Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости » Новости КПБ. ЛЕНИН – ИМЯ – ЗНАМЯ

Новости КПБ. ЛЕНИН – ИМЯ – ЗНАМЯ 

При жизни Ленин не раз слышал злобные выкрики по своему адресу. После смерти его враги отдавали дань уважения и даже изумления его многогранному таланту. История же отвела ему неповторимую роль преобразователя, борца за народное счастье. На тернистом пути в новый мир Ленин сделал много дел, но не избежал ошибок, которые особенно заметны в исторической перспективе. И вот ныне, в XXI веке, находятся мещане, наслушавшиеся озлобленной брани и наветов и радующиеся, по словам Пушкина, «унижению высокого, слабостям могущего». И не только радующиеся. Они нередко становятся в позу судей и даже толкователей учения Ленина, которого не знали ни ранее, не хотят знать теперь. Они распространяют клеветнические домыслы, рассчитывая, что, повторённая тысячекратно, ложь может обрести облик правды. Если ранее многие из них творили из Ленина кумира, то теперь они отворачиваются от его подлинной гениальности.

Было время, когда лишь только ссылка на Ленина считалась истиной в последней инстанции. Идеологи зачастую превращали ленинское учение в катехизис, в набор цитат. Такой приём вёл к отрицательным результатам, которыми довольно успешно и, к сожалению, почти безнаказанно пользуются современные ниспровергатели Ленина. Они превращают Ильича в фанатика, в книжника, в аскета, в начётника от марксизма, ввергнувшего страну со 150-миллионым населением в непредсказуемый эксперимент, в диктатора, не терпящего инакомыслия.

ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ? Чтобы лучше понять смысл основных противоречий и зигзагов современности, читайте Ленина.

Кого-то пугает своей строгостью как будто одетый в форму тёмно-синий строй томов его Полного собрания сочинений. Пока не преодолена эта оторопь, ищите тоненькие брошюры с ленинскими статьями. Абсолютное большинство работ В.И. Ленин предназначал не учёным, а рабочим, солдатам, крестьянам, имевшим к тому же весьма скромное образование. Это позднее его творчество упаковали в замечательные тома, а писал-то он чаще всего газетные статьи и брошюры. Они были предназначены для вдумчивого чтения, но чтения миллионов.

Работы В.И. Ленина – самые убедительные уроки классовой борьбы. Это правда, что каждая его статья написана по конкретному поводу. Это правда, что порой те поводы далеки от нашей современности. Но стоит начать читать любую его работу – и мысль сама собой переходит к сегодняшнему бегущему дню. А всё потому, что сохраняют актуальность ленинский метод отбора аргументов, ленинское умение осветить любое общественное событие прожектором коренных интересов союза рабочих и крестьян. В таком умении у нас, сегодняшних, ощущается огромный дефицит. Читайте Ленина!

Ленинские труды – это образец критического осмысления действительности, тщательного взвешивания каждого политического события, любой социальной теории на точнейших весах научной истины и классовых интересов пролетариата.

В чём ценность идей и деятельности Ленина для своей страны и для всего мира? Несомненно, главное – это то, что Ленин был зачинателем величайшей революции всех времён, направленной на освобождение народов. Его учение и его деятельность позволили миллионам обездоленных во всём мире конкретно надеяться на освобождение, они помогают и сегодня миллионам рабочих и крестьян верить в возможность построения общества справедливости и солидарности. А для многих представителей интеллигенции они являются творческим стимулом.

Ленинизм оказал такое влияние на историю, что любая попытка ограничить его рамками прошедшей эпохи, как кое-кто хотел бы, представляется полнейшим абсурдом. Сотни теорий возникли за ушедшее столетие. Многие из них прошли незамеченными, другие же имели короткое существование. Этого не произошло с ленинским учением. Сегодня, в крутое время перемен, мы идём к нему с непростыми нашими вопросами, жгучими проблемами, с планами и сомнениями. Все мы нынче – ходоки, ищущие у вождя ответа: как жить, как бороться, как сделать наше Отечество могучим и прекрасным?

И мы находим у него ответы.

В самом начале своей деятельности он писал, что дело не в том, чтобы «повторять по памяти прежние выводы», сделанные классиками, а в том, чтобы «воспользоваться приёмами марксистского исследования для анализа новой политической ситуации» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т. 7. – С. 237). В этом ключ к пониманию тех крупных поворотов, которые совершал Ленин в переломные моменты исторического развития.

«…Когда появляются большие планы, на много лет рассчитанные, находятся нередко скептики, которые говорят: где уж там нам на много лет рассчитывать, дай бог сделать и то, что нужно сейчас. Товарищи, нужно уметь соединять и то и другое; нельзя работать, не имея плана, рассчитанного на длительный период и на серьёзный успех», – так говорит нам Ленин.

В ходе политической борьбы Ленин ставил проблемы временами весьма резко, но в его полемике не было ничего личного. Приходилось бороться не только с самим собой, не только с политическими противниками, но и испытывать сильнейшее давление со стороны товарищей по партии, упрекавших Владимира Ильича то в «забвении принципов», то даже в «отходе от марксизма». Отвечая им, Ленин писал: «Если ход истории сложился иначе, чем мы ожидали, оригинальнее, своеобразнее, пестрее, то не надо «уподобляться тем «старым большевикам» которые не раз уже играли печальную роль в истории нашей партии, повторяя бессмысленно заученную формулу вместо изучения своеобразия новой живой действительности» (Там же, Т. 31. – С. 133). Таких, добавлял Ленин, «надо сдать в архив «большевистских» дореволюционных редкостей (можно назвать: архив «старых большевиков») (Там же, С. 134). «Партиец тот, – читаем мы у Владимира Ильича, – кто на деле ведёт тактическую линию партии…».

Саркастически сокрушая самовлюблённость нарциссов от революции, Ленин предупреждал: «…Погибла бы безнадёжно (и вполне заслуженно) революция, берущая всерьёз таких людей» (Там же, Т. 36. – С. 301). Он творчески подходил к решению насущных вопросов, уделяя большое внимание людям, внимательно выслушивал их мнение, выделяя при этом всё положительное и полезное для дела социализма. Ему были чужды зависть, тщеславие и индивидуализм.

При всей своей любви к теории Ленин, когда жизнь требовала перемены точки зрения, не считался ни с какими постулатами и, казалось бы, священными догмами, а руководствовался тем, что по его словам, составляет «живую душу марксизма – конкретный анализ конкретной ситуации» (Там же, Т. 41. – С. 136).

Размышляя над уроками Ленина, необходимо помнить: он жил в жестокое, пропитанное насилием время, когда революционерам, даже самым большим гуманистам среди них, приходилось, как образно выразился один большевик-рабочий, «держать душу за крылья».

Сегодня нередко приходится слышать – а нужна ли была вообще Октябрьская революция? Не лучше ли было бы для России «остановиться» на Феврале. Такие рассуждения, абсурдные в отношении прошлого, имеют в идейно-политической борьбе, как правило, демагогическую цель. И противоядие против них – факты.

Несомненно, Февральская революция – крупнейшее событие в нашей отечественной истории. Но ведь это факт, что буржуазно-меньшевистское правительство не решило главных вопросов российской революции – но о мире, ни о хлебе, ни о земле. Страна скатывалась к общенациональной катастрофе. Позднее, отвергая обвинения о том, что большевики преднамеренно «залили страну кровью», Ленин говорил: «Нашёлся ли бы на свете хоть один дурак, который пошёл бы на революцию, если бы вы (т.е. меньшевики и эсеры) действительно начали социальную реформу? Почему же вы этого не сделали?» – спрашивал Ленин (Там же, Т. 40. – С. 179).

Ленин всячески стремился избежать Гражданской войны. Вскоре после корниловского мятежа большевики предложили другим социалистическим партиям компромисс: большевики не претендуют на участие в правительстве и отказались бы «от выставления немедленного требования перехода власти к пролетариату и беднейшим крестьянам, от революционных методов борьбы за это, требование». А меньшевики и эсеры составили бы без буржуазных партии правительство, «целиком и исключительно ответственное перед Советами…», и это обеспечило бы «мирное движение революции вперёд, мирное изживание партийной борьбы внутри Советов» (Там же, Т. 34. – С. 135).

