Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости 2 » 19.12.2014 Газета Правда. Белорусский вектор. Интервью в газете «Правда» с лидером белорусских коммунистов Игорем Карпенко

19.12.2014 Газета Правда. Белорусский вектор. Интервью в газете «Правда» с лидером белорусских коммунистов Игорем Карпенко 

273Беседа первого секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Белоруссии Игоря Карпенко и политического обозревателя «Правды» Виктора Трушкова.

По страницам газеты «Правда», Виктор Трушков, политический обозреватель «Правды»

— Игорь Васильевич, мой первый вопрос к вам будет достаточно общим, хотя в силу специфики белорусских условий существенным и для деятельности Коммунистической партии Белоруссии, и для понимания нашими читателями тех условий, в которых она работает. Так вот вопрос: какое место занимает КПБ в политической системе вашей республики?

— Коммунистическая партия Белоруссии сегодня, прямо скажем, в нестандартном положении. Ни одна политологическая теория ничего похожего, думаю, не рассматривала. С одной стороны, мы имеем своих представителей в органах не только законодательной власти, но и в исполнительных органах.

— Действительно. Сообщу читателям, что товарищ Карпенко не только первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии, но и заместитель председателя горисполкома столицы, то есть входит в исполнительную власть белорусского государства. Но продолжим о положении КПБ.

— Однако мы не доминируем ни в той, ни в другой ветви власти. С одной стороны, мы — единственная политическая партия, которая представлена в парламенте, с другой — нас явное меньшинство, так как большинство депутатов — беспартийные. Это специфика Республики Беларусь. У нас нет статуса правящей партии, нет ни возможности, ни права на реализацию своей партийной программы в государственном масштабе. Вместе с тем у нас есть возможность не только высказываться по ключевым вопросам социально-экономического развития, но и влиять на принимаемые решения.

На выборах в парламент и местные Советы, на президентских выборах мы выступаем в широкой коалиции с левопатриотическими силами. Кроме всего прочего, это позволяет противостоять правым силам, так называемой оппозиции, которая, используя деньги и поддержку своих западных спонсоров, пытается столкнуть страну с намеченного социально ориентированного пути развития. А ведь этот путь определён народом Белоруссии на референдуме.

Мы открыто заявляем, что наша партия поддерживает президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко, потому что считаем, что его общественно-политический курс близок нам по цели и духу. Если внимательно проанализировать этот курс и программу социально-экономического развития, которая принимается на пятилетку, то нетрудно увидеть, что он близок к основным положениям Программы КПБ. К тому же надо сказать, мы принимаем активное участие в обсуждении и утверждении пятилетних планов социально-экономического развития.

В 2015 году у нас состоятся очередные президентские выборы. Перед ними президент будет собирать традиционное собрание, напоминающее в чём-то съезды КПСС. Там он отчитается о проделанной работе за пятилетний срок, представит прогноз дальнейшего развития страны на очередную пятилетку, там будут определены методы выполнения намечаемых планов. Мы будем принимать участие в обсуждении и утверждении этой народнохозяйственной программы. Делегаты на такое собрание избираются по территориям, в том числе от нашей партии. Делегация КПБ примет активное участие в обсуждении тех программ, которые будут представлены президентом.

— КПБ ограничивается поправками, замечаниями и дополнениями или вносит в них свой концептуальный вклад?

— Сейчас наша партия разрабатывает свою программу экономического развития. В ней мы хотим изложить позицию КПБ и по акционерным обществам, и по индивидуальному предпринимательству, и по государственному регулированию экономических процессов. В политической Программе партии недостаточно говорится и о таком коренном для страны и её трудового народа вопросе, как рыночные отношения и границы их применения. Мы хотели бы, чтобы экспертные оценки этому документу дали и СКП—КПСС, и товарищи из международного коммунистического движения. В частности, в той части, которая касается идеологического осмысления специфики экономических укладов и общественно-политических отношений в Республике Беларусь.

— Какие особенности позиции КПБ можно ожидать в предстоящей кампании по выборам президента?

— Мы планируем перед президентскими выборами провести очередной съезд, на котором определим тактику участия в предстоящей избирательной кампании. Перед XXXV съездом СКП—КПСС прошёл пленум ЦК Компартии, на котором избирались делегаты от нашей партии на этот съезд. Так вот на этом пленуме рассматривался и вопрос о созыве предвыборного съезда. В связи с этим ЦК определял позицию в отношении кандидата в президенты Республики Беларусь от КПБ.

Ясно, что окончательное решение будет принимать съезд, но позиция ЦК: не выдвигать от партии своего кандидата, с тем чтобы поддержать А.Г. Лукашенко. Сейчас мы ведём консультации со всеми политическими силами Белоруссии, заинтересованными в сохранении нынешнего экономического и политического курса. Надеемся, что будет создан мощный патриотический блок. Партия уже начала активную подготовку к предстоящему съезду.

— Однако логично предположить, что подготовку начали не только коммунисты и другие сторонники сохранения нынешнего курса и, следовательно, президента Лукашенко. Наверное, не менее активны и политические противники?

— Они тоже начали подготовку к выборам, которые пройдут скорее всего будущей осенью, не позднее ноября 2015 года. Пока у нас есть основания быть довольными положением дел у противников нынешнего курса, то есть сторонников крутого поворота к всевластию частной собственности. Сейчас в их рядах нет единства. Они не могут определиться с единым кандидатом от праволиберальных сил, так как приверженцев буржуазного курса раздирают внутренние противоречия.

В их коалиции объединены и социал-демократы, и консерваторы, и либералы-рыночники, и либерал-демократы, и бывшие коммунисты из партии Калякина (сейчас они называют себя Белорусская партия левых «Справедливый мир»). В общем, эта коалиция напоминает анекдот про скрещивание ужа и ежа, когда в результате получается 100 метров колючей проволоки. В программах большинства этих организаций преобладает либерализм, но на выборы идут под левыми лозунгами.

Кроме идеологической разноголосицы в предвыборной кампании будет играть роль и малочисленность прозападной оппозиции. Скажем, у калякинской партии в Минске партийный комитет есть только в одном районе. Похожая ситуация и в других правых партиях. Но они создают многочисленные общественные объединения. Для создания такого объединения надо всего 10 учредителей. Учредителями выступают, как правило, одни и те же лица. Так создаётся впечатление множества структур, выступающих против курса Лукашенко. Но эта видимость, во-первых, иллюзорна, во-вторых, она не помогает определиться с единым кандидатом.

Между тем Запад им однозначно сказал, что он обеспечит их финансирование только при условии единого кандидата. Пока проводятся различные семинары и консультации, для чего они съезжаются чаще всего в Вильнюсе. Но и на этом направлении финансовой вольницы не стало. Признаюсь, что этому способствуем и мы: всякий раз при встречах с европейскими парламентариями и политиками интересуемся, зачем разным евроструктурам надо финансировать белорусскую «пятую колонну». Если в Европе много лишних денег и их хотят вложить обязательно в Белоруссию, то мы готовы их принять и построить на них больницы, школы и детские сады.

На политическую обстановку в Белоруссии отрезвляюще влияют события на Украине. Даже самые ярые оппозиционеры признают, что у нас Евромайдан невозможен, а население говорит, что он ему совсем не нужен.

— Но на политических процессах всегда лежит печать экономики.

— Да. Тем более что белорусская экономика ориентирована на экспорт. В 2011 году правительство РФ приняло решение сократить импорт из нашей республики. Это был тяжёлый удар, который заставил искать другие рынки сбыта. Сегодня у Республики Беларусь сложились хорошие отношения с государствами Латинской Америки.

— Иначе говоря, неоднократные попытки, в том числе со стороны нынешних властей Российской Федерации, задушить Белоруссию экономически заканчивались провалом. «Правда» и её читатели искренне желают, чтобы так было и впредь. Но экономическая политика, в конечном счёте, определяется характером производственных отношений. Каковы они в современной Белоруссии?

— Этот вопрос журналисты задают мне достаточно часто. Давайте сегодня будем искать ответ вместе: я буду рассматривать его глазами политика, а вы — глазами философа.

— Тогда начнём с отношений собственности.

— Законодательство Республики Беларусь определяет, что недра, земля, такие важные отрасли экономики, как энергетика, транспортная система, основополагающие предприятия, от которых зависит состояние экономики, могут находиться исключительно в государственной собственности. В Конституции Республики Беларусь записано, что мы строим социальное государство с рыночной экономикой. Таков официальный ответ на ваш вопрос. А ваше мнение?

— Понятие «социальное государство» нам ничего не даст, так как это словосочетание появилось как пропагандистская альтернатива социалистическому государству. Вы не хуже меня знаете, что в такой блестящей конфетной упаковке идеологи послевоенной социал-демократии пытались спрятать буржуазное государство. Российская Федерация, если верить её Конституции, тоже является социальным государством. Но ни вы, ни я, ни наши единомышленники-коммунисты ничуть не обманываются на этот счёт. Ельцинско-путинская Россия — это государство реставрации капитализма. Октябрьский пленум ЦК КПРФ подтвердил, что в нём командные высоты — у реакционного, компрадорского, олигархического капитала. С точки зрения отношений собственности Белоруссия существенно отличается от России.

— В то же время говорить о том, что мы в сегодняшней Белоруссии построили социализм, тоже неверно, хотя отличия от системы реставрации капитализма у нас не просто значительные, а, можно сказать, коренные. Мы идём путём, который куда ближе к социалистическому, нежели в других странах постсоветского пространства.

— Игорь Васильевич, вы слишком скромничаете.

— Нам часто приходится слышать, что сегодняшняя Белоруссия строит социализм. Но белорусские коммунисты так пока не считают. Да и президент нигде не говорит, что мы строим социализм. Нигде, ни в одной государственной программе это не записано. Однако если проанализировать программы социально-экономического развития, которые принимаются на пятилетку, то мы увидим, что они очень схожи с программными положениями КПБ.

Во-первых, белорусское государство в значительной мере регулирует экономические процессы. Во-вторых, у нас плановое ведение хозяйства. В-третьих, сегодня государство очень чётко включает механизмы регулирования распределения так называемой добавленной стоимости, которая формируется в том числе и на предприятиях государственной формы собственности. Куда она идёт? На социальные проекты, в частности на оздоровление детей, укрепление здоровья населения и так далее. У нас сегодня на ряде предприятий есть свои оздоровительные лагеря, профилактории, физкультурно-спортивные базы.

— Вот ещё один ребус, который предлагает Белоруссия: плановое хозяйство при многоукладной экономике. Официальная статистика Белоруссии утверждает, что в стране весьма значителен частный сектор в промышленности. Как при этом можно вести плановое хозяйство?

— В этом тоже белорусская специфика. Но не в том, что государство устанавливает планы частным владельцам, а в статистике. Возьмём предприятие «Интеграл», которое посещали часть делегатов XXXV съезда СКП—КПСС, проходившего в ноябре в белорусской столице. Это — акционерное общество, однако все 100% его акций принадлежат государству. Но поскольку юридически оно является АО, то по всем статистическим данным проходит как частное: таково положение нашего законодательства.

И сделано так не во имя какого-то лукавства, а по экономическим соображениям. Белоруссия нуждается в инвестициях, и если появится инвестор, желающий участвовать в капиталовложениях в «Интеграл», то наша реакция на такое желание будет положительной. Однако частный инвестор не имеет права вкладывать капитал в государственное предприятие. Поэтому и было проведено акционирование «Интеграла». Оно даёт право привлекать частный капитал, доводя его долю до 5, 10, 15%. Но, привлекая частный капитал, мы ставим перед ним определённые условия.

Во-первых, он должен в обязательном порядке осуществить модернизацию такого предприятия. Во-вторых, недопустимы дробление предприятия и перепродажа его по частям. Предприятие должно работать, улучшая свои производственные и социально-экономические показатели. За соблюдением этих ограничительных норм постоянно осуществляется жёсткий государственный, в том числе президентский, контроль.

— Да, у вас действительно интересный частный сектор. Позапрошлой осенью мне довелось проехать от Бреста до Минска в составе большой группы журналистов. Мы побывали на нескольких предприятиях частного сектора. Фабрика игрушек была классическим частным предприятием. А вот автоматизированный деревообрабатывающий завод был примечателен не только своей новейшей технологией, но и динамикой отношений собственности.

Как нам рассказал главный инженер, когда предприятие начинали строить, государству принадлежали только 16% акций, а сейчас — 84%. Но никакой национализации не было. Наоборот, государство помогало владельцам, давая им беспроцентные (!) кредиты, которые оплачивались… акциями. Поэтому ко времени пуска так сильно изменилась структура владельцев. Но завод был построен в рекордные сроки. Значит, акционерное общество с контрольным пакетом акций государства — типичная картина?

— Конечно. На характер отношений собственности в Белоруссии положительно сказалось то, что она не пошла по пути повальной приватизации. Государство активно регулирует общественные процессы. Хотя нам извне постоянно пытаются навязать либеральную модель, уверяя, что нужен свободный рынок, который сам всё отрегулирует. Но мы понимаем, что подобные утверждения — это заурядный обман. Взять сегодня те же США. Если там государство сказало: «Вводим санкции против России, торговать с нею нельзя», то ни одна фирма не полезет на рожон. Все будут выполнять требование государства. Налицо государственное регулирование экономического процесса. Но никто не обвиняет Америку, что там нет свободного рынка.

— Выходит, само по себе экономическое регулирование не является сущностным признаком социализма.

— Республика Беларусь ближе к социалистической модели потому, что мы сохранили в государственной собственности основополагающие отрасли экономики. Земля у нас не является предметом купли-продажи. В частную собственность землю приобрести можно только под жилое строение, под дачу, дом, приусадебный участок. Причём не более 25 соток. К тому же установлено ограничение: владелец участка не может потом продать его для другого использования — скажем, для строительства автоколонки.

Когда дело идёт о хозяйственном использовании земли, то она либо даётся в пользование, либо сдаётся в аренду на длительный срок. Либералы нас за это, конечно, критикуют. Но ведь очевидно, что будущее за крупнотоварным сельскохозяйственным производством.

Я был не так давно в Молдавии. Смотришь на поля: полоса земли обработана, пара полос не обработаны. Оказывается, раздали там землю, приватизировали. Кто-то может купить трактор, нанять работников, обработать свой клин, а другому всё это не под силу. И начинаются проблемы. Да не частные, а общественные: необходимо создать крупнотоварное производство, но чересполосица мешает. В Белоруссии земля не стала объектом купли-продажи, поэтому у нас такой проблемы нет. Здесь не просто сохранили колхозы и крупные сельскохозяйственные предприятия, но и активно их модернизируют. Что касается фермерских хозяйств, то они в Белоруссии тоже есть, но обязаны использовать землю под сельскохозяйственное производство. Поэтому и здесь Республика Беларусь ближе к социалистическому пути развития.

— Ну вот, Игорь Васильевич, вы и охарактеризовали экономическое устройство современной Белоруссии. Ей тоже пришлось испытать откатное движение назад, к частнособственнической стихии, но она вовремя остановилась. Полную реставрацию капитализма не допустил её мудрый народ, возглавляемый Александром Григорьевичем Лукашенко. Она не свалилась в капитализм, но её устройство, как и считает Коммунистическая партия Белоруссии, уже не социалистическое. А между капитализмом и социализмом, как обосновали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, неизбежен переходный период. На этой стадии и находится Республика Беларусь. На той же стадии развития, что, скажем, Китайская Народная Республика или Социалистическая Республика Вьетнам. В сегодняшней Белоруссии очень влиятелен социалистический уклад. Заметную роль играет мелкотоварное производство, появились элементы капиталистического уклада. Пожалуй, часть предприятий государственной формы собственности живёт по правилам госкапитализма. В общем, классический набор экономических укладов для переходного периода от капитализма к социализму. На них обращал внимание Владимир Ильич Ленин. Между ними — «мирное сосуществование», при котором полярные уклады в своих «мирных» объятиях готовы каждый задушить своего «оппонента».

— Над такой характеристикой надо подумать. Но то, что мы живём в условиях классовой борьбы, очевидно каждому белорусскому коммунисту.

— Давайте, не ставя под сомнение, что самая практичная вещь — теория, спрыгнем на землю практики. Как обеспечивается связь вашей партии с рабочим классом, с трудовыми коллективами?

— Тут тоже свои противоречия. Вот пример: на Минском тракторном заводе начальник цеха создал партийную ячейку. Но это не значит, что она работает непосредственно в цехах завода, хотя объединяет работников предприятия. Она базируется, скажем, при Дворце культуры.

— Таким образом, она формально не заводская, а территориальная, но в ней работают в основном трудящиеся одного предприятия — я правильно понял?

— Правильно. Она зарегистрирована как территориальная, хотя мы её называем «Тракторозаводской», так как она заметно влияет на жизнь этого предприятия, на настроения занятых на нём трудящихся. Нам приходится искать формы, которые давали бы возможность коммунистам быть ближе к рабочему классу, лучше знать его интересы, но при этом работать в рамках той законодательной базы, в которых действуют все 15 политических партий, зарегистрированных в Республике Беларусь. Та форма организации первичек, о которой я рассказал, сегодня позволяет нам решать задачи, стоящие перед партией. Эта форма пока не тормозит участие партии в тех процессах, которые будут определять направленность социально-экономического развития нашей страны.

— Думаю, этот опыт будет полезен Компартии Российской Федерации.

источник


comments powered by HyperComments

Прочитано: 316 раз(а)
Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Карпенко
Игорь Васильевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Ермалавичюс
Юозас Юозович

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Фененко
Юрий Вячеславович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Волович
Николай Викторович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Царьков
Евгений Игоревич

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA