Новости ПКРМ. Госдеп США: Молдова нарушает экономические права граждан
Высокий уровень коррупции, избирательное правосудие, отсутствие прозрачности и превосходство частных интересов над общественными интересами – это лишь некоторые из выводов Госдепартамента США, которые были представлены в Отчете по правам человека в Молдове за 2018 год.
Содержание отчета более жесткое и содержит больше упоминаний о нарушениях, упомянутых американскими дипломатами, по сравнению с предыдущим годом, пишет mold-street.com.
В большей части документа подробно и на конкретных примерах описываются политические нарушения – давление на оппонентов, взятки политиков и чиновников, неумелое управление избирательными кампаниями, злоупотребление административным ресурсом – а также нарушения личных свобод и права на правосудие. – насилие со стороны полиции, избирательное и несправедливое правосудие, пытки, унижающее достоинство обращение – которые либо не расследуются, либо поверхностно рассматриваются властями.
Специальная глава также посвящена свободе выражения мнений, в том числе массовой концентрации медиарынка в руках небольшой группы владельцев, запугиванию независимых журналистов и отсутствию доступа к возможностям получения дохода в рекламе.
В то же время авторы доклада отметили ряд нарушений экономических прав. Хотя власти приняли законы об укреплении институциональной основы для борьбы с коррупцией на высоком уровне и отмыванием денег, их реализация затягивается. Агентство по возврату имущества, добытого преступным путём и Национальное агентство по неподкупности, не работали в полном объеме и не выполняли задачи, для которых они существуют, а правительство вообще не контролировало реализацию Национальной стратегии по борьбе с коррупцией, говорится в отчете.
Кроме того, государственные органы скомпрометировали процесс предупреждения коррупции путем легализации незаконно приобретенных товаров. После нескольких неудачных попыток и, несмотря на критику со стороны сообщества местных экспертов и международных институтов, в июле 2018 года был принят закон об амнистии капитала, который открыл двери для прощения невыплаченных налогов, законного владения преступными активами и ресурсами, отмывания денег.
Этот закон также предоставил “неприкосновенность” людям, которые участвовали в краже 1 миллиарда долларов из банковского сектора страны, согласно цитируемому источнику.
Еще одной экономической «жемчужиной» является принятие в непрозрачных условиях закона, позволяющего иностранцам приобретать де-факто гражданство Молдовы путем вложения инвестиций в экономику страны.
Госдепартамент обратил внимание на тот факт, что, с другой стороны, законодательный орган Молдовы исключил возможность преследования лиц, виновных в совершении некоторых экономических преступлений.
Что касается прав работников, то Государственный департамент указал, что в Молдове существует механизм для мониторинга и обеспечения соблюдения законов в области трудоустройства и трудовых прав – через Государственную инспекцию труда и Генеральную прокуратуру, но этот механизм не работает.
С другой стороны, в национальном законодательстве не предусмотрены эффективные санкции за нарушение права на осуществление полномочий, переданных профсоюзам. «… штраф в размере от 1000 до 1500 леев недостаточен, чтобы помешать работодателю отказаться от подписания коллективного трудового договора», – говорится в отчете. Во многих случаях Инспекция труда смещена в сторону крупного бизнеса и иностранных инвесторов, которые отказываются обсуждать коллективный договор с профсоюзами, представляющими работников.
Другим примером является нарушение права на оплату труда – в 2018 году государственное предприятие «Железная дорога Молдовы» было должно около 100 млн леев своим работникам. В октябре прошлого года задолженность по зарплате составила более 229 млн. Леев.
Серьезной проблемой, выявленной авторами доклада, является размер неформальной экономики: почти 40% занятых работают неформально, а 68,7% людей, имеющих работу без трудового договора, работают в сельскохозяйственном секторе и лишены социальной защиты. В настоящее время правительство не имеет специальных программ, ориентированных на работников неформального сектора экономики.