20.01.2015 Газета Правда. НОВЫЙ СОЮЗ
Начало деятельности Евразийского экономического союза оставляет много вопросов
1 января нового, 2015 года начал свою деятельность Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в составе трёх государств — России, Белоруссии и Казахстана, и уже 2 января, как и было предусмотрено подписанными ранее соглашениями, к ним присоединилась Армения. Если учесть, что к маю ожидается пополнение союза пятым участником — Киргизией, то можно обоснованно говорить о том, что новое интеграционное объединение охватит почти половину стран, остающихся в составе СНГ. Согласно достигнутым договорённостям, на территории государств — участников ЕАЭС создаётся общее пространство со свободным перемещением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и декларируется проведение согласованной политики в ключевых отраслях экономики.
ТАК ЧТО ЖЕ, мы видим, наконец, подлинный и долгожданный прорыв во взаимоотношениях между бывшими братскими республиками СССР, приведший к выходу сразу на стадию экономического союза — высшую ступень межгосударственной интеграции? К сожалению, дело обстоит, мягко говоря, не совсем так. Несмотря на громкое название, новому интеграционному объ-единению даже в теории далеко ещё до высшей стадии взаимодействия. К примеру, только в 2025 году должен начать работу общий регулятор финансового рынка ЕАЭС, иными словами, до этого времени не только не будет ставиться вопрос о введении единой валюты (а это — ключевой элемент экономического союза, как показывает практика ЕС), но страны даже не подступятся к координации своей финансовой политики. Так что, строго говоря, пока стоило бы вести речь не о союзе, а о долгожданном создании единого (общего) рынка нескольких заинтересованных стран СНГ.
Мы говорим «стоило бы», поскольку всё дело в том, что даже и полноценный общий рынок ЕАЭС заработает далеко не сразу. Так, единый рынок фармацевтики и медицинской техники должен быть сформирован в 2016 году, а единый рынок электроэнергии — только в 2019-м. Но самое показательное: общий рынок нефти и газа заработает лишь с 2025 года, то есть с десятилетней отсрочкой! Не случайно, выступая в Москве 23 декабря минувшего года на совместной пресс-конференции президентов пяти стран-участниц будущего ЕАЭС, президент Белоруссии Александр Лукашенко прямо отметил, что союз у нас получается с «изъятиями». «Свободного движения товаров в полном объёме как не было, так и нет», — заявил он.
Белорусский лидер имеет все основания для подобных утверждений: именно в отношениях с Республикой Беларусь наиболее зримо и регулярно проявляются последствия таких «изъятий» из правил свободного перемещения товаров. И обусловлены они огрехами всей предыдущей и продолжающейся, несмотря на все угрозы разрастающегося кризиса, порочной экономической политики России. В самом деле, наша страна, несмотря на все «шаманские» заклинания, периодически раздающиеся с самого верха, по-прежнему с фанатичным упорством строит всю свою жизнь за счёт производства и продажи всего двух товаров — нефти и газа. Понятно, что в такой ситуации ни о каком их свободном перемещении через границы даже стран-партнёров российское руководство и слышать не захочет. Вот вам и «свобода торговли»!
И на эту самую нефтегазовую «иглу», словно подопытная лягушка в лаборатории, наколота вся российская экономика, отчего по-прежнему должным образом не развиваются перерабатывающие производства, в том числе в пищевой промышленности. В результате — невозможность их конкуренции с белорусскими коллегами. И, вместо того чтобы использовать открывающиеся возможности нового союза для налаживания, наконец, долгожданной кооперации, российская сторона год за годом совершает одни и те же недружественные, можно сказать — антиинтеграционные, действия против белорусских друзей и союзников.
Вспомним, например, о введённом в самом конце 2014 года частичном запрете на ввоз в Россию белорусских продовольственных товаров, когда под явно надуманным предлогом вдруг были приостановлены поставки с 23 белорусских предприятий, перерабатывающих молоко и мясо. А ведь эти продукты пользуются повышенным спросом у наших граждан благодаря и качеству, и относительной дешевизне.
И, увы, факты свидетельствуют о том, что российская сторона и впредь не намерена менять своего отношения к ближайшему партнёру и союзнику, несмотря на все разговоры о Евразийском союзе. Так, Белоруссия выразила готовность отправить нам в 2015 году 956 тысяч тонн молока и молочной продукции против 772 тысяч тонн, поставленных в Россию в году минувшем (увеличение, как видим, составляет почти 24 процента). Что сюда входит? Если говорить о наиболее значимых позициях, то, например, белорусского сыра и творога может быть поставлено 176 тысяч тонн (или на 30 процентов больше, чем в 2014 году), сливочного масла — 72 тысячи тонн (против 70 тысяч тонн в минувшем году). При этом — обращаем особое внимание! — белорусская сторона обозначила будущие цены на свою продукцию из расчёта 43 рубля за 1 доллар, то есть значительно меньше, чем реально стоил доллар в России под занавес декабря минувшего года, и заведомо меньше, чем он будет стоить в 2015 году даже при самых благоприятных обстоятельствах.
Казалось бы, подобная партнёрская и дружественная позиция Белоруссии, представляющая очевидную выгоду для российских потребителей, должна была найти немедленный положительный отклик со стороны российских властей. Однако не тут-то было! Очевидно, опять вмешались лоббисты, и вот уже в минсельхозе РФ, рассмотрев предложения Белоруссии, фактически их отвергли, приняв решение сохранить объёмы поставок на уровне 2014 года.
Спрашивается: неужели в условиях сокращения импорта западного продовольствия отечественные производители за несколько прошедших месяцев успели настолько нарастить свои возможности, что смогут спокойно обеспечить россиян и собственным молоком, и мясом? Но ведь хорошо известно, что это не так, и все последние месяцы фактически продолжалось латание дыр на потребительском рынке за счёт замены «недружественного» импорта «дружественным». Кстати, выходит, белорусский импорт тоже де-факто признаётся «недружественным»?
Тогда спрашивается: о каком «совокупном экономическом эффекте» для стран-участниц новоиспечённого Евразийского экономического союза (а именно о таком эффекте в первые дни наступившего года нам твердили дикторы официального российского телевидения) может идти речь? Ведь налицо, во-первых, прямые потери для одного из партнёров по союзу из-за неоправданных ограничений на торговлю, во-вторых, такие же прямые потери для потребителей другой страны (в данном случае — России) из-за невозможности получить более дешёвую и одновременно славящуюся своим качеством белорусскую продукцию. Эффект от таких действий будет резко отрицательным.
В связи с этим, отвечая на вопросы журналистов 29 декабря, президент Лукашенко прямо заявил, что российские производители «не могут с нами конкурировать ни по качеству, ни по ценам, ни по организованности. Поэтому применяют такие административные, порой бандитские методы» (выделено мной. — О.Ч.). Может быть, в словах «батьки» есть что-то, не соответствующее действительности? Нет, в них всё правда.
Тогда следующий вопрос надо адресовать уже высшему российскому руководству: как можно, к примеру, в одно и то же время принимать Военную доктрину РФ, в которой в параграфе об основных приоритетах военно-политического сотрудничества на первом месте прямо обозначена Республика Беларусь, и одновременно ей же вредить в экономической области? Далеко ли наш союз доедет с такими огрехами, да и «поедет» ли он вообще?
Олег ЧЕРКОВЕЦ. Доктор экономических наук.
http://gazeta-pravda.ru/index.php/64-новый-союз-рехами