14.11.2013. Газета “ПРАВДА”. Литовские студенты состязаются в невежестве
Куба для них — город, Чёрное море находится рядом с Литвой, а пример наречия — союз «что».
О таких «откровениях» литовских студентов рассказывают их преподаватели, утверждающие, что уровень знаний учащихся неуклонно падает, сообщает интернет-портал DELFI.lv.
НА ТО, что уровень знаний учащихся снижается год от года, обращает внимание директор Вильнюсского лицея Саулюс Юркявичюс. Он не раз говорил: это угроза для всей страны.
Несколько лет назад тогдашний ректор Вильнюсского университета Бенедиктас Юодка в отчаянии воскликнул: «В университеты поступают дундуки». Позже он извинился перед студентами за своё высказывание. Сейчас вузы, соревнующиеся за каждого студента и за каждый принесённый им лит, не склонны к их критике и ситуацию не драматизируют. Преподаватели своё мнение чаще всего высказывают в разговорах, так сказать, приватных.
По словам одного из преподавателей университета, ещё несколько лет назад ситуация была иной: «Мне и моим коллегам кажется: чем дальше, тем хуже. Мы пришли к выводу, что студентам нужен диплом, а не знания. Очень не хватает серьёзной мотивации для учёбы. Я понимаю, что иногда можно ошибиться в выборе специализации, но, если уж поступил, будь добр показать, что хочешь чему-то научиться, что пришёл за знаниями».
— Сейчас мы сталкиваемся с ситуацией, когда в системе образования наблюдаются большие контрасты, — говорит депутат Европарламента, профессор, преподающий в университете имени Витаутаса Великого, Леонидас Донскис. — В Литве сегодня никак невозможно сравнивать учеников, окончивших, скажем, Вильнюсский лицей, гимназию Каунасского технологического университета и ещё некоторые, я бы сказал, особенные школы, с учениками школ обычных.
Всё, что происходит, — это не только проблема учеников. Это и большая проблема нашей системы образования. Акценты расставлены так, что учащиеся куда чаще заполняют различные схемы, указывая те или иные ответы, но не мыслят самостоятельно. Этот автоматизм, к которому привели странные тенденции в системе образования, отнял у молодёжи в большинстве случаев способность конструировать связную речь с ясной фабулой, сюжетом. Мы не экзаменуем их надлежащим образом. Наш порядок экзаменов не подвигает к творчеству и индивидуальному мышлению.
На вопрос: «Однако сами университеты не должны разве нести ответственности за того, кого принимают? Часть слабых студентов поступают на финансируемые государством места, а есть ещё платные места, куда практически попадает сегодня любой желающий…» — Л. Донскис ответил так:
— Да, вы правы. В данный момент порядок поступления таков, что на хороших студентов нужно охотиться. Если катастрофически снижена планка требований, если кое-где принимают лишь бы кого, чтобы была определённая цифра, то, простите, чему мы удивляемся? Были времена, когда поступление в высшую школу и вообще обучение считалось не правом человека, а привилегией: ты должен был заслужить это своим трудом, талантом. Думаю, мы должны вернуться к давно забытому взгляду на высшую школу. Она, простите, не обязательна и не должна считаться само собой разумеющимся делом. Хочешь поступить в высшую школу — нужно учиться, стремиться, и, разумеется, нельзя принимать малограмотного человека лишь потому, что он заплатил деньги. В таком случае мы дискредитируем университеты. Я призываю вузы сохранять самоуважение.
Борис НИКИТЕНКО.
Источник: “Правда” 14.11.2013
http://gazeta-pravda.ru/content/view/16286/34/