Нам не уйти от очень тяжких споров о степени исторической вины перед народом красных и белых. Напомню, что начались они со времени Гражданской войны. И если нынче действительно нет пророка в своём Отечестве, прислушаемся к иностранцу, американцу Альберту Ривсу Вильямсу который в Советской стране встретил Октябрь, а затем большую часть времени, по его же словам, «проводил среди солдат в армии, среди крестьян и среди рабочих на фабриках».

Вильямсу принадлежат вот эти слова:

– Призовите на суд истории, с одной стороны, большевиков, обвиняемых в красном терроре, а с другой – белогвардейцев и черносотенцев, обвиняемых в белом терроре, и предложите им поднять руки. Я знаю, когда они поднимут руки, мозолистые и загрубелые от работы руки крестьян и рабочих будут сиять белизной по сравнению с обагрёнными кровью руками этих привилегированных леди и джентльменов.

Когда и где Вильямс сделал это заявление? В феврале 1919 года на заседании так называемой «Оверменской комиссии» американского сената в Вашингтоне, которая устроила тогда подобие «суда» над Октябрьской революцией. Сенатор Овермен, члены его комиссии немало потрудились у колыбели международного официального мифа об одностороннем красном терроре большевиков. Но сразу же столкнулись со свидетельствами очевидцев Октября – Джона Рида, Альберта Вильямса, Луизы Брайант.

Нет нужды всем присоединяться сегодня к их точке зрения. Но и не учитывать её нельзя.
Обо всем этом ныне стоит напомнить, ибо сегодня – одни по незнанию, другие до умыслу – выхватывают из цепи событий эпизоды, факты, документы и приписывают Ленину склонность к насилию. Ленин всегда стремился до предела исчерпать возможности политических решении. «В нашем идеале нет места насилию над людьми» (Там же, Т. 30. – С. 122).Это – ленинские слова. В это надо вникнуть всем, кто по-настоящему хочет понять Ленина.

Приведённый пример – не только апелляция к подлинным фактам истории, не только дань познанию подлинного Ленина. Для нас это сегодня важно и в другом отношении: постсоветское пространство в революционном брожении вновь проходит через крутой перевал в своей истории – в поиске справедливости и благополучия на горьком опыте «перестройки». Чем обернулось «обновление социализма» без использования ленинского наследия, видно всем.

Конечно, никто не собирается переносить в наше время задачи, которые нащупывал и увидел Ленин в конце своей жизни, рассматривать его идеи как прямые указания для нас. Но по масштабам, по характеру, по методу мышления – это во многом сходные задачи.

Самое общее, принципиальное, что делает правомерным такое сопоставление, состоит в том, что теперь, как и тогда, речь идёт о революции, в реалистическом пути движения к новому обществу в конкретных условиях.

Ленинский стиль – это прежде всего деловитость. Как ненавидел Ильич мастеров пышных фраз, прикрывающих болтовнёй «в духе времени» свою бездеятельность! Как яростно боролся он против бюрократов и волокитчиков, что душат бумагой и параграфом всякую светлую идею, любое живое начинание! А разве перевелись такие сегодня?

Ленин даёт нам действенное средство борьбы с этим злом: «Проверять людей и проверять фактическое исполнение дела – в этом, ещё раз в этом, только в этом теперь гвоздь всей работы, всей политики». Не раз и не два возвращался он в своих работах к этой мысли. И подчёркивал: самое действенное – контроль «снизу», со стороны масс, политически активных, кровно заинтересованных в реальном успехе общего дела. Это и есть демократизация, это и есть в самом широком значении всемерное развитие общественных начал, без которого сегодня нам нельзя двигаться вперёд.

…В своё время у меня сложились такие строки:

Я хотел бы увидеть Ленина –
Не сквозь годы, не вдалеке,
Вне спокойствия мавзолейного,
С кепкой, стиснутой в кулаке!

С нами ныне именно такой Ильич – живой, страстный, борющийся. Он участвует своей неутомимой и всепроникающей мыслью, своими пророческими предвидениями каждом нашем деле.
Самое верное наше дело, по мысли Ленина, и с принципиальной точки зрения и с практической, и с точки зрения международной – экономическое строительство.

