Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости 2 » 24.01.2014 Новости Кыргызстана. НЕУЛОВИМАЯ ПРАВДА О ТАРИФАХ

24.01.2014 Новости Кыргызстана. НЕУЛОВИМАЯ ПРАВДА О ТАРИФАХ 

71Чиновники от энергетики делают все для того, чтобы тема повышения тарифов оставалась самой обсуждаемой. В ход идут даже нелепые заявления и вымыслы.

Ныне, когда обнаружилась острая нехватка энергоресурсов, руководители отрасли особенно изобретательны. По их утверждению, сбой в энергообеспечении произошел исключительно по вине ближайших соседей. В Казахстане ввели в эксплуатацию высоковольтную линию электропередачи, из–за этого, дескать, в нашей республике пришлось вводить ограничения. К тому же сети слабые, оборудование изношено, а средств на развитие и модернизацию не хватает. Отсюда вывод: рост тарифов — производственная необходимость.

В Минпромэнерго не перестают твердить, будто в Кыргызстане очень низкие тарифы. Бытовые потребители платят 0,70 сома за один киловатт–час, а коммерческие структуры — 1,50 сома вместе с налогом. Говорят, в пересчете на национальную валюту в Беларуси ставка 4,31 сома. Но это не довод. В каждой стране свой уровень жизни. Важнее раскрыть составляющие тарифа, саму суть ценообразования. И тут многое приводит в недоумение. Скажем, электроэнергию ОАО “Северэлектро”, подчеркивалось на профильных совещаниях, покупает по 18,5 тыйына плюс платеж за транзит 14,5 тыйына. А теперь сравните с действующими тарифами. Рентабельность от снабжения населения 112 процентов, а промпроизводств — 354 процента! Сногсшибательный оборот, который в других сферах и не снился. Независимые эксперты не раз высказывали удивление по поводу сей арифметики с бешеными доходами распредкомпании. Вопрос в том, куда деваются те доходы. Ответ на него будет тогда, когда окончательно и бесповоротно истребят коррупционные схемы. Если удастся.

Надо сказать, что наличие серых схем, то есть противозаконных сговоров и подкупов, фальсифицированных левых счетов и прочих махинаций, долгое время вообще не признавалось. И только сейчас, когда по указанию главы государства утверждена национальная стратегия антикоррупционной политики, в Минпромэнерго вынужденно зашевелились. На днях там презентовали “План мероприятий по снижению и предупреждению коррупционных проявлений”. По словам министра Осмонбека Артыкбаева, выявлено семь зон риска и намечено для реализации 52 мероприятия. В частности, исключить партийный подход к подбору сотрудников. Дескать, конкурсы помогут избавиться от политической и структурной коррупции.

Это пока лишь задумки на перспективу. Однако в министерстве почему–то с оптимизмом заявляют, будто уже успешно миновали три этапа борьбы с коррупцией и в данный момент находятся на главном, четвертом. Налицо явная подмена реальных дел составлением планов. При этом в подведомственных организациях продолжают как ни в чем не бывало втирать очки, стремясь искусно приукрасить фактическую ситуацию.

Про странные финансовые манипуляции в энергокомпаниях публично рассказывали в Госагентстве антимонопольного регулирования при правительстве. Любопытно, что пищу для размышлений дала цифирь самих же энергослужб. Специалисты обстоятельно проанализировали годовые отчеты и обнаружили, что энергетики включают в себестоимость затраты, которые вообще недопустимы. А еще антимонопольщики настаивают на разделении тарифов на электрическую и тепловую энергию, поскольку расходы на их выработку совершенно разные. К тому же первой пользуются все кыргызстанцы, а второй — лишь обитатели благоустроенных квартир. Нельзя, мол, сваливать все в кучу и распределять подряд на все население.

О том, что необходимо разработать четкую и понятную методологию расчета тарифов, шла речь в Национальной энергетической программе на 2008–2010 годы, затем в Стратегии развития до 2025 года. Документы утверждены в правительстве и парламенте. Миновало 6 лет, но как была неразбериха, так и остается по сей день. Более того, в госдепартаменте по регулированию топливно–энергетического комплекса недавно откровенно признались, что даже не знают, как грамотно подойти к той самой методологии. Дескать, нужно пригласить на помощь какую– нибудь иностранную компанию. Спрашивается, а чем в таком случае занимаются все эти годы госслужащие департамента? С нехилыми зарплатами, кстати. И еще. Услуги зарубежных фирм недешевы. И что, эти затраты тоже придется включать в тарифы?

К тому же нечто подобное уже проходили. В июле минувшего года эксперты крупнейшего в мире финансового института — Всемирного банка — предлагали начать ступенчатое повышение тарифов — ежегодно на 10 процентов. В надежде на то, что это не спровоцирует массовый протест, но со временем принесет положительный результат. Вполне, заметим, здравое рассуждение. Однако ни у кого не нашлось смелости его поддержать.

Сейчас в Минпромэнерго предлагают создать независимое Госагентство по регулированию ТЭК, отделить его от них. Но что это даст, если в республике нет квалифицированных специалистов?

Вот и получается, что тема повышения энерготарифов не сходит с уст, но толку ни на грош. Высшее руководство государства требует сначала сократить технические и коммерческие потери, прекратить хищения. А в Минпромэнерго уповают только на рост тарифов.

Между тем очевидно, что нынешняя тарифная политика в энергосфере окончательно вышла из–под контроля. В недавней публикации в “ВБ” рассказывалось о том, что ТСЖ “Акун”, имея собственную электрокотельную для обогрева квартир, оплачивает счета по 0,70 сома за киловатт. Добро на тариф дали в Госагентстве по антимонопольной политике. А в Госдепартаменте по регулированию ТЭК выдали совершенно другое указание — на применение к жильцам тарифа по группе “промышленные потребители”, то есть по 1,50 сома заодно с налогами. При этом оба государственных(!) ведомства ссылаются на постановления правительства. На чьей стороне правда, понять невозможно. Похоже, все дело в низком качестве директив, которые бездумно “испекают” в вышестоящих инстанциях и которые циркулируют в нашем обществе, порождая непонимание и неверие в здравомыслие госчиновников.

Может, действительно стоит привлечь к управлению энергосектором иностранную компанию, как предложил первый вице–премьер–министр Джоомарт Оторбаев? С условием, что она первым делом подсчитает, что почем, и откроет нам всю правду про тарифы.

            А как у них?

В каждой стране выработка электроэнергии достается по–разному. Соответственно расходам и цене:

в Казахстане и Узбекистане потребители в пересчете на нацвалюту платят по 1,62 сома за один кВт.ч.

в Украине — 2,25,

в России — 2,44,

в Армении– 3,06,

в Азербайджане — 3,25 сома,

в Таджикистане самые низкие ставки — 1,03 сома.

в Молдове самые высокие — 4,56 сома за кВт.ч.

Зинаида СОРОКИНА.

Коллаж Романа БЯхова

«Вечернирй Бишкек», 24.01.2014

http://members.vb.kg/2014/01/24/vysoko/1.html

Прочитано: 735 раз(а)

Оставить комментарий

Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA