Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости 2 » 27.06.2014 Газета «Правда». Десять сталинских ударов и «Утомленные солнцем-2»

27.06.2014 Газета «Правда». Десять сталинских ударов и «Утомленные солнцем-2» 

1453Непредвиденный разговор о том, что волнует, с генералом армии, президентом Академии военных наук Махмутом Гареевым.

Беседу вёл Виктор Кожемяко

Почему непредвиденный? Да потому, что запланирована была у меня с Махмутом Ахметовичем беседа о маршале Г.К. Жукове — в связи с новой нашей рубрикой «Из когорты полководцев Великой Победы». И такая беседа состоялась, но несколько позднее. А в этот раз участник Великой Отечественной войны и выдающийся знаток нашей военной истории предложил поговорить, как он выразился, «о некоторых злободневных текущих вопросах, которые особенно волнуют и заботят в свете предстоящего 70-летнего победного юбилея». Я согласился.

Все ли знают то, что надо знать?

— Что ж, Махмут Ахметович, право начать за вами. О чём хотите сказать в первую очередь?

— Прежде всего давайте задумаемся, а что это значит — отметить 70-летие Великой Победы. Конечно, будет 9 мая на Красной площади парад. Конечно, состоятся праздничные торжества по всей стране. Всё это правильно и хорошо. Но есть ещё нечто очень важное, о чём многие, к сожалению, забывают.

— Что имеете в виду?

— Осмысление соотечественниками, особенно молодыми, величия и всемирного значения нашей Победы, одержанной 70 лет назад. А чтобы осмыслить, надо знать, что и как тогда происходило, каким конкретно был победный путь нашей Красной Армии и всего советского народа. Так вот, если говорить о знании большинства нынешнего общества, по-моему, на сегодня с этим дело обстоит весьма неважно. Скажите, какой год у нас нынче на дворе?

— Наверное, 2014-й.

— А какой был 70 лет назад?

— Видимо, 1944-й.

— Вот на этом и остановимся. Напомню через «Правду» всем: в историю Великой Отечественной войны 1944 год вошёл как год решающих побед, во многом определивших исход военного противостояния. Именно в этом году, то есть 70 лет назад, в результате десяти последовательно проведённых стратегических операций, которые мы называли сталинскими ударами, Советские Вооружённые силы завершили освобождение родной страны из-под фашистской оккупации и приступили к освобождению других европейских стран. В результате всего этого война необратимо повернула вспять, покатилась туда, где она зародилась.

Но вот если мы спросим наших юных современников (пожалуй, даже и не самых юных!), а знают ли они что-то об этих десяти решающих ударах, 70-летие которых падает на нынешний год, они ведь ничего не смогут сказать.

— Согласен. К сожалению…

— Так где же российское телевидение? Где другие СМИ? Они, используя юбилейные даты, должны бы широко и ярко рассказывать о событиях того времени. Однако почти ничего не рассказывают!

Хотя бы бегло назову эти стратегические операции — сталинские удары 1944 года.

Первый удар — снятие блокады Ленинграда.

Второй — освобождение правобережной Украины.

Третий — операции по освобождению Крыма, Черноморского побережья, Одессы.

Четвёртый удар — разгром финской армии.

Пятый — операция «Багратион», освобождение Белоруссии.

Шестой — Львовско-Сандомирская операция.

Седьмой — Ясско-Кишинёвская операция.

Восьмой — освобождение Прибалтики.

Девятый — разгром противника в Карпатах и Венгрии.

Десятый — Петсамо-Керкенесская операция в Заполярье.

— Какая грандиозная панорама сразу возникает — от крайнего севера до юга!

— И важен, замечу, не только этот поистине колоссальный масштаб, то есть невероятная протяжённость линии борьбы. В наступательных операциях 1944 года нашим командованием и войсками был продемонстрирован высочайший уровень военного искусства. Последовательно проводимые операции на разных участках фронта оказывались для противника неожиданными и затрудняли его манёвр силами и средствами.

Например, летом 1944 года войска 1-го Украинского фронта на Львовско-Сандомирском направлении занимали наиболее продвинутое положение, и прежде всего именно здесь противник ожидал наступления наших войск. Поэтому 20 из 24 танковых и моторизованных дивизий немцы держали южнее реки Припять. А когда удар был нанесён в Белоруссии, началась переброска этих дивизий туда. Но ещё до ввода их в сражение началась Львовско-Сандомирская операция, и немецкое командование стало возвращать некоторые из этих дивизий на Сандомирское направление, а в результате они не смогли организованно вступить в сражение ни там ни тут.

— В том же 1944-м, 6 июня, началась Нормандская десантная операция («Оверлорд») союзных войск. Фашистской Германии впервые пришлось действительно сражаться «на два фронта»…

— Конечно, впервые. Что же, эту операцию можно считать одиннадцатым стратегическим ударом 1944 года. Однако наша страна и её Вооружённые силы сыграли решающую роль в достижении победы во Второй мировой войне. На протяжении всей войны главные силы Германии и её сателлитов были прикованы к советско-германскому фронту. Да и 80 процентов общих потерь гитлеровские войска понесли в сражениях против Красной Армии.

— В своё время то, о чём вы говорите, по-моему, бесспорно признавалось всеми в мире?

— Да, решающий вклад советского народа в достижение победы был общепризнанным не только у нас, но и за рубежом. Так, Черчилль уже в ходе войны вынужден был признать: «…Все наши военные операции осуществляются в весьма незначительных масштабах… по сравнению с гигантскими усилиями России». В таком же духе неоднократно высказывались Рузвельт и другие руководители союзных стран.

В результате той Великой Победы был сокрушён фашизм с его крайне реакционной человеконенавистнической идеологией. Всё человечество было спасено от угрозы фашистского порабощения, спасена мировая цивилизация. Рухнула позорная колониальная система, и десятки народов, получив освобождение, стали на путь самостоятельного развития.

Это факты, которые невозможно опровергнуть. Как невозможно принизить и роль Советского Союза в победном исходе войны. И всё-таки попытки такие не просто продолжаются, а нарастают.

Беспамятство и неблагодарность оборачиваются реваншизмом

— Я полностью согласен с тем, что вы сейчас сказали. Принижение роли Советского Союза в достижении Победы ныне более чем очевидно. Чудовищная неблагодарность со стороны так называемого мирового сообщества!

— Великая Отечественная война для нашей страны была тяжелейшей из всех войн, которые ей пришлось пережить. Она унесла свыше 26 миллионов жизней советских людей, значительная часть из них — гражданское население. Массы женщин, стариков, детей погибли от бомбёжек, в гитлеровских лагерях смерти, в результате фашистских репрессий, жестокого оккупационного режима, от болезней и голода.

Но с некоторых пор многое из этого забывается, вся история войны тенденциозно фальсифицируется. Дело дошло до того, что наша страна объявляется виновником развязывания Второй мировой войны! Пересматриваются решения союзных стран антигитлеровской коалиции по послевоенному устройству Европы и вообще итоги Второй мировой войны, в том числе соглашения в Хельсинки 70-х годов минувшего века о незыблемости послевоенных границ. По всему периметру наших границ, от Прибалтики до Курильских островов, к России выдвигаются территориальные претензии.

— Да при этом и фашизм так или иначе обеляется, ему находят всяческие оправдания…

— Вот это особенно возмутительно и болезненно для нас, ветеранов войны! Нюрнбергским международным трибуналом эсэсовские формирования были признаны преступной организацией. Вопреки этому, сегодня мы видим, как недобитые остатки гитлеровских организаций маршируют с фашистскими флагами и орденами по городам прибалтийских стран, на Украине. А руководством Евросоюза, как и США, всё это не только не осуждается, но воспринимается с определённым сочувствием. Ничем иным, как прямым издевательством над миллионами людей, которые отдали свои жизни в борьбе с фашизмом, и тем более над ещё живыми ветеранами Победы, такое не назовёшь.

— Вы согласны, что именно это покровительство нацистам нашло особенно наглое и уродливое выражение в трагических событиях на Украине?

— Безусловно. В феврале этого года американцы и представители стран Евросоюза, опираясь на бандеровско-фашистских террористов и с помощью так называемых частных военных компаний, устроили государственный переворот в Киеве. Я думаю, не только советские военачальники, но и Эйзенхауэр, Монтгомери, Де Голль и другие ушедшие в мир иной знаменитые ветераны Второй мировой войны, будь они живы, в ужас пришли бы от происходящего. Увидев, как заместитель руководителя госдепартамента США и министр иностранных дел Евросоюза на Майдане раздают пирожки этим фашистским бандитам, прибегая к их услужению для насаждения «свободы» и «демократии»…

— А что говорится ныне о великой освободительной миссии Красной Армии!

— Всё чаще она ставится под сомнение или прямо отрицается. Особенно странно и оскорбительно в наши дни слышать заявления некоторых политиков, историков, журналистов об «оккупации» советскими войсками Прибалтики, Польши, Чехословакии и других европейских стран.

