Новости ПКП. ЮСТИЦИЯ НЕ ДРЕМЛЕТ
Министерство юстиции ПМР обратилось в Тираспольский горсуд с иском к газете «Правда Приднестровья» и ее главному редактору Бондаренко Н.А. – «о защите деловой репутации».
Не будем пересказывать текст заявления на шести листах, перейдем сразу к исковым требованиям, в которых Минюст оспаривает информацию, изложенную в статьях «Олег Хоржан требует от прокурора привлечь к ответственности руководство Приднестровья» и «Пытки в Приднестровье».
Оба материала были опубликованы в газете «Правда Приднестровья» весной нынешнего года, в обоих говорилось о нарушениях прав человека в пенитенциарном учреждении УИН-1 и в целом по республике. В том числе речь шла об избиении людей, содержании в условиях, не соответствующих установленным нормам, непредоставлении заключенным юридической и медицинской помощи и т.д.
По поводу первого из упомянутых здесь печатных материалов, напомним, что у политзаключенного Олега Хоржана в тюрьме действительно была встреча с прокурором, и Хоржан действительно обратился к прокурору с требованием “привлечь к ответственности руководство Приднестровья”. Как вы понимаете, требование было заявлено не только устно, но и письменно. Данный факт доказать очень легко, если суд согласится вызвать в качестве свидетеля политзаключенного Хоржана или, хотя бы, прокурора…
Вторая статья сделана на основании письма другого политзаключенного – Геннадия Кузьмичева. Это письмо ранее было опубликовано в сети интернет. Изложенные в письме и в статье факты тоже легко проверить… если пригласить в судебное заседание в качестве свидетеля самого Кузьмичева. Ну, заодно можно и Гервазюка.
Однако уж этого мы с вами точно не дождемся – чтобы Кузьмичева привезли в Тираспольский суд, где его смогут увидеть многие граждане! Его ведь, если вы помните, даже в Верховный Суд на процесс не вывозили. Не просто судили закрытым судом, а судьи выезжали для проведения заседаний к Кузьмичеву в тюрьму! И навряд ли это делалось ради удобства обвиняемого.
По всей видимости, режим просто не желал показывать людям своего узника. Прячут… Недаром прячут!
Кстати, вот сейчас в редакцию зашли два студента юрфака (второй курс) и спрашивают: а почему бы Минюсту не предъявить иск по поводу своей нарушенной деловой репутации непосредственно к Хоржану? И непосредственно к Кузьмичеву? Тем более, что режим, мягко скажем, недолюбливает этих людей, и в верхах будут только рады, если удастся еще как-то усугубить положение обоих политзаключенных?..
Что ответить ребятам – я не знаю. Есть лишь версия: вероятнее всего, поступило негласное указание – ни Кузьмичева, ни Хоржана не показывать народу. Потому что Олегу Хоржану народ устраивает овацию, а при виде Кузьмичева в его нынешнем положении – как бы не расплакались люди…
У кого есть другие версии – можете их озвучить. Через нашу газету или в интернете. Только потом я не ручаюсь за вашу безопасность, – в такое время живем!
В ходе предварительной беседы судья задала редактору «Правды Приднестровья», то есть мне, вопрос, какие меры были приняты редакцией для проверки фактов, указанных в первой и во второй статье.
Я ответила, что с большой радостью посетила бы тюрьму УИН-1, побеседовала с осужденными, по-смотрела, в каком состоянии там жилые бараки, чем кормят осужденных, как лечат. Но, к сожалению, ворота в тюрьму для независимого журналиста открываются лишь в том случае, когда сам журналист становится арестантом. В последнее время туда перестали пускать даже адвоката. Вот если бы суд использовал свои полномочия для вызова необходимых свидетелей…
Однако судья вежливо пояснила, что, согласно действующему законодательству, именно ответчик должен представлять доказательства и приводить свидетелей. Каким образом – это уже проблемы ответчика.
Можно было бы просто махнуть рукой и вовсе на процесс не ходить. Кстати, многие сейчас так и делают – просто не пытаются защищать свои права в суде, ибо «все равно они там напишут то, что хотят».
Но я буду бороться до конца. Потому что прекрасно понимаю: удар направлен не лично против Н.А. Бондаренко, а, прежде всего, против независимой газеты «Правда Приднестровья». И против Компар-тии. Как видим, зачистка политического поля в Приднестровье продолжается даже после ареста Олега Хоржана, и ведется интенсивно – если уж за публикации в интернете человека (пенсионерку Белову, например) могут бросить в подвал. И молча терпеть этого нельзя.
В связи с изложенным, думаю, имеет смысл обратиться к читателям с просьбой о содействии. Ведь вы же не хотите, чтоб газету закрыли? Ведь есть же еще смелые люди в Приднестровье, знающие «тюремную тему» и готовые рассказать, как там сидиться, в УИН-1?
Действительно ли там зимой в жилых помещениях температура всего восемь градусов выше нуля? Или, быть может, 9? А сколько по правилам должно быть? В каком состоянии находится медпункт учреждения, и могут ли там оказать квалифицированную медицинскую помощь?
Могут ли работники УИН избить осужденного, который не нарушает режима содержания? И насколько правомерным является избиение осужденного, нарушившего режим?
Всегда ли составляется при этом акт о применении спецсредств, или просто так лупят дубинками? И как часто это случается?
Следующее судебное заседание по иску МЮ ПМР к редактору и газете «Правда Приднестровья» назначено на 14.00 часов 18 сентября 2019 года. Надеюсь, к тому времени многое прояснится…