07.02.2014 Новости КПУ. Петр Симоненко: Евромайдан взял в заложники всю Украину
— Петр Николаевич, вот уже третий месяц на Украине продолжается т.н. евромайдан, давно вышедший за пределы Киева, за рамки мирного протеста. Пролилась кровь с обеих сторон, погибли люди. Казалось бы, каждому здравомыслящему человеку должно быть ясно, что ситуацию нужно срочно нормализовать, ибо долго в таком состоянии страна находиться не может.
В то же время компромиссные варианты (порой чрезмерно компромиссные) оппозицию, взявшуюся вести переговоры от имени протестующих, не устраивают. Правительство отправлено в отставку. Яценюку, лидеру крупнейшей оппозиционной фракции в ВР, даже было предложено место премьера. Отменены законы от 16 января, которые, как заявляли оппозиционеры, стали причиной эскалации противостояния. Принят закон об амнистии…
Но свет в конце тоннеля так и не виден.
— Давайте называть вещи своими именами: лидеры т. н. оппозиции — недоговороспособны. Прежде всего потому, что ведомы извне и выражают волю «глобализаторов», отстаивая интересы транснациональных корпораций, а не народа Украины. В своей внутриклассовой (класса капиталистов) борьбе за кресло президента они играют роль кукол. Их задача — посадить в это кресло очередную марионетку США, ЕС и МВФ. Об этом прямо заявили их «кукловоды» на последней «сходке» в Мюнхене, когда потребовали, чтобы новое правительство Украины, которое планируется ими сформировать из представителей «оппозиции», безоговорочно подписало соглашение об ассоциации и ЗСТ с ЕС и взяло у МВФ очередной кредит на кабальных для народа условиях.
Но этих «оппозиционеров» хватило только на провокацию массовых беспорядков. При этом они решили воспользоваться услугами радикальных националистических группировок, боевиков-ультрас, скинхедов и прочей «братвы». Они их привели на майдан бороться за якобы европейские ценности, а теперь сами не знают, что со всем этим делать.
В результате верх взял экстремизм. Украина оказалась перед реальной угрозой фашистской диктатуры и перерастания массовых беспорядков в гражданскую войну. Оказалась перед угрозой территориального распада и территориальных притязаний со стороны иностранных государств. Так, например, о своих претензиях на Северную Буковину и Южную Бессарабию уже открыто заявляют в Румынии и даже призывают к военному вторжению для защиты своих «исконных земель». В Польше и Венгрии ряд ведущих политиков тоже не скрывают своего желания перекроить карту Европы, претендуя на часть украинской территории. Турецкие СМИ полным ходом обсуждают возможность возврата Крыма Турции…
— Принятый Верховной Радой вариант закона об амнистии был согласован с оппозицией?
— Да, безусловно. Заявляю это ответственно, как человек, принимавший непосредственное участие в переговорном процессе в стенах Верховной Рады: был проголосован компромиссный вариант закона, который получил предварительное одобрение со стороны т. н. оппозиции.
Мы два дня вели переговоры в парламенте, все согласились с тем, что необходимо освободить от митингующих ранее захваченные здания министерств и местных госадминистраций, а также улицу Грушевского в Киеве. Власть согласилась, что за протестующими остаются Дом профсоюзов и Октябрьский дворец.
Все соглашались с тем, что захват административных зданий — это не просто грубое нарушение закона, но и фактор, крайне негативно влияющий на управление государством, на поддержание нормальной жизнедеятельности как страны в целом, так и регионов в частности. Кроме того, без разблокирования зданий и улиц нельзя достичь главной цели переговорного процесса — нормализации обстановки в стране, снижения градуса общественно-политической напряженности. И с этим тезисом, подчеркну, в кулуарах Верховной Рады соглашались и представители «майданных» партий.
Но в самый последний момент лидеры т.н. оппозиции вдруг заявили, что они не согласны с компромиссным вариантом закона, что голосовать за они не будут и надо амнистировать за него без всяких предварительных условий. Т. е. по сути пошли на очередную провокацию, на разжигание протестных настроений, на очередной виток дестабилизации.
— Каково ваше отношение к закону об амнистии, вообще к тому, что в очередной раз лицам, организовывающим и принимающим активное участие в массовых беспорядках, будет позволено избежать ответственности?
— Двоякое отношение. Прямо скажем, восторга точно нет. По совести, как минимум инициаторы массовых беспорядков должны были бы понести суровое наказание. Ведь это уже не в первый раз происходит в Украине. Причем это не просто массовые беспорядки, а с целью государственного переворота. И всякий раз такие действия сходят с рук. А безнаказанность ведет к рецидивам, возникает ощущение вседозволенности.
Да и по отношению к сотрудникам правоохранительных органов — тех их представителей, кто честно исполнял свой долг во время известных всем событий, кто пострадал и даже отдал жизнь, — это тоже несправедливо.
С другой стороны, ситуацию необходимо нормализовывать, гасить страсти, ведь страна поставлена на грань гражданской войны. Что, как все понимают, сопряжено с огромными жертвами, уничтожением экономического потенциала. Это будет настоящая катастрофа для всех. Поэтому и пошли на такой шаг — амнистия, но с условием возврата всех участников акций протеста в правовое поле. Мирные акции, если считаете необходимым, проводите — однако без нарушения законов, без блокирования транспортных коммуникаций, административных зданий и т. д.
— Насчет последнего условия. Оппозиция назвала проголосованный закон об амнистии «законом о заложниках». С ними солидаризовались ряд европейских политиков и чиновников, некоторые правозащитные организации, например, Украинский Хельсинкский союз по правам человека распространил заявление, что, цитирую, «законом о так называемой «амнистии», принятым в среду, Верховная Рада ставит Украину в один ряд с пиратами и террористами».
— Да, ярлыки вешать у нас умеют, особенно словоблуды из националистических партий и т. н. правозащитники, кормящиеся с руки западных фондов.
Думаю, любой здравомыслящий человек, который слышит эту в полном смысле слова геббельсовскую пропаганду, понимает, что распространители такого рода заявлений, как говорят, ставят все с ног на голову. По сути это информационная война, в ходе которой пытаются манипулировать общественным мнением посредством нечистоплотных приемов.
Законом об амнистии предлагается освободить от наказания лиц, которым вменяются преступления по 25 статьям Уголовного кодекса! Хулиганство, массовые беспорядки, блокирование транспортных коммуникаций, уничтожение или повреждение имущества, захват государственных или общественных зданий, угроза или насилие в отношении сотрудников правоохранительных органов, неисполнение судебных решений и многие, многие другие.
Шел поиск компромисса с целью мирного урегулирования кризиса. В обмен на амнистию — прекратить нарушать закон, вернуться к нормальной жизни добропорядочного гражданина, освободить незаконно захваченные здания, разблокировав улицы и площади. Хочу особо подчеркнуть: все это должны были сделать и так, без всякой амнистии.
Если же майданы остаются, транспортные коммуникации блокируются как и прежде, административные здания не освобождаются, то каков вообще смысл в этой амнистии? Тогда это будет просто акт, направленный на то, чтобы плодить дальнейшее беззаконие. Два месяца нарушали закон — от наказания освободили — нарушайте безнаказанно закон и дальше. Так, что ли? Это же абсурд.
Амнистия была предложена как инструмент погасить общественно-политический конфликт, чтобы собравшиеся на майданах разошлись по домам, не опасаясь, что завтра к ним придут с повесткой. Т. е. дали, будем говорить прямо, возможность выйти сухими из воды — из ситуации, в которой они являются не кем иным, как преступниками.
Вообще же, если уж использовать аналогии с пиратами да террористами, то именно евромайдан взял в заложники и вот уже более двух месяцев терроризирует всю Украину массовыми беспорядками, попутно прибегая к разного рода шантажу — не исполните наши ультимативные требования, будем штурмовать, будем блокировать, будем чинить насилие. И все это ради того, чтобы посадить в кресло президента очередного олигарха и продать Украину Европе.
— Предложение Яценюку возглавить правительство. Это демонстрация готовности власти вернуться к соглашению об ассоциации с ЕС?
— Я подчеркиваю, это было только предложение. Команда «помаранчевых», в которую входил и Яценюк, во главе с тогдашним президентом Ющенко уже показала свою полную несостоятельность, отсутствие профессионализма и ответственности перед собственным народом. Эта команда по сути сдала Украину на растерзание Всемирной торговой организации, подписала кабальные меморандумы с МВФ. Кстати, не сомневаюсь, независимый юридический анализ документов, о которых я сказал, определенно даст вывод, что их подписание — это государственная измена. Сегодня ситуация в экономике тяжелейшая. Возглавить правительство и подписать соглашение об ассоциации с ЕС равноценно объявлению дефолта. Потому что тогда разрушились бы договоренности с Россией, соответственно, опять встали бы в полный рост проблемы цены на газ, внешнего кредитования, без которого нынешняя Украина не в состоянии сводить концы с концами, доступа на рынки Таможенного союза, реализации кооперационных проектов с российскими партнерами и т.д. Одно дело со стороны декларировать «в Европу здесь и сейчас», а другое — с поста главы правительства, когда отвечаешь за экономическое и социально-экономическое положение в стране.
— Из Москвы прозвучали заявления, что Россия при любом составе украинского правительства будет выполнять достигнутые договоренности.
— Все верно. Вопрос в другом — будут ли выполнять их в Украине? Вот в чем сомнения.
Насколько я понимаю, заявления российского руководства заключаются в том, что Россия не будет инициатором разрушения достигнутых договоренностей. Но если в Украине вновь возобладает линия на безоглядную евроинтеграцию, на подписание соглашения об ассоциации с ЕС без внесения существенных изменений в текст этого документа, то недавние украинско-российские договоренности по определению будут разрушены. И этого, конечно, ни в коем случае нельзя допустить.
— Каким, по вашему мнению, будет следующее правительство? Оппозиция, судя по всему, в него входить откажется. Кто может стать премьер-министром?
— Компартия исходит из того, что важна не фамилия сидящего в премьерском кресле, а программа, которую будет реализовывать Кабинет Министров. Страна находится в тяжелейшей экономической ситуации, запаса прочности практически не осталось. Украина и так пребывала в затяжном экономическом кризисе, а тут еще эти события, связанные с акциями протеста. Посмотрите, что творится с валютным курсом. Посмотрите на реакцию международных рейтинговых агентств — суверенные рейтинги Украины опять пошли вниз.
На наш взгляд, и мы эту позицию озвучили еще с месяц назад, сейчас необходимо правительство профессионалов — с одной стороны, находящееся вне влияния олигархических кланов, с другой — не вовлеченное в политические процессы. Прежде всего я имею в виду предстоящие президентские выборы. Правительство не должно стать инструментом для президентской кампании кого-либо из кандидатов. Все заботы Кабмина должны быть направлены на решение экономических и социально-экономических задач.
Уверен, при выполнении двух названных мной условий правительство сможет опираться и на достаточно широкую поддержку в Верховной Раде.
— А как вы относитесь к предложению оппозиции провести досрочные президентские выборы?
— Отрицательно. О каких выборах — будь то президентские или парламентские — в данных обстоятельствах может идти речь? Можно ли сегодня — в условиях хаоса и дестабилизации — обеспечить демократические, честные, свободные, справедливые выборы? Ну это же очевидно: нельзя.
Одни кандидаты не смогут вести кампанию на западе Украины, другие — на востоке, не смогут контролировать процесс голосования и подсчета голосов. И сами выборы в столь накаленной атмосфере будут иметь характер войны всех против всех, и когда дойдет до объявления результатов, мы тоже, не сомневаюсь, получим конфликт, связанный с признанием итогов. Если сегодня объявить президентские выборы, то мы можем выйти из них с двумя президентами — на востоке признают одного, на западе Украины — другого. Что это значит, полагаю, дополнительно объяснять не надо.
Поэтому прежде чем заводить речь о выборах, необходимо успокоить страсти, вернуть ситуацию в правовое русло. Первым и главным шагом должен стать немедленный отказ от насилия и кровопролития. Все должны приложить максимум усилий для нейтрализации радикалов, играющих на обострение конфликта.
С другой стороны, что нам даст смена цветов и персон во власти? Ничего. Прежде чем проводить выборы, нужно разобраться в системе власти. Нынешняя, и это очевидно уже всем, нуждается в коренном изменении.
Было бы логично начать с конституционных изменений и уже затем проводить выборы. Позиция Компартии такова, что президентский институт — являющийся постоянным источником конфликта — необходимо упразднить как таковой. Мы за переход к парламентской республике. В крайнем случае — оставить за президентом сугубо представительские функции.
— В качестве инструмента разрешения нынешнего политического кризиса рассматривается и внесение изменений в Конституцию. Насколько известно, у Компартии на этот счет есть свои предложения. В чем они заключаются и какую систему власти предлагают коммунисты?
— Да, действительно, мы подготовили ряд предложений по внесению изменений в Конституцию Украины. Но наши предложения охватывают куда более широкий круг вопросов, чем система власти.
Мы считаем, что наш Основной Закон необходимо усовершенствовать в русле утверждения Украины как демократического, правового, социального государства, в котором твердо гарантированы права и свободы человека и гражданина. В результате конституционной реформы, по мнению КПУ, Украина должна стать парламентской республикой с федеративным государственным устройством.
Я, безусловно, не могу здесь изложить все наши предложения целиком, поэтому скажу о некоторых, наиболее, на мой взгляд, существенных.
Так, относительно организации экономической жизни в стране мы предлагаем зафиксировать в Конституции, что она основывается на исключительном праве собственности народа Украины на национальные богатства и национальный доход; обеспечении условий для свободного развития конституционно признанных форм собственности, исключающих присвоение результатов чужого труда, при приоритетном значении коллективных форм; регулировании в интересах общества экономических и социальных процессов; общественном контроле в сфере производства, распределения и обмена.
Мы предлагаем закрепить в Основном Законе положение о том, что общественная жизнь в Украине основывается на приоритете общества над государством.
Выступаем и за изменение ч. 2 статьи 2. Сейчас она звучит так: «Украина является унитарным государством». Наша формулировка следующая: «Украина является федеративным государством в составе регионов и Автономной Республики Крым».
Считаем, что статью 14, в которой речь идет о земле, необходимо дополнить положением о том, что украинская земля не может принадлежать иностранным гражданам и юридическим лицам, кроме того, земли сельскохозяйственного назначения не могут быть объектом купли и продажи.
Более четко, на наш взгляд, необходимо прописать содержание и направленность украинской внешней политики, а именно внести в Конституцию положение о том, что Украина является нейтральным государством, которое не участвует в военных блоках и придерживается безъядерных принципов.
Поскольку мы исходим из принципа государство — для человека, то считаем, что необходимо ч. 1 статьи 10 изложить в следующей редакции: «Государственными (официальными) языками в Украине являются украинский и русский языки».
Конституция должна защищать права человека труда. Поэтому предлагаем в статье 43 вместо «каждый имеет право на труд» записать, что «каждому гарантируется право на труд». При этом вознаграждение за труд, и это мы тоже считаем необходимым зафиксировать в Основном Законе, не может быть ниже официально установленного прожиточного минимума. В Конституции же предлагаем зафиксировать, что продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Статью 73, в которой идет речь о референдуме, по нашему мнению, необходимо расширить, записав, что исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы о форме государственного управления и административно-территориального устройства, вхождения Украины в политические и экономические союзы с другими государствами.
Наконец, что касается организации государственной власти — Компартия исходит из того, что Украине необходимо двигаться в сторону парламентской республики. Институт президентства, повторюсь, за более чем двадцатилетний период независимости себя явно не оправдал. Поэтому мы за упразднение президентского поста. Высшим органом государственной власти, согласно нашим предложениям, должен стать парламент, т. е. Верховная Рада Украины, состоящая из двух палат — Палаты депутатов и Совета регионов. Она же формирует и контролирует исполнительную власть — правительство.
Это если вкратце. Более подробно с нашими предложениями можно ознакомиться на официальном сайте Компартии.
— Вы упомянули о предложении Компартии закрепить в Основном Законе федеральный принцип государственного устройства. Может ли федерализация стать инструментом предотвращения гражданского противостояния, подобного нынешнему?
— Безусловно. Если говорить в целом, то я бы выделил три ключевые проблемы Украины, лежащие в т. ч. в основе нынешней общественно-политической дестабилизации.
Первая: олигархическая модель экономики, направленная на обогащение узкой группы лиц, модель, при которой богатые богатеют, а бедные беднеют. Вторая: несовершенство системы государственной власти, не обеспечивающей эффективного управления государством, отстраняющей народ от управления страной, служащей постоянным источником политических кризисов (здесь имею в виду прежде всего «сильный» институт президента). И третья: унитарное государственное устройство Украины, которое абсолютно не учитывает региональное разнообразие страны, особенности каждого региона и проживающих в них граждан — исторические, культурно-лингвистические, религиозные, хозяйственные и т. д.
На западе и востоке страны разные представления о том, что хорошо, а что плохо. Правила (в самом широком смысле — от ведения хозяйства до гуманитарных вопросов), по которым хотят жить западные регионы, не подходят и не воспринимаются областями востока Украины. И наоборот. Установить унитарный однострой означает насилие — либо запада над востоком, либо востока над западом (правда, с 1991 года мы наблюдаем в основном первое). Ну а насилие — это конфликт. Одни навязывают — другие защищаются.
Поэтому мы и говорим о необходимости передать местным общинам максимально широкие полномочия в части организации своей жизни. Это демократично. Это, к слову, вполне по-европейски. Пусть люди сами решают — как им жить, на каком языке говорить, в какую школу отправлять детей, в какую церковь ходить.
Беседовал Сергей Лозунько
http://www.kpu.ua/petr-simonenko-evromajdan-vzyal-v-zalozhniki-vsyu-ukrainu/