Предположим, наша армия подошла бы к их границам и, чтобы не быть оккупантами, остановилась, не продолжала наступление. Кто и как их должен был освободить из-под фашистской оккупации? Сами они этого не могли бы сделать. Поляки в 1944 году подняли восстание в Варшаве, не оповестив об этом советское командование. Но восстание это было жестоко подавлено, а его руководитель генерал Бур-Комаровский перешёл на сторону гитлеровцев. Что касается западных союзников, то уже после Арденнских событий в конце 1944 года стало ясно, что они без участия советских войск освободить всю Европу не в состоянии.

К тому же было Ялтинское соглашение союзных стран антигитлеровской коалиции — добиваться полного разгрома и безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Мы эти решения должны были выполнять. Если уж говорить о существе дела, то ни при каких обстоятельствах нельзя было оставлять гитлеровскую Германию недобитой. Если бы Гитлеру дать в то время передышку, Германия могла снова собраться с силами или добиваться сепаратных соглашений с некоторыми из наших союзников. Тогда провозглашённая политическая цель Второй мировой войны и тем более Великой Отечественной осталась бы неосуществлённой.

Теперь же, положив только за освобождение Польши 600 тысяч человек, а за освобождение Европы полтора миллиона наших воинов, мы попали в разряд не освободителей, а «оккупантов». Реваншисты всё переворачивают в сознании людей с ног на голову.

Сдавать антифашистские позиции недопустимо!

— Хочу обратить ваше внимание на то, что в Германии недавно вышел фильм «Это наши матери и отцы», в котором, по существу, утверждается «примирение» с гитлеровским временем.

— Да я и сам обратил на это внимание. В ряде стран Европы всё больше приходят к власти деятели, чьи родители состояли в нацистской партии, вообще люди, благосклонно относящиеся к идеям радикального национализма, граничащего с нацизмом. И в общественных кругах тон всё заметнее задают идейные наследники нацистов. Даже в Германии, где в обществе в целом законодательно превалировали антифашистские установки, многое начинает пересматриваться, о чём свидетельствует упомянутый вами кинофильм. Тенденцию «примирения» подхватывают и некоторые наши кинематографисты, как это случилось, на мой взгляд, в недавнем фильме «Сталинград». Я не говорю о недопустимости примирения народов, оно в наших общих интересах. Но — не примирение с фашизмом. Ни при каких обстоятельствах нельзя сдавать антифашистские позиции!

Самый глубокий смысл Великой Отечественной войны для непосредственных её участников состоит в том, что мы не только защищали своё Отечество, но в конечном счёте сражались за то, каким будет человечество. Небезразлична для нас дальнейшая судьба народов. Но что мы видим в действительности, в каком направлении развиваются события в мире? Очевидны, например, уродливость и противоестественность глобальной финансово-экономической системы, основанной на долларе, страшный разрыв между богатыми и бедными странами и различными слоями населения в большинстве стран. Ведущими экономистами признано, что, если все государства будут потреблять столько энергетических ресурсов на душу населения, сколько потребляют США, мир окажется перед катастрофой. А к чему ведут культ однополых браков и гомосексуализма, внесение в парламенты некоторых европейских стран законопроектов, легализующих половые сношения родителей со своими детьми и детей между собой, провозглашение верховенства меньшинства над большинством и прочее, что свидетельствует о моральном и социальном вырождении определённой части западных сообществ?

— Они стремятся распространить свои «ценности» на весь мир, проводя глобализацию по-американски.

— Плоды печальны. Сто лет назад потерпел крушение «Титаник», где было много всяких неурядиц. Но капитан корабля и большая часть экипажа, погибая, до конца боролись за спасение корабля и пассажиров. А вот недавно случилось крушение итальянского лайнера «Конкордия», где капитан и большинство членов команды первыми сбежали с корабля, бросив на произвол судьбы лайнер и пассажиров. Нечто подобное в апреле сего года произошло на южнокорейском пароме. Много и других фактов, которые свидетельствуют о том, что вырождаются не просто определённые слои населения, но прежде всего так называемая элита общества.

— И как вы считаете, эта, с позволения сказать, мораль империализма возьмёт верх над всем миром?

— Сомневаюсь. Конечно, предстоит серьёзная борьба. Но всё-таки вряд ли большинство людей примут навязываемые им сегодня диктат в международных делах, тенденции американской и западноевропейской «демократии», по крайней мере, в том виде, как они внедряются сегодня на той же Украине. Говорят, демократия впервые появилась тогда, когда Бог подвёл Адама к Еве и сказал: «Выбирай кого хочешь». Может быть, именно в таком виде её хотят внедрять и далее. Но не ради этого воевали и гибли участники Второй мировой войны, а уж особенно нашей Великой Отечественной.

— А что беспокоит вас, когда вы думаете о воспитании молодёжи в нашей стране?

— В России воспитанию будущих защитников Родины, патриотическому воспитанию молодёжи непоправимый урон наносят свёртывание и извращённое преподавание истории Отечества и литературы. В апреле по ТВ рассказали про поучительный эпизод. Во время экскурсии украинских школьников в Ливадийский дворец в Крыму одна из школьниц спросила: почему же русскому царю разрешили на украинской земле построить этот дом? Видимо, школьникам никто никогда не рассказывал, что была когда-то Российская империя, куда входила и Украина.

К великому сожалению, подобное происходит и в нашей стране. Значительная часть современной молодёжи очень плохо знает подлинную историю. В СМИ, особенно на телевидении, в кинофильмах, во многих исторических книгах и статьях искажается история Великой Отечественной войны. При обсуждении на ТВ фильмов и книг о войне участников её обычно не приглашают.

Характерно в этом отношении обсуждение под руководством М. Швыдкого кинофильма «Штрафбат», которое вели сами киношники и журналисты. Ни одного участника войны не было! Но ведь есть ещё живые люди, которые командовали штрафными батальонами и ротами на фронте (например, генерал Пыльцын), — и их тоже не пригласили.

— Поразительно такое отношение, честное слово. Непростительно!

— Причём фальсификаторы истории обычно говорят: «Мы ищем правду о войне». Какую же правду таким путём можно найти? Пусть не обязательно во всём соглашаться с ветеранами, но вы для начала хотя бы выслушайте воевавших людей.

Когда после просмотра фильма Н. Михалкова «Утомлённые солнцем-2» спросили у ветеранов об их впечатлениях, ответ был однозначным: то, что и как показано в фильме, не имеет ничего общего с тем, что реально было во время войны. Кинематографисты крайне удивились. Как же так, говорили они, разве не было случаев, когда взрывали мосты, по которым шли наши люди, не было гибели кремлёвских курсантов и т.д.? А мы отвечали им: да, были такие случаи, было кое-что и похуже. Но если бы война состояла только из таких эпизодов, только из неудач, поражений, неумелых действий, она могла окончиться только нашим поражением. Но ведь мы в действительности одержали победу! А вы совершенно не показываете в своих фильмах то, что нас привело к победе. Нет героизма, подвигов, самоотверженности, боевого товарищества, умелых действий и воинского мастерства командиров и солдат.

Раньше при создании фильмов на военные темы обязательно назначали консультантов из числа военачальников или авторитетных историков, теперь же избавились и от этого. Кстати, участники Великой Отечественной войны не представлены ни в Общественной палате, ни в Военно-историческом обществе, ни в некоторых других важных общественных организациях. Постепенно вытесняют их из Российского оргкомитета «Победа».

— О чём вы думаете в связи с активизацией «холодной войны» после госпереворота на Украине и воссоединения Крыма с Россией?

— Нельзя забывать, что, несмотря на все противоречия и социально-политические различия, народы Советского Союза, США, Англии, Франции, Китая и других стран в труднейшее время нашли возможности и пути политического, экономического, военного сотрудничества в интересах достижения общей победы над врагом. Это тоже большое приобретение, вынесенное из горнила войны. Один из уроков Второй мировой состоит в том, что во имя предотвращения новой бойни и решения сложнейших глобальных проблем выживания человечества народы разных стран и в современных условиях могут и должны проложить новые пути укрепления доверия и сотрудничества.

Разумеется, для того, чтобы не повторять ошибок прошлого и не порождать новых витков конфронтации, стоило бы повсюду и всегда учитывать, как говорил В.В. Путин, что одних заверений о партнёрстве и сотрудничестве недостаточно. Надо на деле каждой стране держать курс на искреннее и последовательное сотрудничество. Кроме экстремистов, в Киеве, в США и Европе много других людей, стоящих на здравых позициях, и мы с ними должны налаживать отношения. Российские ветеранские организации могли бы более активно во многих аспектах поддержать ветеранов Украины. Очень хочу, чтобы это моё пожелание было услышано и реализовано!

Замечу, бескровное воссоединение Крыма с Россией в 2014 году явилось совершенно новым явлением в деятельности нашего государства по обеспечению национальной безопасности. Может быть, это означает возможность решения по-новому и других оборонных задач. Надо извлекать необходимые уроки для совершенствования нашей «мягкой силы», политико-дипломатических, информационных средств, для повышения эффективности всей системы стратегического сдерживания.

Убеждён, что наш народ, который одержал величайшую победу 70 лет назад, найдёт в себе силы устоять перед вызовами времени и в предстоящие трудные годы.

http://kprf.ru/history/soviet/132513.html

Прочитано: 651 раз(а)

Оставить комментарий

Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA