28.04.2014 Новости Литвы. ТОП-100 школ Литвы: русские школы ухудшили свои показатели
В ТОП-100 рейтинга гимназий Литвы, составленного журналом Veidas, вошли четыре русских школы, этот показатель, по сравнению с прошлым годом, несколько ухудшился: в 2013 году в сотню лучших входило шесть школ с русским языком обучения.
В нынешнем рейтинге из русских школ самую верхнюю строчку – 68 место — заняла вильнюсская школа «Жарос». Интересно, что лидер прошлого года висагинская школа «Геросиос Вильтес» в этом году опустилась с 46 на 297 место. Председатель Ассоциации учителей русских школ Литвы Элла Канайте полагает, что русские школы в целом показали неплохой результат, однако критерии составления рейтинга, по ее мнению, не совсем корректны.
Лучшая из русских — школа “Жарос”
Журнал Veidas опубликовал рейтинг школ и гимназий Литвы. Первые строчки в нем, как и годом ранее, занимают Вильнюсский лицей, гимназия Каунасского технологического университета, Иезуитская гимназия, Жирмунская гимназия и гимназия им. Биржишки. В общей сложности в Литве насчитывается более 1300 школ, из них русских – 34.
В сотню лучших учебных заведений вошло четыре школы и гимназий с русским языком обучения – высший рейтинг (68-е место) в нем получила вильнюсская школа «Жарос».
Далее следуют вильнюсская средняя школа «Сантарос» — 74 место, вильнюсская школа «Вальчюнай» – 73, вильнюсская школа им. В.Качалова – 100, клайпедская гимназия «Айтварас» – 111. Вильнюсская школа им. А.Пушкина в этом году заняла только 243 место.
Авторы рейтинга отмечают, что в этом году максимальное число баллов (80 очков) школе или гимназии начислялось за показатели по экзаменам на аттестат зрелости, оставшееся число баллов (20 очков) начислялось за поступление в литовские высшие школы на специальность, указанную как приоритетную.
Авторы отмечают, что в этом году было решено отказаться от такого критерия оценки учебного заведения, как поступление выпускников в иностранные университеты. Отказаться от этого было решено в связи с тем, что этот критерий признан необъективным, так как возникали вопросы по поводу того, какого уровня эти ВУЗы.
Висагинская школа: уезжают за границу
Лидер рейтинга прошлого года среди русских школ висагинская школа «Геросиос Вильтес» в этом году заняла только 297 место.
Заместитель директора школы «Геросиос Вильтес» Светлана Шапкина в интервью DELFI отметила, что в данный момент школа проводит реформу и постепенно переходит к статусу прогимназии. «В этом году у нас остаются 11 и 12 классы, а 9 и 10 уже нет. То есть к 2015-му году мы уже должны стать прогимназией», – говорит она.
По ее словам, на то, что школа опустилась в рейтинге, сказалось и то, что в прошлом году выпускники школы чаще поступали в высшие школы зарубежных стран, а не в литовские ВУЗы.
«В позапрошлом году большее число наших выпускников поступали в литовские высшие школы, а в прошлом поступали и в Голландии, и в Англии, и в России. Поступали они и в Санкт-Петербургские университеты, где у них есть квоты. Этим наши учащиеся пользуются», – говорит С.Шапкина.
По ее словам, на результатах отчасти отразилось и то, что в прошлом году выпускники русских школ впервые сдавали единый экзамен по литовскому языку.
«Нервная напряженность ощущалась по поводу единого экзамена по литовскому языку. Ведь, например, написать сочинение — это непростое дело. Поэтому в этом году мы уже сделали выводы, ищем подход и настраиваем ребят на хорошие результаты», – говорит заместитель директора.
«Что касается выпускных экзаменов, то у нас в прошлом году не было «соток», годом ранее были. Это тоже сыграло свою роль. Но что поделаешь, не каждый год бывает удача. В этом году у нас есть сильный класс. У нас есть один двеннадцатиклассник, который хорошо себя зарекомендовал и на республиканских, и на городских олимпиадах, берет призовые места. Ждем от него высших баллов. И насколько нам уже известно, приличное число наших выпускников в этом году собирается поступать именно в Литве», – говорит С.Шапкина.
И.Федорова: рейтинг — одно, а результаты – другое
Директор клайпедской школы «Айтварас» Ирина Федорова не придает большого значения данному рейтингу, хотя считает, что школа показала в нем неплохой результат — 111 место.
«Нас попросили представить данные, мы их представили. Рейтинг — это одно, а результаты школы — это другое. И они у нас хорошие. С учетом того, что у нас школа с русским языком обучения, и с каждым годом детей все меньше и меньше, это прекрасный результат. Прекрасно, что дети учатся и что у них есть желание получать образование на родном языке», – сказала И.Федорова.
По ее мнению, результаты выпускного экзамена по литовскому языку в русских школах не были хуже, чем в других школах.
«Я считаю, что с учетом того, что дети впервые сдавали экзамен наравне с ребятами из литовских школ, результаты замечательные. И это говорит о том, что в наших школах работают квалифицированные педагоги, что каждая школа стремится к тому, чтобы дети могли хорошо в этой ситуации адаптироваться. И они уже давным давно адаптировались и доказали, что могут достойно учиться и на литовском языке», – сказала директор школы.
Э.Канайте: рейтинг Veidas не совсем корректен
Председатель Ассоциации учителей русских школ Литвы Элла Канайте считает, что в целом русские школы показали неплохой результат, однако она не считает критерии составления рейтинга полностью корректными.
«В данном рейтинге указываются 424 школы, из них 21 – русская школа. Получается, что пятая часть русских школ попадает в первую сотку рейтинга, а это действительно хороший результат. Однако важно отметить и то, что сам рейтинг журнала Veidas субъективен. Он не отражает истинной ситуации. Например, в нем принимаются во внимание результаты экзаменов, но не указывается количество выпускников. Например, в какой-то гимназии могут обучаться тысячи учащихся, а, например, в гимназии Каунасского технологического университета — всего 300, понятно, что у последнего и выпускников меньше», – говорит Э.Канайте.
Кроме того, акцентирует глава ассоциации, авторы рейтинга не учитывают, на какие места – платные или бесплатные – в высшие школы поступают абитуриенты.
«Важно отметить и то, что в 2013 году изменился принцип оценки экзамена. Если раньше оценивание было нормированным, то сейчас критерийным. И это тоже оказывает свое влияние на результаты», – заключила Э.Канайте.
В 2013-2014 гг. на негосударственном языке обучаются 27 000, или 7,5%, учащихся всех школ в Литве. В русских классах среднее образование получает 4% всех учащихся (14 350), на польском — 3,3% (11900), на английском — 340 учащихся, на белорусском — 180.