Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости 2 » 15.06.2014 Новости КПБ. ОН БЫЛ КОММУНИСТОМ ЛЕНИНСКОГО ПРИЗЫВА

15.06.2014 Новости КПБ. ОН БЫЛ КОММУНИСТОМ ЛЕНИНСКОГО ПРИЗЫВА 

159Иван Матвеевич Жижель – Почетный гражданин города Минска, Министр промышленности БССР, Герой Социалистического Труда, коммунист Ленинского призыва, оставивший светлый след на земле.

Он родился 16 июня 1904 года в деревне Сыроежки Гродненской губернии в семье путевого обходчика. С детства Ваня Жижель мечтал быть машинистом паровоза. Эта мечта у него родилась, как говорят, с молоком матери, а правильнее, передалась от отца. В семье было семеро детей, отцовского заработка едва хватало на питание. Потому и мечтал босоногий мальчишка о больших городах, мощных паровозах…

Через некоторое время отец умер от тифа. Вся тяжесть забот о семье легла на плечи пятнадцатилетнего юноши. Чтобы его приняли на работу на железнодорожную станцию в Минске хотя бы чернорабочим, пришлось ему приписать два лишних года. Лопатой, тяжелым ломом и киркой он очищал железнодорожные пути от снега и льда, драил керосином паровозы, был учеником слесаря. Одним словом, выбирать не приходилось: надо было зарабатывать на кусок хлеба.

В 1922-1923 годах в Минске и других белорусских городах создаются училища ФЗО (фабрично-заводского обучения), где учили многим рабочим специальностям. В одно из таких училищ, где за четыре года можно было получить специальность помощника паровозного машиниста, и поступил Иван Жижель. А еще здесь давали место в интернате и бесплатное питание. Песня «Наш паровоз, вперед лети…» была любимой песней того поколения.

После окончания ремесленного училища Иван сначала слесарил в депо, потом работал помощником машиниста. Вместе с основной работой у него было еще одно занятие: комсомолец Жижель одним из первых в Минске стал нештатным пионервожатым. С его отряда со временем вышли в самостоятельную жизнь ученые, руководители предприятий, учреждений и просто старательные рабочие люди.
В это время еще одно увлечение захватило юношу: он по-настоящему увлекся поэзией и театром. Это осталось у него на всю жизнь.

В 23 года осуществилась мечта не только Ивана, но и всей семьи Жижелей: он стал машинистом. Но не думаю, что Иван долго бы был за реверсом паровоза. Настойчивость и трудолюбие, наверное, привели бы его в аудитории железнодорожного или политехнического института. А потом, с профессиональным ростом, был бы и рост по службе. Кем бы он мог стать – можно только думать… Начальником депо, а, возможно, и министром железнодорожного транспорта. А он стал министром строительства.

Но вначале Иван Жижель, как писал поэт, «жизнь брал за узду, не охал и не ахал». А шел настойчиво вперед. В тридцатые годы в Беларуси, как во всем СССР, в связи с индустриализацией, строительством новых заводов, требовались инженеры-строители. Для их подготовки в Минске открылся институт и одну из путевок для поступления в него вручили машинисту Ивану Жижелю. Само собой разумеется, что в институт отбирали наиболее способных, технически грамотных людей, и, конечно, настойчивых, самоотверженных. И Жижель как раз отвечал этим человеческим качествам и партийным требованиям.

Да, я не оговорился – партийным. В 1924 году после смерти Владимира Ильича Ленина, единение трудящихся с партией, их желание продолжать его дело нашло реальное выражение в стремление передовых рабочих и крестьян вступить в РКП(б). Чтобы придать этому организованный характер, Пленум ЦК партии 21-31 января 1924 года объявил ленинский призыв в РКП(б). В этот год связал свою жизнь с партией Иван Жижель и остался верен ей до конца.

Строительный институт, который вскоре стал факультетом политехнического института, требовал солидной подготовки по математике и физике. Приходилось начинать сначала, сидеть ночами над учебниками, формулами и задачами.

Стипендия студента была во много раз меньше, чем зарплата машиниста паровоза. А Иван к этому времени уже женился на красавице Зине, которая была из своих, железнодорожников. Вскоре у молодых родился сын. А у отца – студенческая стипендия. Пришлось кроме учебы по ночам и выходным грузить и разгружать вагоны. А еще – бессонные ночи из-за сопромата и высшей математики. Не раз приходила мысль вернуться на паровоз. Но партийная дисциплина и «жижелевский» характер победили желание бросить учебу. Да и жена поддерживала его, как могла.

Иван Жижель окончил Белорусский политехнический институт, когда ему было уже почти тридцать лет. Начал трудовую деятельность на стройках Минска с должности прораба. Уже потом он будет говорить, что эта должность – одна из важнейших во всей строительной иерархии. И его дети, Геннадий и Галина, после окончания института начинали с того же, на стройках столицы.

А у Ивана Матвеевича проявился талант конструктора и проектировщика. В 1938 его назначают директором института «Белпроект». Институт в это время проектировал не только заводы и фабрики, но и оборонные объекты. Сам директор также дневал и ночевал над чертежами «секретно».

Война для Ивана Жижеля, как и для всех, началась неожиданно. Бомбы посыпались на Минск уже на второй день войны. Под непрерывной бомбежкой пришлось срочно эвакуировать институт. Пока отправили последние ящики с документами и оборудованием, самим пришлось выбираться из горящего Минска кто как мог. И когда Иван Матвеевич явился на призывной пункт с просьбой добровольцем направить в действующую армию, военный комиссар категорически отказал: «У вас бронь…»

На попутных машинах Иван добрался до Смоленска. Там все же удалось добиться своего: доброволец, младший лейтенант И.М. Жижель был зачислен в понтонно-мостовой батальон командиром взвода. Так, уже с первых дней войны, он прошел отмеренный ему ратный путь, командуя ротой понтонеров.

За успешную операцию по минированию подступов к Москве у деревни Акулово, когда на минном поле подорвались сразу шесть немецких танков, лейтенант Иван Жижель был награжден орденом Красной Звезды, а через несколько дней он был удостоен высшей солдатской награды – медали «За отвагу».

Сколько он навел переправ под артиллерийским и пулеметным огнем фашистов, часто – по пояс в ледяной воде, трудно подсчитать. Сколько поставил и обезвредил мин – подсчитать вообще невозможно. Поэтому самой высокой наградой, подаренной военной судьбой, было то, что вернулся домой живым – так всегда считал Иван Жижель. А еще он очень гордился трудовым орденом «Знак Почета», который также получил на войне, за наведение переправ, ремонт дорог, за перевернутые сотни кубометров земли… В звании майора, заместителя командира батальона, окончил службу Иван Матвеевич.

После освобождения Беларуси, вернувшись в Минск, он некоторое время работал в Госплане республики. Два года возглавлял отдел строительных материалов, настойчиво добивался восстановления работы кирпичных и цементных заводов, налаживал производство цемента, кирпича, стекла, гвоздей, черепицы, а немного позже – и шифера.

Не менее нелегкая ноша: три с половиной года – главный инженер «Главпромстроя», а потом почти полтора – начальник «Главсельстроя». В 1951 году И.М. Жижель возглавил главную строительную организацию по восстановлению столицы «ГлавМинскстрой».

Иван Матвеевич старался, забывая об отдыхе. Тысячи минчан по выходным расчищали завалы после бомбардировок. Среди них был и он – Иван Жижель.

Дальше Иван Матвеевич возглавляет «Главпромстрой» и пятнадцать лет – Министерство промышленного строительства. Его организаторский талант и кипучая энергия нашли свое воплощение во второй очереди Минского тракторного завода, десятках других промышленных предприятий, в возрожденных городах и селах, в жилых кварталах Минска с его уникальным по красоте главным проспектом.

Иван Матвеевич был не только крупным организатором производства, талантливым инженером, но и мудрым человеком. Он никогда не забывал, что технический прогресс в отрасли невозможен без серьезного научного задела. Именно поэтому он всегда поддерживал развитие строительной науки и людей, ее творящих. В эти годы в строительстве республики был внедрен ряд принципиально новых творческих решений, имеющих союзный приоритет, таких как производство высоконапорных труб, железобетонных и центрифугированных конструкций, строительство заводов и комбинатов крупного панельного домостроения. За строительными навыками специалисты всей страны подчас ездили не в Москву, а в Минск. Именно И.М. Жижель был горячим и настойчивым сторонником внедрения в строительную индустрию Беларуси сборного железобетона, который нашел широкое применение в производстве строительных материалов.

Министр Жижель был инициатором формирования новых строительных трестов. Сюда набирали десятки тысяч, как правило, сельских юношей и девушек, которых надо было научить строительной специальности. Во многих городах республики создаются строительные училища. Есть такое училище и в Минске – сейчас колледж, которому присвоено имя Ивана Матвеевича Жижеля. Тысячи юношей и девушек получили здесь строительную профессию, «ЖИЖЕЛЕВСКУЮ» моральную поддержку и продолжают его дело: строят Минск, столицу независимого белорусского государства.

В трудовых коллективах Министерства строительных материалов республики забота о людях стала законом. Строились квартиры, на стройках организовывали горячие обеды, часть их стоимости оплачивалась предприятиями. Строители заинтересовывались материально и морально.

Во всех делах Министерства просматривался организаторский талант, твердая воля и настойчивость в выполнении решений, глубокое профессиональное знание своего дела министра Жижеля.

18 октября 1964 года Первый секретарь ЦК КПБ Кирилл Трофимович Мазуров первым поздравил И.М. Жижеля с присвоением ему звания Героя Социалистического Труда.

Иван Матвеевич Жижель был человеком, который обладал всеми присущими белорусскому народу чертами характера – широтой души, бескорыстием, трудолюбием и мягким юмором. Он беззаветно любил Родину и был убежденным интернационалистом. Не случайно его так уважала вся разноплеменная рать строителей, приехавшая после окончания войны по воле судеб и велению сердца помогать белорусам поднимать республику из руин.

…Годы бегут неумолимо. Уже три десятка, как нет с нами главного строителя республики, как его любовно называли коллеги, коммуниста Ленинского призыва. Но он ушел, оставив яркий след на родной белорусской земле. На доме одной из центральных улиц Минска – улицы Захарова, где он жил, установлена мемориальная доска с барельефным портретом Почетного гражданина города Минска, Министра промышленного строительства БССР, Героя Социалистического Труда Ивана Матвеевича Жижеля. Его имя присвоено одной из улиц городского поселка Берестовица Гродненской области, в Минском строительном колледже создан мемориальный музей Жижеля, который перерастает рамки мемориального и становится музеем строителей Минска.

Автор:
Александр КОСЕНКО, член Белорусского союза журналистов
Номер газеты:
Прочитано: 911 раз(а)

Оставить комментарий

Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA