02.12.2014 Газета Правда. ЭТИКА ФАРИСЕЕВ
ОБНАРОДОВАНА Этическая хартия кинематографистов РФ, утверждённая секретариатом Союза кинематографистов РФ.
Мало ли принималось этих хартий! Уже в 1992 году на фоне буйного отображения в СМИ и на ТВ убийств, насилий, бандитских разборок начались разговоры об этике журналиста и были сделаны первые попытки ввести в некие берега необузданную энергию любителей репортажей с места преступления. В феврале 1994 года была подписана Этическая хартия журналистов. Спустя десять лет один из её подписантов — председатель Союза журналистов Москвы П. Гусев признал, что хартия так и не заработала. А как было ей заработать, если для её учредителей она всегда оставалась пустой бумажкой?
И поскольку хартия не подкреплялась никакой законодательной базой, каждый пишущий и снимающий творил в меру отпущенных ему средств, понимая, что лучше всего платят именно «за кровь». Такой принцип быстро возобладал и на телевидении — в документальном и игровом кино. И сразу же возникли дебаты о защите общественного здоровья и нравственности, о недопустимости изображения чрезвычайной жестокости и насилия, о сбережении гуманистических традиций русской культуры и тому подобном.
Сколько крови пролилось под эти разговоры, пока наконец в августе 2009 года не по-явилась Хартия телерадиовещателей России с обязательством «добровольно и неукоснительно» следовать в своей профессиональной деятельности нормам морали и правилам человеческого общежития.
Хартию единодушно подписали все виднейшие телевизионные компании: ВГТРК, ОРТ, НТВ, ТВ-6 МОСКВА, ТВ-ЦЕНТР, REN-TV. И что же? Меньше стало на телеэкране убийств, драк, насилий, шокирующих сцен кровавых преступлений? Меньше непозволительного интереса к частной жизни, к подробностям издевательств над людьми? Каждый из названных каналов, стремясь к сенсационной подаче материала, изо дня в день нарушает положения хартии. О телевизионных фильмах и говорить нечего: в их основе, как правило, всё те же жёсткие уголовные разборки американского пошиба, хотя обещалось ни больше ни меньше, как «сохранение и развитие национальных культурных ценностей». Стало быть, и эта хартия не заработала. Да и не могла заработать в силу самой политики российского правительства, изначально взявшего курс на расслоение общества по имущественному признаку и на деградацию сознания неимущих масс. Богатым — утончённая культура, лучшие достижения мирового искусства, музыкальные и театральные шедевры, бедным — телевизор и как величайшая милость Интернет, забитый всяческим мусором.
Одной из главных задач этой позорной политики стала клевета на Советскую власть, на её творцов и созидателей. Растоптать историческую память, стереть в сознании народа почти вековой период строительства нового общества, этой цели подчинены главные усилия телевещания. Почти ни один фильм, посвящённый важнейшим событиям ХХ века, не обошёлся без клеветнических выпадов в адрес тех людей, которые, собственно, и были организаторами всех побед и достижений. Кто только не становился предметом измывательств: Ленин, Горький, Красин, Жуков, Фурцева — всех не перечесть. Хотя в Этической хартии телерадиовещателей содержалось обещание в целях защиты общественного здоровья и нравственности уважать мировоззренческие убеждения и соблюдать неприкосновенность частной жизни.
Буквально на днях по каналу «Культура» второй раз за последние полгода был показан позорный фильм «Савва Морозов», содержащий грязные измышления относительно самого Морозова и его товарищей — Горького, Андреевой, Красина.
Кстати, канал «Культура» не подписал Этической хартии: видимо, его руководство считает себя выше всяких обязательств. А что взять с этого руководства, если главный редактор канала С. Шумаков (он же заместитель директора ВГТРК) во всеуслышание заявляет: «Советская культура не оставила нам в наследство ничего, кроме советского человека». Очевидно, сильно мешает руководству ВГТРК этот советский человек, потому-то его упорно добивают. Можно сколько угодно распинаться в необходимости «высокой ответственности, исторической преемственности, сострадания и толерантности в отношении к убеждениям других», а на деле отравлять эфир недочеловеческой злобой и презрением к ближнему. Такова этика фарисеев.
А что же будет с Этической хартией кинематографистов? Это тоже «рекомендательный акт», взывающий к ответственности художника, к осознанию его гражданского и морального долга перед зрителем. Он также не обеспечен в законодательном отношении. Об этом сказано в преамбуле. И сразу же понимаешь, что многие позиции, заявленные в обязательствах, просто невыполнимы в силу политической конъюнктуры, определяющей убеждения и вкусы большинства действующих кинематографистов; отсюда выбор тем и оценка событий. У телевидения и кинематографа один и тот же посыл: унижение и поругание человека — тут все средства хороши, будь то ярая антисоветчина или бредовая «развлекаловка». Кинематограф и телевидение активно сотрудничают на этой почве. Вспомним шумные телепремьеры фильмов «Стиляги», «Оттепель», «Солнечный удар», а также все эти «ёлки» и «шапито-шоу», чьи сомнительные художественные достоинства только подчёркивают убожество нравственной позиции авторов.
Вот почему невыполнимыми представляются обязательства «уважать традиции и историю Отечества, чтить память выдающихся личностей», «не подвергать исторические факты и биографии известных личностей субъективным и конъюнктурным искажениям», «не оправдывать художественную слабость произведения его тематической значимостью», «не пропагандировать насилие и агрессию». Двусмысленность положения создателей очередной хартии очевидна: с одной стороны — обещание сохранять и приумножать лучшие традиции отечественного кинематографа, декларация приверженности гуманистическим идеалам и ответственности художника, с другой — ориентация на циничную государственную политику двойных стандартов.
Опубликовано в №133 (30195) 2—3 декабря 2014 года