход из состава СНГ действие этих соглашений просто прекращает. Как только Молдова покинет СНГ, ее торгово-экономическим отношениям с Евросоюзом будет нанесен очень серьезный удар. Потребуется время для переоформления этих соглашений, а в это время все экономические отношения будут подморожены, причем довольно серьезно. Так что подобное решение будет, мягко говоря, безответственным. К безответственным заявлениям следует отнести и то, что сделал спикер парламента Андриан Канду в прошлом году, когда дал понять, что в перспективе в парламенте страны на голосование может быть поставлен вопрос о приостановлении членства страны в СНГ или даже о ее выходе из организации. Но уже на следующий день заявление дезавуировал пресс-секретарь правящей Демпартии Виталий Гамурарь: «В Молдове не рассматривается ни выход страны из СНГ, ни приостановление выплат взносов со стороны Кишинева. Внутри правящих и оппозиционных партий даже не ведутся такие дискуссии». Против выхода нашей страны из СНГ высказался также премьер-министр, первый вице-председатель ДПМ Павел Филип. Возможно, Канду решил под политический шумок доставить неприятности России и реализовать какие-то собственные политические проекты. Как видим, даже преступная правящая власть отлично осознает, что на одних финансовых инъекциях со стороны Евросоюза далеко не уедешь. Да и не выдержит сейчас ЕС еще одного халявного седока. К тому же в рамках СНГ, к примеру, существует соглашение по вопросу пенсионной системы. Граждане государств — участников СНГ в случае переезда на постоянное место жительства в другую страну содружества получают пенсию в стране проживания. И правящей власти (особенно перед выборами) будет затруднительно объяснить электорату, отчего его родичи перестали ее получать. В Молдове существует раскол как в обществе, так и внутри основных политических сил по вопросу дальнейшего будущего страны. Невзирая на заявления «проевропейских» политиков о стремлении сближаться с ЕС, в молдавском истеблишменте растет понимание, что разрыв связей с Москвой и интеграционными структурами на постсоветском пространстве будет способствовать лишь ухудшению ситуации в стране и провоцировать недовольство граждан. * * * Подводя некоторые итоги деятельности СНГ, можно заметить, что одной из причин его долголетия является то, что деятельность Содружества Независимых Государств основана на «принципе равноправия, через коор¬динирующие институты, формируемые на паритетной основе». И содружество «не является ни государством, ни надгосударственным образованием». В настоящее время актуализируется вопрос о жизнеспособности СНГ, функциональности его структур, о перспективности выработанных за время существования этой организации форм взаимодействия и сотрудничества в целом. СНГ не исчерпало свой потенциал и вполне способно создать хорошие возможности как для укрепления содружества, так и усиления на этом пространстве разно¬уровневых интеграционных процессов.
|