Новости ПКРМ. Цепь случайностей рождает закономерность (древняя мудрость)
Сразу три высокопоставленных зарубежных представителя прибыли в Кишинев. От США – директор бюро Восточной Европы Госдепартамента Брэд Фреден, от России – вице премьер правительства Дмитрий Козак, от ЕС – еврокомиссар Иоханис Хан. Все трое заявили, что оказались в один день, в одной точке «совершенно случайно».
Все трое заявили, что их визиты не связаны с парламентским кризисом в Молдове. Все трое, разумеется, лукавят. Таких случайностей не бывает. Разумеется, все они оказались в Кишиневе именно в связи с неспособностью вновь избранного Парламента сформировать правящую коалицию и назначить Правительство. Разумеется, ими движет не столько забота о Молдове, сколько нежелание отдать инициативу геополитическим конкурентам. Именно поэтому все они оказались в один и тот же день в Кишиневе.
Безусловно, прискорбным является тот факт, что партии, от которых избран Парламент, управляются извне. Но куда более прискорбно, что они управляются в ручном режиме. И не в состоянии ни шагу сделать без своих внешних «кураторов». В свою очередь «кураторы» пытаются выжать из своих подопечных максимум выгод для себя. Хотя, надо признаться, что абсолютно чистой, единоличной геополитической победы никто из них одержать уже не в состоянии.
Различие в подходах и целях внешнеполитических игроков и превратили политическое поле Молдовы в минное поле, поле боя. Якобы не намеренные оказывать влияние на ситуацию в стране прибывшие эмиссары достаточно четко обозначили свои позиции.
Так, Иоханис Хан от имени Евросоюза выразил пожелание сформировать в Молдове стабильное правительство. Стращал тем, что ни МВФ, ни Евросоюз не дадут денег. О конфигурации правящей коалиции Хан не распространялся, чтобы совсем уж не палиться. Скорее всего, его вполне устроит любой вариант, в котором будет присутствовать ДПМ, которая обеспечит преемственность так называемого «проевропейского курса». Наличие в альянсе, к примеру, Партии социалистов, не может смущать Брюссель. Там нет никаких иллюзий относительно этой всеядной политической группировки. Единственное возражение – Партия ШОР, отношение к которой в ЕС Хан назвал «специфическим». В целом, насколько можно понять, Брюссель опасается, что здесь, на периферии ЕС политическая нестабильность станет хронической и перейдет из фазы тупого бодания в Парламенте в улично-боевую. Для Европейского Союза такой провал его политики Восточного Партнерства, мягко говоря, нежелателен. Поэтому Хан и взывает к парламентским формированиям, требуя от них проявить «политическую волю, смелость и ответственность».
Представитель Госдепа США по крайней мере публично высказывается очень абстрактно. Однако, есть все основания предполагать, что Вашингтон вполне устроила бы коалиция между ДПМ и «АКУМ». Возможно – без Плахотнюка, чтобы сделать ее менее токсичной в глазах молдавского общества. Это гарантировало бы американцам продолжение антироссийского курса, в котором кровно заинтересован Вашингтон.
Конкретнее и последовательнее всех оказался спецпредставитель Путина Дмитрий Козак. И это – очень неприятный сюрприз для Додона. Как только ни старался Додон заверить всех в том, что Козак прилетел обсуждать исключительно торгово-экономические вопросы, его убедительно опроверг сам Козак. На совместной пресс-конференции. Если кратко, вице-премьер российского правительства четко обозначил несколько принципиальных моментов, касающихся внутриполитической повестки Молдовы. И она сильно отличается от повестки Додона и социалистов.
Итак, Козак, а значит Кремль считает, что стабильной коалиции создать не удастся. И в любом случае Молдову ждут досрочные выборы. Козак, и значит Путин считает, что Молдове необходимо вернуться к пропорциональной системе выборов, отменить смешанную систему, прислушавшись к рекомендациям Венецианской комиссии Совета Европы. Козак, и значит российская администрация считает, что досрочные выборы должны пройти по пропорциональной системе. Козак, и значит Российская Федерация считает, что временную коалицию необходимо создать с теми политическими партиями, которые проголосуют за переход к пропорциональной системе и выйдут на досрочные выборы.
Для Додона это больше чем ушат холодной воды. Это напоминает ему его «крещенские купания». Вот почему. Додон и его социалисты настаивали на том, что необходимо создать прочную правительственную коалицию на четыре года. Додон и его социалисты проголосовали вместе с демократами за смешанную избирательную систему. Более того, именно Додон ее и предложил. Додон и его социалисты сделали все, чтобы дискредитировать идею временной антиолигархической коалиции с блоком АКУМ, чтобы спокойненько слиться в любовном экстазе с ДПМ. Сегодня Додон и его социалисты – в капкане. Ведь все предложения Козака до миллиметра совпадают с предложениями блока АКУМ. Помнится, еще совсем недавно Додон называл происками «желтой прессы» разговоры о том, что Москва настаивает на временной, антиплахотнюковской коалиции с АКУМ. Сегодня ему уже крыть нечем. Дмитрий Козак, мягко говоря, не представитель «желтой прессы».
Больше того, Козак не только встретился с лидерами блока АКУМ, но и погнал на переговоры с ними и Додона, и социалистов. Переговоры, понятно, идут ни шатко, ни валко. Но, если они завершатся ничем, это будет обозначать, что Додон утрачивает поддержку Москвы, предпочтя остаться под каблуком Плахотнюка. Додону не позавидуешь. У него нет хороших вариантов. С одной стороны поддержка Кремля – это все, что есть у него в активе все эти годы. С другой он панически боится Плахотнюка и всего, что Плахотнюк может поведать о Додоне, подкрепив рассказ документами, фото и видео доказательствами. Да и вообще – свой Плахотнюк ближе к телу. Выбор невыносим.
ДПМ, которая не в состоянии представить себя в самых дурных снах оппозиционной партией без административных и силовых рычагов в руках, разумеется, не намерена сдаваться. Пока что она, напрягая административный ресурс, сгоняет людей на протесты в центре Кишинева. И это тоже выглядит абсурдно. Ведь власть формально пока что в руках ДПМ. Против кого и чего будут протестовать эти подневольные люди? Против самих себя?
Но, следует ожидать, что Плахотнюк готов ввести в действие план «Б». План «Б» заключается в том, чтобы, отбросив политесы, повыдергивать «троянских коней» из состава социалистов и АКУМ. А также воспользоваться услугами фракции Партии ШОР и независимых. До сих пор этот вариант, давно готовый (известно, что 10-12 потенциальных перебежчиков из ПСРМ только ждут команды), считался не комильфо. Но когда на кону власть, а вернее – всевластие или страшные последствия – не до чистоплюйства.
Избиратели, которые голосовали за социалистов, как за пророссийскую партию, должны четко понимать, что все эти три с лишним месяца, прошедшие со дня парламентских выборов, Додон систематически и цинично игнорирует стремление Москвы избавить Молдову от олигархической диктатуры. На досрочных выборах, ставших, благодаря жесткой позиции Кремля весьма и весьма возможными, они должны об этом помнить.
Аналитический отдел ЦК ПКРМ.