Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости » Новости КПБ. «ВСПОМНИМ БЫЛЫЕ И ГРОЗНЫЕ ГОДЫ, МАРШ ЗАИГРАЙТЕ СТАРЫЙ, ЗАБЫТЫЙ!»

Новости КПБ. «ВСПОМНИМ БЫЛЫЕ И ГРОЗНЫЕ ГОДЫ, МАРШ ЗАИГРАЙТЕ СТАРЫЙ, ЗАБЫТЫЙ!» 

30 лет назад эти слова известного «Старого марша» торжественно прозвучали в исполнении народной артистки СССР, композитора Людмилы Лядовой на её творческом вечере «Моя тональность – оптимизм». Концерт состоялся летом 1988 года в Дома офицеров Центральной группы войск во время моей службы начальником отдела организационно-партийной работы политуправления ЦГВ. До сих пор помню, что зрительный зал был полон любителей музыки – офицеров, прапорщиков, служащих и членов их семей. Характерно также, что на знаменитость из столицы СССР пришла посмотреть и послушать песни и классические сочинения молодежь – дети военнослужащих и учащиеся средней общеобразовательной и музыкальной школ Миловицкого гарнизона.

Мне, как и многим поклонникам творчества Людмилы Алексеевны, было широко известно это имя. Её творчество было действительно многогранно: оно сочетало в себе талант не только композитора, но и аккомпаниатора, певицы, пианиста-исполнителя. Лядовой созданы сотни известных песен, среди которых как мажорные, так и проникнутые тонким лиризмом мелодии и романсы. Как и принято, в таких случаях, на творческой встрече зрителей интересовали биографические данные, путь к вершинам профессионального музыкального мастерства Лядовой. Композитор рассказала, что родилась она в 1925 году в Свердловске в семье профессиональных музыкантов. Отец – Алексей Иванович – был солистом Свердловского оперного театра, затем работал скрипачом в оркестре, помимо скрипки прекрасно играл на саксофоне и мандолине.

Мать – Юлия Петровна – по образованию хормейстер, дирижировала самодеятельными коллективами, долгое время пела в Свердловской филармонии. Родители, рано заметив музыкальную одаренность дочери, начали серьезно готовить ее к карьере пианистки. Так что учиться музыке она стала с раннего детства. Дома часто образовывалось импровизированное трио: Люда садилась за рояль, мама пела, а папа играл на скрипке. Сначала пригласили домашнюю учительницу, которая давала Людмиле частные уроки. Затем ее определили в музыкальную школу. В 10-летнем возрасте, выдержав большой конкурс, Людмила поступила на детское отделение Свердловской консерватории. С 11 лет одарённая девочка играла сложнейшие произведения классического репертуара на школьных вечерах, елках, в клубе, участвовала в смотрах, фестивалях, конкурсах. Большим событием стало для нее, 14-летней школьницы, выступление с оркестром на сцене Свердловской филармонии. Тогда она играла бемольный концерт Мендельсона, а через год с этим же оркестром исполнила знаменитый Первый концерт Чайковского, сочинения Рахманинова и Листа. По окончании училища Людмилу зачислили в консерваторию в фортепианный класс. Параллельно она училась на композиторском отделении.

Во время Великой Отечественной войны Людмила вместе с мамой активно включилась в работу концертных бригад: они выступали в воинских частях, на заводах, в консерватории, на импровизированной эстраде в здании вокзала. Людмила играла классику, исполняла песни из репертуара своей любимой певицы Лидии Руслановой, а также новые, услышанные по радио, военные песни Дунаевского, Мокроусова, Соловьева-Седого, Богословского, Блантера. Пела «Темную ночь», «Давай закурим», «Поет гармонь за Вологдой» и другие.

Весной 1948 года, после выпуска из консерватории, Лядова вместе с подругой-певицей Ниной Пантелеевой отправилась в турне по городам Союза: выступали в Томске, Оренбурге, Харькове, на Дальнем Востоке, в Архангельске, в Ленинграде. Дуэт быстро завоевал популярность. В его репертуар входили такие любимые народом песни, как «Дороги», «Ехал я из Берлина», «Вот солдаты идут», «Одинокая гармонь». Молодые артистки исколесили всю страну, их приглашали выступать на радио, записывали на пластинки. В 26 лет, в феврале 1951 года, Людмила Лядова была принята в Союз композиторов СССР.

С гордостью рассказывала Людмила Алексеевна о том, что её песни становились сразу же популярными, близкими душе русского народа. Их брали в свой «актив» знаменитые исполнители Леонид Утёсов, Майя Кристалинская, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Людмила Зыкина и другие. Сочинения Лядовой исполняли выдающиеся пианисты и знаменитые оркестры, а песни хором подхватывали огромные залы и целые стадионы.

Помнится, что в тот творческий вечер никого не оставила равнодушными песня «Женщины», исполненная автором на слова поэта Владимира Лазарева.

Что спето, то спето, что было, то где-то,
Но нам еще вальсы кружить.
Я радуюсь солнцу, я радуюсь свету,
А жить надо просто затем, чтобы жить.

И нельзя было без невольно накативших слёз воспринимать откровения композитора и певицы:

Мы вынесли, милые, столько,
Не ставить же веку в вину.
Мы рядом с мужчинам стойко
Прошли и беду, и войну.

Так же трогательно в её исполнении прозвучали песни «Поёт труба тревогу», «Вот это хор!», «Дорожная», «Улицы Москвы».

Скажу откровенно читателям партийной газеты: в группе войск в те годы побывало с гастролями немало именитых и известных исполнителей. Публика была избалована их вниманием. Ну, разве можно было представить, что с первыми аккордами песни «Мой марш» зал в едином порыве встал и вместе с композитором подпевал:

И пусть моё уходит лето,
Ещё не всё мной в жизни спето!
Всё впереди, и я пою:
«Людмила Лядова, Людмила Лядова,
Людмила Лядова всегда в строю!».

Вспоминается, что исполнение композитором собственных песен пользовалось у зрителей неизменным успехом. Залог его не в артистизме даже, а в самой человеческой сути, веселом нраве, неудержимом темпераменте автора и исполнительницы. Когда она выходила на сцену – энергичная, стремительная, красивая – это уже настраивало нас, слушателей, на определенную лирическую волну…

Не отставили благодарные зрительницы без внимания и великолепную, спортивную форму композитора (ей в то время было 63 года). Её по-настоящему спортивный вид – это не результат ли модных диет? – интересовались местные модницы. Певица откровенно поделилась своими секретами молодости и бодрости духа. Главное, как она отметила, – быть всё время в движении, в творческом полёте. По её словам, даже после приобретения личного автомобиля, Людмила Алексеевна старается много ходить пешком. Едва появляется возможность, отправляется на лыжную прогулку по Подмосковью или идет на каток, едет за город.

По её твёрдому убеждению, нет ничего прелестнее многоголосой симфонии тишины леса! Есть у природы своя музыка, счастлив тот, кто умеет слушать ее… Зимой она подолгу просиживает над высверленной собственноручно лункой, созерцая трепетный поплавок, а летом, вооружившись удочками, часами не покидает лодку, рыбачит на водохранилище.

Чем больше узнавали зрители о жизни композитора Людмилы Лядовой, тем яснее становилось: мажорная, светлая музыка, которую она щедро нам дарит, находится в гармоническом единстве с ее внутренним миром, отражает ее искрящийся оптимизм.

Сопровождавший Людмилу Алексеевну по гарнизонам ЦГВ мой сослуживец по политуправлению и старый приятель Николай Шевченко, отвечавший по долгу службы за армейскую культуру, рассказывал впоследствии, что Людмила Алексеевна попросила его организовать встречу с коллективом Ансамбля песни и пляски группы войск. И такая встреча вскоре состоялась. Начальник музыкального коллектива Геннадий Лужецкий рассказал композитору о творческих планах солистов ансамбля. Композитор дала высокую оценку исполненному маршу «Полковой оркестр», написанный её в содружестве с поэтом Георгием Ходосовым.

С ним шагать в походе легче,
С ним, конечно, веселей.
С ним от проводов до встречи
И нарядней и теплей!

С подъёмом исполнили этот полюбившийся марш солисты ансамбля Владимир Конев, Сергей Пантюхин и Людмила Грищенко. Людмила Лядова рассказала армейским артистам о своём сотрудничестве с поэтом Георгием Ходосовым. Ими написано около 100 песен, среди которых популярные «Так легко», «Едем с нами», «В Колонном зале», «Вожатый наш» и другие. Много произведений было создано в содружестве с поэтами С. Михалковым, Е. Евтушенко, Н. Доризо, Л. Зубковой, Б. Брянским, В. Петровым, Т. Пономаревой.

По признанию известных музыкантов и исполнителей, у Людмилы Лядовой в творчестве наблюдается отсутствие пессимистических интонаций, тоски или безысходности, и «минор всегда звучит мажорно». В своё время Клавдия Ивановна Шульженко, исполнявшая песни Л. Лядовой, писала: «Ее песни открывают нам мир яркий и радостный. Они, как добрые друзья, вошли в нашу жизнь, неся на своих крыльях неиссякаемый заряд оптимизма…». С мнением народной артистки нельзя не согласиться.

Александр Косенко, секретарь Минского ГК КПБ, член Белорусского союза журналистов.

Источник

Прочитано: 458 раз(а)

Оставить комментарий

Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Карпенко
Игорь Васильевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Ермалавичюс
Юозас Юозович

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Царьков
Евгений Игоревич

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA