07.04.2014 ГАЗЕТА ПРАВДА. Впервые за последние 70 лет российские отличники — выпускники школ не получат золотых и серебряных медалей
МЕДАЛИСТЫ ОСТАЛИСЬ В ПРОШЛОМ
Впервые за последние 70 лет российские отличники — выпускники школ не получат золотых и серебряных медалей
Первые медалисты появились в Советской России сразу после окончания Великой Отечественной войны, в 1945 году. Тогда стране остро требовались знающие талантливые люди, ведь в самые сжатые сроки необходимо было восстанавливать страну. Почти через семьдесят лет министерство образования и науки РФ сообщило, что круглые отличники 2014 года обойдутся и корочками красного цвета. Действительно, ломать — не строить. «Умные» в этом деле не нужны и отличать их незачем.
К ДАННОМУ РЕШЕНИЮ минобрнауки шло давно и завело ситуацию в такой тупик, что нынче даже самые горячие сторонники особо отличать успешных учеников готовы с радостью приветствовать отмену медалей.
Ни для кого не секрет, что в регионах, по сути, существовал «план по медалям». Субъекты устроили настоящее соревнование друг с другом, у кого медалистов больше. В любой школе делом чести считали, что каждый год несколько медалистов хоть умри, но выпусти. Откровенно говоря, как мама медалистки могу честно сказать, что редкий ребёнок в силах одинаково замечательно учиться буквально по всем предметам. Да это просто ненормально. Талантливый ребёнок обычно очень увлекается несколькими предметами, и львиная часть его времени и энергии уходит именно на то, что его интересует. Поэтому, увидев, как надрывается моя дочь, я просто предложила ей не гнаться за медалью и заниматься тем, чем она хочет. Ну и что же вы думаете? Каким-то чудесным образом парочка предметов, с которыми у моей отличницы никак не хотели складываться отношения, вдруг оказались оценёнными на «пятёрку». В итоге школа ликовала, а медаль теперь пылится где-то у меня в ящике. Ладно ещё, что ЕГЭ она сдала самостоятельно, а буквально за несколько лет до этого, когда для окончания школы требовалось писать сочинение, помню, как были собраны все школьные учителя русского языка и литературы и всю ночь корпели над сочинением очередной медалистки. Дошло до того, что некоторые районы одного южного региона принялись штамповать «медалистов» в поистине массовом масштабе.
Минобрнауки боролось с этим неприглядным явлением вяло, предпочитая не искоренять мошенничество, а девальвировать значение самой медали. Так, уже несколько лет медалисты лишены всяческих льгот при поступлении в вуз, что, конечно, в данной ситуации правильно. Из стимулов отличиться оставались лишь амбиции самого школьника и, пожалуй, даже в большей мере — его родителей.
Однако, даже если предположить повсеместную честность школ, всё равно получалась несостыковочка.
— Учусь в одной из самых сильных школ города в физматклассе, — говорит десятиклассник Дмитрий. — Парюсь, чтобы получать «четвёрки». Когда учителя начинают говорить о медалях, мы смеёмся: мол, кому они нужны? Чтобы совсем сдохнуть? Как раз главная проблема этих медалей в том, что в разных школах — разный уровень знаний и медалист из одной может оказаться тупее троечника из другой школы во многие разы.
Минобрнауки показало свою полнейшую беспомощность в объективной оценке знаний. Лечение головной боли решили наипростейшим способом — отрубанием головы, в данном случае — отменой медалей. Однако причина-то (школьная показуха, амбиции местной власти, коррупция) осталась, и как у Змея Горыныча отрастает новая голова, так и в нашем образовании проблема возродилась, хоть и в несколько ином обличье. Собственно говоря, введение ЕГЭ и должно было, по идее, послужить объективности в оценке знаний. Но и тут нас ожидал полный провал. Те же субъекты, которые и раньше отличались подозрительно высоким числом медалистов, массово начали выдавать на-гора «стобалльников». А мухлевать с экзаменами стали почти повсеместно. И если раньше вузы жаловались на слабость знаний «медалистов», то теперь они сталкиваются с такими же плохо подготовленными держателями высоких баллов ЕГЭ. Ситуация вернулась в исходную точку.
Тем не менее многие выпускники всё-таки расстроились из-за отмены такого, казалось бы, атавизма, как медаль за отличную учёбу. Ведь медаль была стимулом, первой в жизни молодого человека государственной наградой, мотивацией для дальнейшего роста, развития и самосовершенствования. Её отмена — это большое огорчение для тех, кто стремился учиться так, чтобы получить награду.
— Люди, поймите, — отчаивается московская школьница Дарья. — Когда учишься все 11 лет на «отлично», когда старшие «тыркают» постоянно: «Учись! Учись! Тебе нужна медаль!» — хотя она им нужна, а не тебе, и ты стараешься оправдать их ожидания, да и сам хоть какую-то маленькую радость получаешь, что достиг, оправдал, вот она, тебе говорят: «А вот фиг тебе!» — такое расстройство на душе, будто всё напрасно. Никто не спорит, учатся не ради медали, а для себя, тем не менее это очень обидно.
Государство таким образом показывает всем свои приоритеты: знания и интеллект не стоят государственного поощрения. Понимая, что «накосячили», чиновники от образования пытаются переложить ответственность за награждение отличников на регионы, предоставляя им право самим решать, как и чем отмечать своих выпускников. Так что награда интеллекта и трудолюбия выпускников будет зависеть от финансовой состоятельности региона. Выходит, что воспитание образованной, талантливой молодёжи — это в интересах не всей страны. Это так, местная особенность.
http://gazeta-pravda.ru/index.php/item/734-медалисты-остались-в-прошлом