Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости 2 » 7.03.2014. Новости Казахстана. ЛИКВИДАЦИЯ ШКОЛ УБИВАЕТ СЕЛА

7.03.2014. Новости Казахстана. ЛИКВИДАЦИЯ ШКОЛ УБИВАЕТ СЕЛА 

В Казахстане уменьшается число школ. Этот процесс, происходящий параллельно с ростом населения страны, может показаться парадоксальным, но только на первый взгляд. Сокращение количества школ предусмотрено программой «оптимизации» сельских населённых пунктов. Активно внедряющиеся инициативы властей направлены на ликвидацию «бесперспективных» сёл и малокомплектных учебных заведений.

1394156793_01

СОГЛАСНО данным республиканского агентства по статистике, в настоящее время в Казахстане действует 7561 дневная общеобразовательная школа, или на 75 меньше, чем годом ранее. Если же сравнить их количество с советским периодом, то выяснится, что в конце 1980-х годов в республике было на тысячу школ больше. Чем же вызвана подобная тенденция? В первые годы независимости на волне экономического кризиса и сокращения численности населения, связанного главным образом с оттоком русскоязычных граждан, количество школ уменьшилось на пять с лишним сотен. Происходило это за счёт так называемого уплотнения учебных заведений, означавшего закрытие школ в мелких населённых пунктах.

Однако если в то время данный процесс можно было назвать более или менее вынужденным, то в последние годы сокращение сети школ сложно объяснить объективными факторами. С 2003 года население Казахстана неуклонно увеличивается, и недавно показатели 1991 года были превышены. Руководство страны объясняет это грамотной социальной политикой и реформами в интересах всех граждан. На деле, однако, многие действия властей являются далеко не однозначными. Среди них — принятая в 2011 году программа «Развитие регионов». По замыслу чиновников, данная стратегия направлена на повышение конкурентоспособности регионов страны путём формирования центров экономического роста. Другими словами, речь идёт об агломерациях, городах и крупных сёлах, имеющих «высокий потенциал развития» и встроенных в экономическую структуру страны. В эти экономически перспективные населённые пункты будут направлены финансовые потоки, включая расходы на социальные нужды.

Судьба остальных, признанных «неэффективными» поселений незавидна. Их ждёт постепенная ликвидация. По данным властей, из более чем 7,5 тысячи сельских поселений только 1200 имеют высокий потенциал развития, 5,5 тысячи — средний, остальные признаны не имеющими ресурсов для развития и, как следствие, бесперспективными. Таким образом, почти тысяча сёл, согласно замыслу чиновников, должна исчезнуть в ближайшее время.

Этот, без преувеличения, драматический процесс, словно в насмешку названный «оптимизацией», идёт полным ходом. Одним из его инструментов стала ликвидация социальных объектов, в том числе малокомплектных школ. Согласно утверждённому министерством образования и науки положению, если в сельской школе меньше 80 учащихся, она не может быть средней, меньше 41 — основной, то есть девятилетней. Если же в школе учатся менее пяти детей, то она не может быть и начальной. В результате только за последний год в Казахстане было закрыто свыше двухсот сельских школ.

Если послушать членов правительства, процесс «оптимизации» чрезвычайно эффективен, поскольку позволяет экономить государственные средства и избавляться от убыточных активов. Если же посмотреть на это не с точки зрения догм рыночной экономики, а исходя из долгосрочных интересов страны и её населения, инициативы властей являются весьма сомнительными. Во-первых, закрытие школ чаще всего опережает переселение жителей в крупные — «перспективные» — населённые пункты, что крайне затрудняет получение детьми даже начального образования. Во-вторых, неоднозначна вся программа развития регионов в целом. По мнению экспертов, концентрация населения в крупных поселениях означает фактическое обезлюдение огромных территорий, что может отрицательно сказаться и на экономике, и на криминогенной обстановке. Также вызывает большие сомнения, что власти смогут обеспечить жильём и работой жителей всех «бесперспективных» поселений и что переселенцы не станут в итоге обитателями трущоб вокруг мегаполисов. Наконец, с экологической точки зрения рассредоточение населения в мелких и средних населённых пунктах предпочтительнее создания многомиллионных агломераций. Куда эффективнее было бы вложение средств (например, только на реализацию первого этапа создания чимкентской агломерации планируется потратить 15 миллиардов тенге, или 3 миллиарда рублей) в возрождение тех самых «депрессивных» сёл, от которых власти собираются избавиться. Но у руководителей Казахстана, судя по всему, иные критерии эффективности.

Сергей КОЖЕМЯКИН. (Соб. корр. «Правды»). г. Бишкек.

Источник: “Правда” 07.03.2014

http://gazeta-pravda.ru/index.php/item/556-ликвидация-школ-убивает-сёла

Прочитано: 661 раз(а)

Оставить комментарий

Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA