Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости 2 » 15.11.2013. Газета «Правда». Узбекистан не исключает возможности вступления в Таможенный союз

15.11.2013. Газета «Правда». Узбекистан не исключает возможности вступления в Таможенный союз 

Узбекистан не исключает возможности вступления в Таможенный союз. Об этом стало известно по итогам переговоров спикера верхней палаты узбекского парламента Илгизара Собирова с председателем Совета Федерации РФ Валентиной Матвиенко. Новость можно отнести к разряду сенсационных, ведь на протяжении нескольких лет Ташкент последовательно дистанцировался от всех интеграционных проектов на постсоветском пространстве.

1352660229_1302082073_ts

ЗА ДВАДЦАТЬ с небольшим лет, прошедших с момента развала СССР, Узбекистан несколько раз радикально менял свои внешнеполитические симпатии. До 2005 года республика наряду с Киргизией являлась стратегическим партнёром США в Центральной Азии, на территории Узбекистана находилась американская военная база «Карши-Ханабад». С 1999-го Ташкент входил в ориентированную на Запад Организацию за демократию и экономическое развитие. В широком обиходе этот блок именовался ГУУАМ — по первым буквам названий входящих в него государств (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Однако после беспорядков в Андижане в мае 2005 года взаимоотношения Узбекистана с Западом сильно охладели. США и Евросоюз ввели в отношении Ташкента санкции. В ответ власти республики потребовали от американцев вывести военную базу и переориентировали внешнюю политику на Москву и соседей по региону. В 2006-м Узбекистан восстановил своё членство в Организации договора о коллективной безопасности, прерванное в 1999 году, а также присоединился к Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС).

Однако этот этап продолжался недолго. На фоне восстановления отношений с Западом Узбекистан снова сменил курс. Сначала, в 2008 году, Ташкент объявил о приостановке своего членства в ЕврАзЭС, мотивировав это решение сомнениями в эффективности деятельности межгосударственного объединения. А в декабре 2011-го президент республики Ислам Каримов официально заявил о своём скептическом отношении к любым интеграционным проектам на постсоветском пространстве. Выступая по случаю Дня Конституции, он подчеркнул, что «за последнее время на постсоветском пространстве активизируются силы, которые… стремятся путём различных вымыслов возбудить ностальгию по советскому прошлому, забывая при этом о тоталитарной сущности советской империи». А потому, заключил Каримов, Узбекистан не будет присоединяться к межгосударственным объединениям, которые выходят «за рамки экономических интересов и приобретают политическую окраску и содержание». Следствием выступления президента стал выход Узбекистана из состава ОДКБ.

После этого отношения Ташкента с бывшими советскими республиками осуществлялись на двусторонней основе. Правда, в прошлом году Узбекистан объявил о присоединении к зоне свободной торговли СНГ, но официально Ташкентом договор до сих пор не ратифицирован. Поэтому заявление спикера верхней палаты (сената) узбекского парламента, без преувеличения, наделало шума. По итогам переговоров с Матвиенко Илгизар Собиров провёл встречу с журналистами. На вопрос об отношении Узбекистана к перспективе присоединения к Таможенному союзу он ответил, что Ташкент относится к этой идее положительно.

Со своей стороны, спикер Совета Федерации сообщила, что возможность присоединения к Таможенному союзу рассматривает также Индия, а с Вьетнамом ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли. «Узбекистан, который связан со странами Таможенного союза историей, общей экономикой, конечно, тоже заинтересован в работе на этом рынке», — отметила Матвиенко, но тут же уточнила, что никто ни на кого давить в этом вопросе не будет. «Каждая страна принимает решение об участии в такого рода объединениях исходя из интересов своего народа», — заявила она.

На основе одного заявления делать вывод об изменении направления внешнеполитической стратегии Узбекистана, конечно же, нельзя. Возможно, что слова Собирова были адресованы в первую очередь не Москве, а Западу, от которого Ташкент с помощью такой своеобразной угрозы хочет добиться определённых уступок. Не исключено, однако, что узбекское руководство решило подстраховаться на случай негативных изменений ситуации в регионе. Нестабильность в соседнем Афганистане и весьма зримые перспективы возвращения к власти талибов могут заставить Ташкент пересмотреть привычную политику сжигания мостов. Полагаться исключительно на Запад в этих условиях неразумно, а потому в Узбекистане решили не рвать последние нити, связывающие республику с постсоветским пространством.

По страницам газеты «Правда», Сергей Кожемякин

Прочитано: 813 раз(а)

Оставить комментарий

Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA