Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости 2 » 29.04.2014 Новости КПРФ. В.И. Кашин: Охране окружающей среды – современное государственное управление

29.04.2014 Новости КПРФ. В.И. Кашин: Охране окружающей среды – современное государственное управление 

1033Доклад  зам. Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН В.И.Кашина на заседании Коллегии Минприроды России об итогах 2013 года и планах на 2014 год, 18 апреля 2014 года.

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме

Уважаемые коллеги, от лица Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии приветствую вас.

Сегодняшнее мероприятие призвано рассмотреть итоги деятельности Министерства за 2013 год, определить стратегические задачи на перспективу, сформировать современные подходы государственного управления в сфере природных ресурсов и экологии, а также определить планы нашей с Вами работы на ближайшее будущее.

2013 год, объявленный Годом охраны окружающей среды, явился крупнейшим природоохранным проектом последних лет. Грандиозным финалом явилось проведение 4-го Всероссийского съезда по охране окружающей среды. Значимость и актуальность итогов совместной работы экологов Российской Федерации в рамках Съезда подтверждена на высшем уровне.

Одновременно следует сказать и о том значительном объеме работы по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года.

В этой связи считаю необходимым заострить внимание на том, что обеспечение эффективного достижения целей, поставленных указанными выше программными документами, должно стать приоритетной задачей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в наступившем году.

О проблеме накопленного экологического ущерба.

Отсутствие на федеральном уровне правовой, организационной и финансовой основы для решения этой проблемы приводит к тому, что «по умолчанию» она перекладывается на муниципальные образования, которые с организационной и финансовой точки зрения в наименьшей степени подготовлены к разрешению этих сложных вопросов.

Сейчас в Минприроды готовится специальная федеральная целевая программа для решения проблемы накопленного опыта и уже разработан соответствующий законопроект, который внесен в Правительство. Наш Комитет относит этот вопрос к приоритетным, надеется, что в ближайшее время указанный законопроект поступит в Государственной Думу на рассмотрение. Одновременно мы предлагаем Минприроды провести совместно в период осенней сессии работы Государственной Думы парламентских слушаний на эту тему, которая, на наш взгляд заслуживает широкого обсуждения.

Законопроекты первостепенной важности

Говоря о законотворческой работе, надо особо отметить, что в портфеле Комитета находится важнейший законопроект (№ 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий»). В первом чтении он был принят  2,5 года назад. Приоритетный законопроект не только для Комитета, но и для сохранения окружающей среды. Законопроект системный, направлен на совершенствование природоохранного регулирования, а также вводит ряд новых экологических инструментов. Здесь и вопросы совершенствования государственного надзора, восстановления государст­венной экологической экспертизы, учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, их категорирование, вопросы перехода на наилучшие технологии и многое другое. Без его принятия обеспечить сокращение негативного воздействия на природу мы не сможем.

Есть ряд поручений, касающихся обсуждаемого законопроекта. В частности поручения Председателя Правительства Российской Федерации от декабря 2012 года — обсудить законопроект на площадке Открытого Правительства, от июля 2013 года -обеспечить широкое обсуждение с крупными промышленными предприятиями. Есть и поручение по итогам заседания Совета безопасности от ноября 2013 года.

Комитет принимает активное участие в его доработке. Рабочая группа Комитета, эксперты Комитета работают совместно с Минприроды. Доработка положений законопроекта проходит очень трудно. Ряд разногласий с предпринимательским сообществом устранен, однако есть и принципиальные разногласия.

Второй приоритетнейший законопроект № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами» также уже 2,5 года готовится ко второму чтению. В настоящее время законопроект продолжают обсуждать.

Действительно, есть в нем ряд «развилок», без прохождения которых нам не продвинуться дальше. Это вопросы утилизационного сбора и формирования государственного фонда отходов потребления, вопросы региональных операторов,  совершенствования лицензирования в области обращения с отходами и др. Тем не менее, актуальность данного законопроекта требует завершения процесса обсуждения в самые сжатые сроки. Регионы крайне озабочены затянувшимся обсуждением законопоекта в недрах исполнительной власти. Безусловно, его надо принимать. И принимать в текущей сессии работы Государственной Думы.

Важность полноценного финансирования

Отдельного внимания требуют вопросы финансирования природоохранных мероприятий. Расходы федерального бюджета по соответствующему разделу до сих пор формируются по остаточному принципу. На охрану окружающей среды в 2014 году в федеральном бюджете заложено всего 1732 рубля на 1 квадратный километр территории нашей страны или 0,21% расходной части бюджета (29,6 млрд. руб.). И это при всем известных экологических проблемах.

При этом практически равная сумма в 25,2 млрд. руб. заложена в бюджет на субсидии российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств по колесным транспортным средствам, соответствующим нормам Евро-4, Евро-5, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Для сравнения, даже в федеральном бюджете на 1994 год, в котором впервые расходы на охрану окружающей среды были выделены в отдельный раздел, доля таковых составила 0,56%.

Денежное содержание бюджетных работников, всех кто служит делу экологии, окружающей среды на сегодняшний день составляет недопустимо ничтожную сумму. Но именно на их плечах сегодня лежит невиданная нагрузка.

В силу географических особенностей страны работникам в сферах лесного хозяйства, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, водного хозяйства приходится выполнять свои служебные обязанности, в том числе, в суровых условиях Крайнего Севера, в полярных широтах и труднодоступных уголках России.

Нищенская заработная плата уже привела к резкому сокращению штата и отсутствию заинтересованности у молодых специалистов в трудоустройстве в данных сферах.

Сохранение текущих тенденций приведет к утрате работоспособности названных стратегически важных структур.

Напомню, что при участии Комитета, вопрос денежного довольствия работников бюджетных учреждений, подведомственных Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, уже вынесен на уровень Президента России.

Началась работа по формированию проекта федерального бюджета на очередной 2015 год. Министерству необходимо приложить максимум своевременных усилий для того, чтобы довести объемы бюджетного финансирования вопросов охраны окружающей среды, как минимум, до 0,5% ВВП. Это, без преувеличения, вопрос «жизни и смерти» для отрасли.

Кроме того, в целях увеличения финансирования вопросов охраны окружающей среды Комитет открыт к сотрудничеству в рамках процедуры внесения изменений в Федеральный закон от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».

Эффективность работы правоохранных структур

Не следует также забывать, что важнейшим вопросом является обеспечение эффективной природоохранной правоприменительной практики. В этой связи хочу заострить внимание на деятельности одной из ключевых структур Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации — Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. В ее составе 8 департаментов, 71 управление, более чем 100 тыс. поднадзорных объектов при штатной численности инспекторского состава в 2300 человек. Впечатляющие экономические показатели деятельности – более 44 рублей доходной части бюджета 2013 года на 1 рубль расходов на контрольно-надзорные мероприятия.

За 8 лет количество возбужденных дел об административных правонарушениях увеличилось в 1,5 раза (на 148%). Эффективно осуществляется реагирование на жалобы и обращения граждан.

При участи Службы результативно развивается государственно-частное партнерство во всех федеральных округах, реализуются крупные инвестиционные проекты.

Тем не менее, позитивные результаты работы Службы не должны позволять забыть о главном. Как количественные показатели загрязнения окружающей среды характеризуют уровень экологической эффективности отдельно взятого предприятия, так и экологическая обстановка в стране отражает эффективность работы уполномоченных в данной сфере органов власти.

У нас же в этой части не все благополучно. На протяжении многих лет остается чрезвычайно высоким уровень загрязнения атмосферного воздуха. В 2012 году стационарными источниками было выброшено в атмосферу почти 20 миллионов тонн загрязняющих веществ, 12 миллионов тонн выброшено автотранспортом. Ежегодно образуется 4-5 млрд. тонн отходов. Их накоплено уже более 90 млрд. тонн.

Сохраняется большая доля сточных вод, сбрасываемых без очистки или недостаточно очищенными. Половина поверхностных и четверть подземных источников питьевого водоснабжения не соответствует санитарным нормам.

Остро стоит и вопрос ликвидации накопленного экологического ущерба, о котором я уже говорил.

В этой связи, действующую на сегодняшний день систему государственного управления и обеспечения правоприменительной практики в области охраны окружающей среды нельзя назвать в достаточной степени эффективной. Следует отметить, что, наравне с улучшением «экономических показателей» деятельности Службы, очевидной видится необходимость усиления работы по предупреждению, пресечению и ликвидации последствий нарушений природоохранного законодательства в натуральном выражении, проведению разъяснительной и просветительской работы с хозяйствующими субъектами и гражданами. Необходимо системно повышать эффективность рекультивационных работ, водоохранных и иных природоохранных мероприятий, содействовать увеличению объемов инвестиций в модернизацию основных фондов предприятий.

В этой связи положительно хотел бы отметить деятельность Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, обеспечивающего экологическое благополучие 27% граждан Российской Федерации, «тесно» проживающих на 4% территории страны. При снижении штатной численности качественные показатели деятельности Департамента показывают позитивную динамику, повышается эффективность контрольно-надзорных мероприятий. Увеличивается доля устраненных нарушений, что подтверждается хоть и медленным, но снижением выбросов от стационарных источников и сбросов загрязняющих веществ в округе. Ликвидировано более 8 тыс. несанкционированных свалок. Это дает определенную надежду на то, что неблагоприятная экологическая обстановка в самом густонаселенном и, к сожалению, наиболее загрязненном федеральном округе, в перспективе улучшится.

Хочу также обратить внимание на следующее обстоятельство. В связи с высокой степенью готовности уже названных выше двух важнейших проектов федеральных законов – «О нормировании» и «Об отходах» — государственные органы исполнительной власти должны быть готовы своевременно и эффективно перехватить «эстафетную палочку» у законодателей. Возникает необходимость подготовки новых и изменения массы действующих подзаконных актов, а также обеспечения эффективного контроля за исполнением новых законодательных требований.

Внимание водохозяйственному комплексу

Расширение сферы хозяйственной деятельности, активизация промышленности оказывают негативное воздействие на целостность естественных экологических систем, влекут за собой ухудшение экологической обстановки в стране, истощение природных ресурсов и составляют реальную угрозу сохранению безопасности природной экосистемы.

В Российской Федерации функционирует водохозяйственный комплекс, который является одним из крупнейших в мире. В настоящее время утвержден основополагающий документ по развитию водного хозяйства России — Водная Стратегия России до 2020 года. В этой стратегии закреплены базовые принципы в области использования и охраны водных объектов. В Стратегии также определены принципы сохранения водных экосистем и условия для взаимодействия участников водных отношений.

Но, к сожалению не все намеченные в этом документе принципы сегодня соблюдаются. Современное водное хозяйство России преимущественно экстенсивно, т.е. происходит увеличение объёма вовлекаемых водных ресурсов. Отсутствие полноценного мониторинга водных объектов и другими проблемы в целом можно характеризовать как «кризис водного хозяйства».

Вместе с тем экономика страны в будущем потребует увеличения гарантированного объема водных ресурсов соответствующего качества, предназначенных для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, а также для использования в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и в рекреационных целях.

За последние 20 лет состояние источников водоснабжения, ухудшилось. Около трети населения России пользуется источниками водоснабжения России без соответствующей водоподготовки. В первую очередь Ингушетия, Калмыкия, Приморский край. Также вызывает опасения ситуация с водоснабжением Крыма.