И сегодня актуально звучит ленинский призыв: строгий учёт, строгий контроль, поменьше краснобайства, пышных фраз, побольше простого, будничного дела, заботы о пуде хлеба и пуде угля, достающегося не работающим лично и не их «ближним», а «дальним», то есть всему обществу в целом, десяткам и сотням миллионов людей.

«За нами дело справедливости», – писал Ленин непосредственно после победы Октября. Речь идёт прежде всего об усилении внимания к человеку, условиям его труда, быта, досуга.
Любое решение, любой шаг в практической деятельности должны оцениваться в первую очередь с точки зрения того, что они дают людям, каковы их социальные последствия. Никакие ссылки на объективные обстоятельства не могут служить оправданием невнимания к нуждам людей. Нет и не может быть интересов дела, чуждых интересам человека труда.

Ставя своей целью достижение полноты материальной и духовной жизни человека, наше общество не может вместе с тем идти по пути потребительства. При социализме разумны те потребности, которые не ведут к стяжательству и накопительству, не расходятся с принципами трудовой морали. Однако ещё есть люди с отчётливо выраженными собственническими устремлениями, с пренебрежительным отношением к общественной собственности. Их поведение вызывает возмущение трудящихся, протест каждого человека, живущего по совести, своим честным трудом. Это обязывает последовательно и бескомпромиссно выступать против любых уродливых явлений, использовать для их искоренения все рычаги – экономические, организационные, правовые воспитательные.

Социализм – живое творчество миллионов, глубоко заинтересованных в его судьбах. С гордостью Ленин отмечал, что идейно, морально с первого дня Советской власти мы сильнее всех. Это испытано на деле, это доказывается не словами, а делами.

Ныне исключительно важно действовать, как учил Ленин, действовать силой авторитета, силой энергии, бόльшей опытности, бόльшей разносторонности и талантливости. Компетентность, чувство нового, принципиальность, честность, справедливость – главная мера оценки кадров – суть требований к стилю и методам работы. Этот стиль мы называем ленинским. Вспомним, каким был сам Ленин. Пример Ленина – это лучший пример. «Необыкновенный народный вождь» – так писал о Владимире Ильиче Ленине в октябрьские дни 1917 года Джон Рид. И сегодня Ленин с нами.

***

Под руководством В.И. Ленина создано на длительное время государство без эксплуатации человека человеком. На протяжении ХХ века социализм добился огромных достижений в масштабе всего земного шара. Существование СССР явилось одной из причин краха колониальной системы, изменило расстановку сил в мире и послужило сдерживающим фактором сохранения мира на долгие годы, и не только в Европе. Государство, созданное Лениным, в кратчайший срок из отсталой и неграмотной страны превратилось в одно из самых мощных государств планеты, сумело добиться победы над фашизмом, освоить космос. И это сделало «тоталитарное и несвободное», как его называют, государство. А свободные и демократические не смогли. Экономика Советского Союза была дважды за четверть века поднята из руин, что лишний раз подтверждает преимущества социалистической системы.

Господа «реформаторы», наберитесь мужества хотя бы на один миг, оглянитесь на ХХ век. Ведь это следуя замыслам и предначертаниям Ленина Россия превратилась в сверхдержаву.
Благодаря социализму в стране удалось разрешить наиболее сложные социальные и национальные проблемы. Социализм сумел обеспечить всем гражданам страны право на труд, жильё, бесплатное образование и здравоохранение. Какие достижения вы предъявите будущим поколениям соотечественников? Господа провокаторы, неужели вы не понимаете, что убрав тело Ленина из Мавзолея, уничтожив символ социализма, вам не удастся уничтожить идею социализма и вычеркнуть образ Ленина из сердец миллионов россиян и нероссиян.

Обращение, к ленинскому наследию как источнику научного обобщения в теории и системе ориентиров, а также внимательное и глубокое изучение ленинского политического опыта помогают правильно понять современный мир. Как предвидел Ленин, в будущем «дело пойдёт сложнее и быстрее, темп развития будет более бешеным, и повороты будут более сложными». Автор новейшей британской биографии В.И. Ленина профессор Роберт Сервис утверждает: «Сегодня мы живём в эпоху глобального капиталистического триумфализма. Людям кажется, что это теперь уже постоянная и вечная система, что она – навсегда. Но в действительности капитализм, при всех своих заявках на массовую популярность, так и не смог преодолеть того, что критиковалось и Марксом, и Лениным, – порочной цикличности мирового экономического развития. Через несколько лет мир рискует столкнуться с ужасающей депрессией. Вполне возможно, что те, кто беззаботно голосует сегодня за правые силы, переместят свои симпатии на левый фланг. Вот тогда-то мы, возможно, и увидим, что кажущееся спокойствие постиндустриального образца – отнюдь не финал всеобщей истории» (См.: «Правда», 2000, 20 апреля). Но где гарантия, что в момент «интернетовско-биржевого краха» не найдутся, как и прежде, псевдоаналитики, которые заголосят, что резкий поворот миллиардов землян к идеям социализма – ничем не обоснованный абсурд и массовое помешательство? Заговорят, иными словами, о «случайном капризе истории» – точно так же, как в своё время в откликах на «большевистский переворот» (?!).

Глубинная мотивация ленинских действий была подчас не беспристрастно-расчётливой, а личностной, эмоциональной. Вот что говорит о Владимире Ильиче его идейный противник Николай Бердяев: «Революционность Ленина имела моральный источник, он не мог вынести несправедливости угнетения, эксплуатации. Он был бескорыстный человек».

Лев Кассиль сказал когда-то: «С именем Ленина надо обращаться очень бережно, не поминать его по поводу дел пустяковых, несерьёзных. Ленин – это ведь наше знамя. И потому как знамя хранится на самом почётном месте, имя-знамя Ленин мы бережём в самом заветном уголке своего сердца».

Когда-то Маркс справедливо восхищался парижскими коммунарами, «штурмовавшими небо». Советские коммунары продолжили этот штурм, этот подвиг, создавая справедливое, гуманное, свободное общество, где человек человеку был бы другом, товарищем, братом. Во имя этого были приложены героические усилия, принесены колоссальные жертвы. Но… слишком много было совершено ошибок и глупостей и – здесь корень зла – не сделано своевременных выводов. «На исторические события не сетуют, – писал Ф. Энгельс, – напротив, стараются понять их причины, а вместе с тем и результаты, которые далеко не исчерпаны». Нельзя не согласиться с этим утверждением. Но, опять же, в историческом плане поражение несёт и позитивный заряд – обнажены наши ошибки, наши глупости, вспахана многовековая целина, по которой мы ощупью продвигались более 80 лет, накоплен небывалый по объёму и качеству материал, требующий научного и политического осмысления и дающий для этого огромную пищу.

Поражение – мучительная вещь. Но не смертельная, если его мужественно признать и если из него сделать правильные выводы. Нет СССР, но социалистическая идея не пропала, не исчезла с мировой арены. Есть великий Китай. Есть гордая Куба, аскетичная КНДР, несломленный Вьетнам. Есть напряжённая работа, ведущаяся коммунистами многих стран.

***

Шествие социалистической идеи по планете продолжается. Да, не триумфальное, да, с потерями и неудачами. Но продолжается – это главное. Разбитые армии хорошо учатся, – нередко повторял Ленин. Так давайте же постигать науку политического реализма. В горячих дискуссиях, столкновениях при сохранении верности собственным убеждениям и ценностям на первое место должен ставиться поиск созидательных начал, поиск, выходов из тупиков.

Дискуссии вокруг Ленина – явления нормальные.

Устраивать же крикливые потасовки вокруг Ленина – нелепо.

У Ленина были ошибки и грехи.

Историю не перепишешь.

Ленин был.

Ленин есть.

И вовсе нелишне обратиться к нему как его убеждённым последователям, так и не менее рьяным ниспровергателям.
Historia est magistra vitae!

Владимир ЕГОРЫЧЕВ

Источник

Прочитано: 557 раз(а)

Оставить комментарий

Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Карпенко
Игорь Васильевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Ермалавичюс
Юозас Юозович

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Царьков
Евгений Игоревич

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA