Новости ПКРМ. Кому «Прима Каса», а кому мать родная
Правящая власть активно пиарит собственный проект, надувая граждан
Как и всё, или почти всё у нашей власти строится на обмане людей путём маскирования своих истинных либерально-экономических корыстных интересов громкими визгами о борьбе и непосильном труде на пользу граждан.
Яркий пример тому — несмолкаемые восхваления околовластной прессой и ТВ правительственной программы «Прима Каса» под номерами 1, 2, 3. Каждый следующий номер расширяет контингент допущенных к программе, т. к. каждый предыдущий не достигает той цели, которую ставит перед собой и прячет от граждан властная камарилья.
В чем обман? Он состоит в том, что реальным является желание «распилить» бюджетные деньги между застройщиками и банкирами. Почему и как это хотят сделать?
Рынок недвижимости пребывает в падении, строить стали меньше, т. к. строить стало не для кого. Люди бегут из страны, и трагедия в том, что бегут безвозвратно. Авторизаций на строительство в 2018 году выдано почти на 17 процентов меньше, чем в 2017-м. Начатые и законченные строительством квартиры стоят не проданные.
Несмотря на падение цены за один квадратный метр жилья на 5–6 евро, застройщики не горят желанием терять свой «навар» между себестоимостью в 300–400 евро и средней ценой продажи этого самого квадратного метра, которая составляет 550 евро. По правде сказать, если они решительно снизят цену, банки, кредитовавшие их под такие расчеты, начнут требовать досрочного погашения застройщиками кредитов еще до получения выручки от продажи квартир, что вызовет волну банкротств в строительном секторе и потери самими банками доходов от процентов, выплачиваемых застройщиками.
В условиях развитого рынка цена одного квадратного метра обычно не превышает размера в три средние зарплаты по экономике. Вроде бы в Молдове при уровне средней зарплаты, как говорит статистика, 6370 леев эта пропорция соблюдена. Только бюджетники получают на 1000 леев в среднем меньше, но и это вроде бы не нарушает пропорции. Правда, статистика умалчивает, что значительная часть работников трудится не полный рабочий день и пропорционально не видит в руках этих денег, что более 50 процентов работников получает зарплату меньше средней, что самих этих получающих зарплату работников стало за пять лет на 4 процента меньше, что прожиточный минимум за эти годы увеличился на 17,5 процента, т.е. люди несут расходов первостепенной важности для физического выживания больше.
С другой стороны, банковский сектор, после всех потрясений связанный по рукам и ногам новыми жесточайшими правилами и в связи с неактивной экономикой, кредитует реальный сектор очень слабо. Он перенасыщен ликвидностью и, соответственно, обязательствами по выплате процентов по депозитам. Это ведет к снижению его прибыльности и, соответственно, обесцениванию капитала. Квартиры не продаются, нарастает риск не возврата кредитов от застройщиков, что угрожает прямыми потерями капитала у банков.
Таким образом, круг замыкается. Это колесо можно, казалось бы, раскрутить, только активизируя продажу квартир. Застройщики могли бы сбросить цену, а банки могли бы уменьшить им кредитную процентную нагрузку. Но ни те, ни другие не желают терять свои барыши. Правительство же не имеет права помогать частникам — застройщикам или акционерным банкам — сохранять прибыли. Вот власть, представители которой в немалой степени повязаны с компаниями из этих секторов, и придумала обходной маневр — кричи громче: «“Прима Каса” — ура! Мы помогаем молодым с жильем» (молодым — аж до 45 лет. Многие в это время на пенсию уже собираются — артисты балета, полицейские, военнослужащие и пр.).
И что же это за помощь? Кредит! Не удешевление жилья, а удорожание его. Покупатель должен, кроме стоимости квартиры, оплатить проценты по кредиту (сейчас они 8,5 процента годовых), комиссию при выдаче кредита (1 процент от суммы кредита), комиссию за гарантирование, которое предоставляет государство на половину суммы кредита, и еще кое-что по мелочи. Единственное облегчение — это послабление по обеспечению, т.е. залогу, половину (как указано выше, не бесплатно) гарантирует государство.
Рассмотрим арифметику. Кредит дают до 1 миллиона леев. Квадратный метр стоит, как мы писали выше, 11 000 леев. На семью из трех человек нужно купить 45 кв. м жилой, или 70 кв.м общей площади. Это 770 000 леев. Возьмем для ровного счета 800 000 леев — с минимальным ремонтом и обустройством. Допустим, берем кредит не на возможные 25 лет, а на 20. Правда, нам никто не говорит, какая система погашения предложена, а их есть две: дифференцированная и аннуитетная. Разница у них не очень большая: по первой всего платишь меньше, но каждый платеж больше, а по второй платишь в итоге больше, но каждый платеж меньше. Итак, квартира стоит 800 000 леев. 10 процентов даем сразу — это 80 000 леев. Кредит нужен 720 000 леев, с учетом выплаты комиссии (7200 леев) и платы за гарантирование (1800 леев) нужно брать 730000 леев. Сколько за 20 лет мы выплатим процентов?
По аннуитетной системе кредита процентов и комиссии мы выплатим 790 496 леев (ежемесячно будем платить по 6335 леев), и наша квартира при цене 800 000 леев нам обойдется в 1 600 000 леев, т.е. в два раза дороже.
По дифференцированной системе кредита процентов и комиссии мы выплатим 623 085 леев (ежемесячно будем платить от 8212 леев в начале — первые 10 месяцев, до 3200 леев в последние 10 месяцев). Т. е. квартира при цене 800 000 леев нам обойдется в 1 423 000 леев, т.е. дороже на 78 процентов.
Теперь смотрим, а можем ли мы рассчитывать на такой кредит? По одной системе совокупный доход нашей семьи должен быть (таковы правила программы) 12 670 леев, а по другой — и вовсе 16 500 леев. Государственная статистика говорит, что в 2018 году средний располагаемый доход на душу населения составлял 2466 леев. Нас в модельной семье трое, плюс бабушка с дедушкой — пятеро. И вот, сложив весь наш доход, — 2466 * 5 = 12 330 леев в месяц — мы не дотягиваем, чтоб войти в «Прима Каса».
Таким образом, что же получается? За счет обязательств государственного бюджета застройщик заработал свои (550–450)*70 = 7000 евро, или 140 000 леев, банк заработал на кредитовании застройщика и на нас еще от 623 000 до 790 000 леев.
И только мы, кому с криками: «Ура! Помогают с жильем!», заплатим за квартиру, которая стоит 800 000 леев, ровно в два раза больше, и то — если нам это милостиво разрешат. Надувательство!!!
N. B.
С 1 апреля с. г. процентная ставка по кредиту изменилась и составляет 7,8 процента. Что, в принципе, ничего не меняет.
ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЦК ПКРМ.