Считаю необходимым отметить особо, что в стране практически никто не располагает полной информацией не только о состоянии источников водоснабжения, но и питьевой воды в виду отсутствия технических средств для проведения полного анализа химического состава воды.

Одним из актуальных вопросов законодательного обеспечения развития водохозяйственного комплекса России является обеспечение безопасности функционирования его составляющих элементов, в особенности, гидротехнических сооружений, а также обеспечение безопасности населения от катастрофических природных явлений. При этом около 20% от общего количества ГТС в настоящее время являются бесхозными. Согласно данным Центра регистра и кадастра в настоящее время 388 ГТС опасны, а 1 114 неудовлетворительны по уровню безопасности. События в г. Крымске в 2012 г. ярко проиллюстрировали возможные последствия такого состояния.

В подобной ситуации в любой момент могут оказаться многие населенные пункты РФ, расположенные в нижних бьефах ГТС и в поймах водных объектов, особенно города и поселения в предгорьях северного Кавказа, Алтая, Приморья и т.п.

Расходы по защите населенных пунктов РФ от вредного воздействия вод всегда существенно меньше затрат на компенсацию и ликвидацию последствий возможных катастроф.

В октябре 2013 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на установление в границах зон затопления, подтопления специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются. Законом устанавливается более широкий круг ограничений и требований к осуществлению хозяйственной деятельности на территориях водоохранных зон, а также административная ответственность за нарушение указанных требований.

В связи с прошлогодним аномальным паводком на Дальнем Востоке принятие рассматриваемого Федерального закона приобрело особую актуальность.

Вместе нам еще предстоит большая совместная работа по внесению изменений в Водный кодекс и ряд других законов. Назрела необходимость комплексного изменения Водного кодекса в целях устранения имеющихся пробелов и внутренних противоречий в его тексте, а также приведения в соответствие с нормами других федеральных законов.

Я считаю, что в качестве базы для таких изменений может быть использован находящийся на рассмотрении Государственной Думы проект федерального закона № 629370-5 «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный на рассмотрение Государственной Думы депутатами фракции КПРФ.

Принятие данного законопроекта позволит укрепить законодательную базу в области обеспечения рационального использования, восстановления и охраны водных объектов и водных ресурсов, а также защитить права граждан на охрану здоровья, благоприятную водную среду, свободный и бесплатный доступ к водным объектам.

Сохранить уникальную Байкальскую природную территорию

В последнее время общегосударственный масштаб приобретает проблема рационального использования природных ресурсов Байкальской природной территории и сохранения экосистемы озера Байкал, значимость и уникальность природных характеристик которого была признана мировым сообществом и закреплена на законодательном уровне.

С целью улучшения ситуации в этой сфере некоторые вопросы решаются в законопроекте № 175151-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу Байкальской природной территории». Законопроектом устраняются пробелы в законодательном регулировании отношений, возникших при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на Байкальской природной территории, в части обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории. Устанавливается запрет на размещение отходов производства и потребления I-III класса опасности.

Предложенные механизмы решения, бесспорно, будут способствовать повышению экологической безопасности и снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Жить в гармонии с животным миром

Ни для кого не секрет, что в последние десятилетия абсолютно для всех регионов мира все более острой становится задача согласования деятельности человека и природных факторов его существования.

Сокращение биоразнообразия занимает особое место среди основных глобальных экологических проблем современности. Под влиянием антропогенной деятельности происходит массовое уничтожение природных экосистем и исчезновение видов живых организмов. Последствия этого процесса, по мнению ученых, могут оказаться для человечества опаснее глобальных климатических изменений.

Совершенствование правовых механизмов должно быть направлено на внедрение в правовую сферу биологических и экологических основ сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира с учетом социально-экономических условий их реализации.

Совершенно очевидно, что действующая система охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, в условиях рыночной экономики показала себя недостаточно эффективной. Принимаемые федеральными и региональными органами государственной власти меры, к сожалению, не могут кардинально изменить сложившуюся ситуацию. Основные сложности при достижении эффективности в решении проблем охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания заключаются в необходимости совершенствования деятельности органов государственного надзора в выявлении, предупреждении и пресечении правонарушений в области охоты и сохранении охотничьих ресурсов.

Комитет Государственной думы по природным ресурсам постоянно осуществляет работу по совершенствованию законодательства в данной области. Принят важнейший Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Значимость данного Закона для осуществления общесоциального предупреждения преступлений против животного мира заключается прежде всего в установлении правил производственно-охотничьего контроля, в соответствии с которыми охотоведам и сотрудникам охотничьих хозяйств, как частных, так и государственных, возращены, по сути дела, инспекторские права на арендованных в целях осуществления охотничьей деятельности участках. С его принятием упростилась процедура оформления и выдачи охотничьих билетов, разрешений на добычу охотничьих ресурсов, более четко разграничены полномочия между различными органами, наделенными полномочиями в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, упрощена процедура выдачи разрешений.

Достижение устойчивого использования охотничьих ресурсов, как и удовлетворение спроса охотников на получение возможности осуществления охоты, получения услуг в сфере охотничьего хозяйства, также требуют системного подхода. Поэтому, необходимо правильно обусловить приоритеты при определении перспектив развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации.

Приоритеты совершенствования законодательства в сфере животного мира в 2014 году определены в итоговом документе Совета по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны объектов животного мира и среды обитания, а также в области охоты при Министерстве природных ресурсов и экологии РФ.

Для повышения эффективности правового регулирования в сфере животного мира необходимо обеспечить подготовку соответствующих законопроектов. В конце 2013 года Государственной Думой принят проект федерального закона № 97705-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который урегулировал наиболее острые проблемы развития системы особо охраняемых природных территорий, в том числе:

- разграничил понятия «особо охраняемые природные территории» и «государственные учреждения, осуществляющие управление ООПТ»;

- определил механизм создания и функционирования охранных зон ООПТ;

- определил особенности организации и функционирования природных парков;

- уточнил перечень категорий ООПТ;

- решил ряд вопросов государственного управления в данной сфере, в том числе установил возможность преобразования отдельных федеральных заказников в заказники регионального значения;

- урегулировал вопросы осуществления софинансирования регионами создания и развития ООПТ федерального значения.

Для дальнейшего совершенствования действующего законодательства целесообразно внести изменения, направленные на:

- определение порядка установления платы за посещение государственных природных заповедников и национальных парков с учетом интересов местного населения;

- расширения полномочий инспекторов ООПТ;

- определение в уголовном законодательстве понятия значительного ущерба на ООПТ и критерии его оценки;

- усиление мер по сохранению животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в том числе межведомственного взаимодействия по их охране;

- совершенствование законодательства об обороте редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и грибов, их частей и дериватов;

- введение обязательного государственного страхования государственных инспекторов ООПТ.

Лес – главная забота государства

Что касается  лесного сектора, то необходимо отметить, что 2013 год был насыщен, без преувеличений, судьбоносными для лесного сектора событиями и мероприятиями. Это и Всероссийский Форум работников лесного комплекса, прошедший в Москве в феврале, и заседание Президиума Государственного Совета РФ, посвященного развитию лесного комплекса, в Улан-Удэ в апреле, и организованные нашим Комитетом парламентские слушания на тему Лесной политики в мае, и многие другие мероприятия, в том числе в субъектах Российской Федерации.

Все они продемонстрировали, что и у высшего руководства страны, и у отраслевого руководства появилось понимание, что назрела необходимость перемен в управлении лесным хозяйством, и, что самое главное, появилось понимание какнеобходимо трансформировать лесные отношения, чтобы переломить негативные тенденции и кризис последних лет. В этой связи вышел целый ряд поручений Президента по вопросам использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Часть из них уже реализована, часть – близка к этому, часть – требуют более длительного осмысления и проработки, но все они комплексно направлены на повышение эффективности работы всего лесного комплекса в целом.

Одним из первых реализованных поручений является утверждение Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период  до 2030 года. Этот документ является, безусловно, важнейшим для лесной отрасли и задает вектор развития и лесному хозяйству, и лесной промышленности, и работе соответствующих федеральных и региональных органов власти на ближайшие десятилетия. Что касается Государственной Думы РФ и, в частности, нашего Комитета, для которого лесное законодательство является одним из приоритетных вопросов ведения, то мы, законодатели, получили четкие ориентиры совершенствования отраслевого и смежного законодательства.

Другой важной победой прошлого года стало то, что совместными с Министерством и Рослесхозом усилиями мы смогли уберечь наши леса от непродуманного решения, связанного с включением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в области лесных отношений в так называемую «единую субвенцию». Такое решение было поспешным, необдуманным и крайне рискованным с точки зрения возможных негативных последствий.

В условиях отсутствия «окрашенности» этих средств мы могли бы столкнуться с ситуацией, когда финансирование необходимых мероприятий в рамках соответствующих полномочий осуществлялось бы регионами по остаточному принципу. И тогда уже катастрофические лесные пожары, нашествие вредителей леса и окончательная деградация лесных экосистем стали бы нормой нашей жизни.

В минувшем году мы с вами предприняли серьезные усилия, чтобы наконец поставить законодательный заслон черным лесорубам.

Итогом стал Федеральный закон № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», направленный на решение вопросов учёта необработанной древесины и контроля за её оборотом.

С его принятием появилась возможность отследить любые перемещения заготовленной древесины в границах России. Одновременно Законом введена достаточно серьезная ответственность за нарушение лесного законодательства в части учета заготовленной древесины.

По нашему общему мнению, Федеральный закон создаст эффективный механизм контроля за оборотом заготовленной древесины, что в свою очередь будет способствовать снижению масштабов незаконных рубок лесных насаждений.

Что касается охраны и защиты лесов от вредителей, болезней и иного негативного воздействия, в последние годы в Российской Федерации, и особенно, в Московской области, проблемы, связанные с защитой лесов, резко обострились. В 2012 году площадь лесов, пораженных вредными организмами, составила 2 621 тыс. гектаров, площадь погибших лесных насаждений от вредных организмов — 378,7 тыс. гектаров, площадь очагов вредных организмов, требующих мер борьбы, составила 1 365,9 тыс. гектаров. И согласно официальным прогнозам, при сохранении существующих тенденций, площадь пораженных болезнями и вредителями российских лесов к 2020 году может удвоиться! Ведь по действующему законодательству период с момента обнаружения погибших и поврежденных насаждений до назначения и проведения лесозащитных мероприятий составляет от пяти до девяти месяцев (!).

Для преодоления этих негативных тенденций мы ведем работу по реализации целого комплекса законодательных мер. Во-первых, принят и вступил в силу Федеральный закон №27-ФЗ по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов, предусматривающий получение права на осуществление лесохозяйственных мероприятий специализированными государственными учреждениями без проведения конкурса.

Во-вторых, правоприменительная практика показывает, что построение современной системы защиты лесов требует дальнейшего развития и дополнения соответствующих положений лесного и смежного законодательства. Депутатами нашего Комитета внесен соответствующий законопроект № 448577-6. Он разработан в тесном взаимодействии с профильными федеральными органами исполнительной власти и отражает нашу согласованную позицию в отношении реформы системы защиты лесов. Законопроект оптимизирует классификацию мероприятий по защите лесов, направлен на сокращение сроков, необходимых для подготовки и проведения лесозащитных работ, устранение коллизий и пробелов в правовом регулировании очистки лесов от захламления и загрязнения, в том числе радиоактивными веществами.

Принятие законопроекта в первом чтении запланировано на апрель текущего года.

Далее. Требуют совершенствования арендные отношения, и вопросы лесоустройства, правовой режим отдельных видов лесов. Это — наши ближайшие задачи на год текущий.

В этой связи хочу отметить, что на прошлой неделе в Государственную Думу Правительством Российской Федерации внесен проект федерального закона, посвященный вопросам разработки типовых договоров аренды (№ 490508-6). Он также реализует одно из поручений Президента РФ по итогам Госсовета. Мы также считаем его одним из приоритетных для принятия в весеннюю сессию. Сразу хочу отметить, что существует потребность развить его положения и к окончательному принятию дополнить другими нормами, касающимися совершенствования арендных отношений.

Возвращаясь к обсуждению проблем лесного комплекса, следует вспомнить о том, что в последние годы был нанесен существенный урон лесной науке. Проводившийся курс на акционирование и приватизацию научных учреждений привел по существу к ликвидации многих отраслевых институтов. Закрыты и разворованы многие опытные хозяйства, экспериментальные заводы и конструкторские бюро, что подкосило лесное машиностроение и сделало страну заложницей дорогостоящего импортного оборудования.

Реализуя новую лесную политику, государство должно озаботиться поддержкой лесной науки. Следует также решить вопрос с кадрами, с их подготовкой и переподготовкой.

Правительству РФ поручено увеличить штатную численность государственных лесных инспекторов и лесопожарных формирований и укрепить их материально-техническую базу. Но необходимо также предусмотреть дополнительные социальные гарантии для работников лесной отрасли. Заинтересовать, привлечь людей можно, естественно, высокой и стабильной заработной платой, солидным пакетом социальных гарантий для лесников. Мы не устаем повторять, что лесники и участковые лесничие должны получить статус государственных служащих. Правительство РФ должно обеспечить соответствующий уровень материального обеспечения сотрудников лесной охраны, привести его к уровню материального обеспечения сотрудников силовых ведомств. Все это позволит начать возрождение лесных деревень и привлечь в лесную отрасль квалифицированные кадры. На наш взгляд, решение этих проблем имеет ключевое значение.

Завершая освещение вопросов развития лесных отношений, с удовлетворением должен констатировать, что сегодня во главе отрасли – молодые, но при этом достаточно опытные, энергичные, инициативные руководители – и это тоже позитивный итог минувшего года. На мой взгляд, нам удалось наладить конструктивный диалог и взаимодействие законодательной и исполнительной власти по вопросам совершенствования лесных отношений.

Управление государственным фондом недр

За последние годы в ходе реформирования системы управления государственным фондом недр были достигнуты определенные результаты, позволившие увеличить привлекательность российского минерально-сырьевого комплекса.

Большой блок вопросов решился путем изменений в Закон РФ «О недрах», в частности:

- установлен режим «одного окна» при согласовании технических проектов на разработку месторождений полезных ископаемых;

- отменена необходимость получения отдельных лицензий на добычу общераспространенных полезных ископаемых пользователями недр для собственных нужд на своих лицензионных участках;

- законодательно закреплена возможность изменения границ участка недр, переданного в пользование в целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр;

- законодательно закреплена упрощенная процедура предоставления земельных участков, принадлежащих государству и муниципалитетам, для нужд недропользования;

- увеличен срок геологического изучения с 5 до 7 лет на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Красноярского края, Хабаровского края, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа;

- урегулировали вопросы изменения границ предоставленных в пользование участков недр на глубину и по площади.

- отменена плата за пользование геологической информацией, полученной в результате государственного геологического изучения недр.

В конце 2013 года принят Федеральный закон от 28.12.2013 № 408-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и признании утратившим силу подпункта 3.6 пункта 3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами», которым урегулированы вопросы подготовки и согласования планов и схем развития горных работ, оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, а также  касающиеся безопасности горных выработок, буровых скважин расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр.

Параллельно проводилась работа, направленная на повышение ответственности пользователей недр, поддержанию безопасности работ и соблюдению экологических требований и минимизации экологических рисков, в том числе:

- определен порядок расчета размера вреда, причиненного недрам, вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах;

- установлены обязанности и финансовая ответственность эксплуатирующих организаций, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, а также необходимость установления в лицензии о мер, предусматривающих применение технологий и методов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде в ледовых условиях, при разработке минеральных ресурсов в ледовых условиях.

Для повышения рентабельности добычи минерального сырья была проведена комплексная налоговая реформа, внесены были изменения в Налоговый кодекс РФ, а также в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», которыми урегулирован порядок создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море, в частности:

- были введены понижающие коэффициенты НДПИ  на добычу трудноизвлекаемых запасов;

- увеличено число случаев применения нулевой ставки по НДПИ при добыче нефти и горючего природного газа на отдельных участках недр;

- добыча кондиционных руд олова на участках недр, которые полностью или частично расположены на территории Дальневосточного федерального округа, облагается НДПИ по нулевой ставке;

- принято решение, что метан угольных пластов не признается объектом обложения НДПИ;

- приняты меры направленные на стимулирование развития добычи углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации.

В настоящее время в портфеле Комитета находятся 14 законопроектов, связан­ных с пользованием недрами, воспроизводством минерально-сырьевой базы, отмечу наиболее важные из них:

- о геологической информации о недрах;

- о праве на государственное денежное вознаграждение за открытие месторождения полезных ископаемых;

- в части уточнения критериев отнесения участков недр к участкам недр федерального значения. Этот законопроект исключает проявления алмазов и металлов платиновой группы, а также их россыпные месторождения из числа участков недр федерального значения. Это позволит быстрее вводить в эксплуатацию небольшие по размерам месторождения, не оказывающие существенного влияния на отрасль в целом, но интересные небольшим компаниям;

- о совершенствовании правового регулирования разработки месторождений углеводородного сырья в части квалификации вод, попутно добываемых и используемых при добыче углеводородного сырья;

- в части повышения эффективности управления в области использования и охраны подземных вод.

Наши главные задачи и цели

Нами сделано и делается не мало. В то же время все перечисленные проблемы крайне остро стоят на повестке дня. Подводя черту, хочу еще раз обратить внимание на главном.

Первое – это, конечно, важная социальная функция Министерства природных ресурсов. Обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду требует усиленного внимания и форсированных действий.

Второе – стратегически важным моментом является повышение экономической эффективности ресурсных отраслей экономики. Нефтяные доходы дают в бюджет примерно 200 млрд. долларов. Все остальное – прочие полезные ископаемые, лес, сельское хозяйство, водопользование могут приносить не меньший экономический эффект, к чему в конечном итоге и следует стремиться, развивать и преумножать.

Третье – напрямую вытекающее из сказанного – обеспечение достаточного финансирования всех Государственных программ, находящихся в ведении Минприроды. Сэкономив сегодня рубль — завтра мы потеряем миллиарды. Мы все должны это помнить.

И четвертое. Проведенные заседания коллегий подведомственных Служб и Агентств, а также сегодняшнее итоговое заседание коллегии Министерства отражает системность работы, ее плановый характер. Этот подход должен сохраняться и развиваться, поскольку только слаженными усилиями, комплексными решениями можно добиться требуемого успеха.

В этой связи призываю всех участников содействовать выработке максимально эффективных решений по намеченным в работе вопросам, внести свой вклад в сохранение природы нашей прекрасной Родины.

Спасибо!

http://kprf.ru/activity/ecology/130802.html


comments powered by HyperComments

Прочитано: 244 раз(а)
Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Карпенко
Игорь Васильевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Ермалавичюс
Юозас Юозович

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Фененко
Юрий Вячеславович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Волович
Николай Викторович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Царьков
Евгений Игоревич

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA