01.07.2014 Новости КПБ. ХРОНИКА ОСВОБОЖДЕНИЯ БЕЛАРУСИ
Третий этап «рельсовой войны» белорусских партизан на железнодорожных коммуникациях врага начался в ночь на 20 июня 1944 года.
За время 1-го и 2-го этапов «рельсовой войны» в 1943 году партизаны взорвали более 200 тыс. рельсов. Были разрушены железнодорожные линии Тимковичи – Осиповичи – Бобруйск – Старушки, Жлобин – Калинковичи. На многих железнодорожных магистралях движение было приостановлено от 4 до 15 суток, а участки Могилев – Кричев, Полоцк – Двинск, Могилев – Жлобин, Барановичи – Лунинец были выведены из строя на еще больший срок. Одновременно партизаны пускали под откос эшелоны, взрывали мосты, водокачки, железнодорожные станции.
Третий этап «рельсовой войны» продолжался до полного освобождения Беларуси. В результате операции подорвана 61 тыс. рельсов, уничтожено 8 железнодорожных мостов, что полностью вывело из строя важнейшие железнодорожные линии, частично были парализованы вражеские перевозки почти по всей территории Беларуси. Впервые в истории войны партизанами была проведена операция такого масштаба и с такими результатами в тесном оперативно-тактическом взаимодействии с регулярной армией. Скоординированные удары партизан по железнодорожным коммуникациям противника методом «рельсовой войны» имели оперативно-стратегическое значение в ходе наступления Красной Армии.
20 июня 1944 года шел 1095-й день войны… В этот день партизаны 300-й бригады им.К.Я.Ворошилова провели боевую операцию, во время которой подорвали более 400 рельсов на железнодорожном участке Барановичи – Тимковичи.
В ходе боевой операции партизаны 760-го партизанского отряда им.М.Березовского захватили железнодорожный участок Шклов – Лотва и подорвали около 850 рельсов.
Состоялся Ямницкий бой. Партизаны 121-го полка им.О.М.Касаева и 65-й бригады напали на части 60-й немецкой мотомеханизированной дивизии, расквартированной в военном городке в деревне Ямница Могилевского района.