Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » [Записка в] ЦК КПСС Об экспертной оценке отношения населения к сохранению Союза ССР*

[Записка в] ЦК КПСС Об экспертной оценке отношения населения к сохранению Союза ССР*

[Записка в] ЦК КПСС

Об экспертной оценке отношения населения к сохранению Союза ССР*

  • Записка была подготовлена в Отделе ЦК КПСС по национальной политике в начале февраля 1991 г.

Вопрос о заключении нового Союзного договора по мере приближения к референдуму, проводимому в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР, принятым на основе решения IV Съезда народных депутатов, приобретает всё большую остроту. В ряде регионов он становится не столько предметом честной политической борьбы, сколько объектом антисоветских нападок и откровенных спекуляций, замешанных на очернении истории нашей страны и социалистического строя, фальсификации исторических событий.

В нарушение установленного Верховным Советом СССР порядка принимаются решения о совмещении референдума с другими вопросами, о его переносе и даже полной отмене. В этой связи становится чрезвычайно важным осуществление анализа создавшейся ситуации.

С целью лучшей ориентации в расстановке политических сил накануне референдума накануне референдума была проведена экспертная оценка характера отношения различных слоёв и социальных групп общества к необходимости сохранения Союза Советских Социалистических Республик, как обновлённой федерации равноправных суверенных республик.

В качестве экспертов выступили члены ЦК и ЦКК КПСС, руководители партийных комитетов, представители практических всех слоёв и социальных групп населения страны, всего 276. Учитывая их высокую компетентность, основанную на постоянной связи с трудящимися, полученные оценки могут представить значительный интерес для дальнейшего развёртывания партийными организациями политической работы в массах.

Экспертные оценки, подкреплённые данными из других многообразных источников, свидетельствуют о большом интересе советского народа к заключению нового Союзного договора, созданию Союза суверенных республик, в котором в полной мере соблюдались бы права человека и был обеспечен простор для развития личности, проявления творческой инициативы. Твёрдыми сторонниками выступают абсолютное большинство людей старшего поколения, ветераны войны и труда. Союзниками КПСС и Президента СССР в этом вопросе являются рабочие, крестьяне, инженерно-технические работники, хозяйственные руководители. Положительно настроен к заключению нового Союзного договора такой многочисленный отряд интеллигенции, как учителя и работники здравоохранения. Наиболее высокую поддержку идея обновлённого Союза получила во всех республиках Средней Азии и Казахстане, автономных республиках России: от 70 процентов в Киргизии до 92 процентов взрослого населения в Туркмении. На стороне обновлённого Союза находится абсолютное большинство личного состава Вооружённых Сил СССР.

Вместе с тем, экспертный анализ показывает, что не везде общественное настроение сориентировано в поддержку будущего Союза как федерации суверенных республик. В Азербайджане, где преобладает идея конфедерации, поддержка Союза экспертами оценивается на уровне одной третьей взрослого населения, что подтверждается и проведёнными исследованиями в октябре 1990 г. В Армении этот показатель выше, но находится на уровне близком к 50 процентам. Несмотря на принятые антиконституционные законы в республиках Прибалтики и объявление СССР иностранным государством, идея обновлённого Союза среди населения всё же не потеряла своей привлекательности и находит поддержку на уровне немногим более 50 процентов. Примерно такой же уровень поддержки можно ожидать в Молдове.

В ходе подготовки к референдуму важно выявить те социальные слои, которые наиболее жёстко подходят к вопросу об обновлении Союза. Согласно оценкам экспертов, практически повсеместно одной из наиболее непримиримых групп, противодействующих заключению договора, будут кооператоры, предприниматели. Уровень поддержки их колеблется от нуля в Молдове до 80 процентов в Туркмении, но в целом по стране не превышает 20 процентов. Серьёзную альтернативу при голосовании составит творческая и научная интеллигенция. В целом по стране уровень поддержки с её стороны около 50 процентов, а в республиках Прибалтики, Молдове, Армении — менее 10 процентов. На Украине и в Москве — по 20 процентов. Лишь на среднем уровне можно ожидать поддержку от студентов. Крайне жёсткую позицию против Союза суверенных республик они занимают в в Москве, где поддержка с их стороны будет очень незначительна. Противниками объединения в Союз выступают также студенты Молдовы, республик Прибалтики, Азербайджана, Киргизии. Лишь незначительную поддержку могут оказать студенты Белоруссии.

Неоднозначность в политической ориентации различных социальных групп и слоёв населения на заключение нового Союзного договора ещё более усугубляется в ряде регионов их низким интересом к этой проблеме. Если в целом по стране участие в референдуме можно ожидать на уровне немногим меньше 80 процентов взрослого населения, то в Армении она ожидается лишь на уровне 46 процентов. Низкая явка на референдум возможно будет и в Москве — от 60 до 66 процентов, а также в республиках Прибалтики, в Киргизии, Молдове. В каждом регионе на это влияют свои причины, общее же состоит в активизации деятельности политических противников обновления Союза, использующих в качестве орудия давления либо принятие антиконституционных актов, либо шантаж и угрозы вплоть до расправы над теми, кто стоит за Союз суверенных республик, за интернационализм и дружбу народов.

В этой связи скорее всего в тех регионах, где не удастся навести порядок и обеспечить демократические условия проведения референдума, получить правильные результаты и ожидаемую поддержку со стороны населения будет невозможно.

Исходя из анализа ситуации, партийным комитетам целесообразно было бы в период подготовки к референдуму осуществить дополнительные меры по разъяснению в трудовых коллективах сложившейся ситуации вокруг нового Союзного договора, акцентируя внимание коммунистов и всех трудящихся на тех реальных преимуществах, которые даёт в современных условиях Союз советских суверенных социалистических республик. В устной пропаганде и партийной печати следовало бы сосредоточить внимание на разоблачении фарисейского облика новоявленных демократов, чьи реальные действия идут вразрез с общепринятыми нормами мирового сообщества, обеспечивающими соблюдение прав человека, и преследуют цели, далёкие от интересов трудящихся.

Многие будущие участники референдума ещё не определили свои позиции. Таких в каждом регионе от 10 до 20 процентов. Следовало бы перехватить инициативу в работе с ними. Привлечение колеблющихся на сторону большинства, выступающего за Союз, способствовало бы дальнейшему сплочению всех народов, усилению влияния трудящихся на свои представительные органы, на весь процесс, связанный с заключением нового Союзного договора.

Сообщается в порядке информации.

Зав. Отделом ЦК КПСС

по национальной политике  

В.А.Михайлов.

Приложение.

КОНСЕНСУС

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДДЕРЖКИ

ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

ПРОГНОЗ по результатам опроса экспертов

Тема:

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

РЕФЕРЕНДУМ-91

Дата прогноза: 01.02.91

Таблица. Прогноз отношения к сохранению Союза Советских

Социалистических Республик как обновлённой федерации

 * Вероятность позитивного решения вопроса.

Источник: личный архив В.Ф.Грызлова.

Изм. 1996. № 3. С. 110—111.

 

         Регионы           Сохранение Союза Советских        Уровень явки

           СССР  Социалистических Республик       на референдум

            в формулировке референдума*

 

РСФСР                               72%                   73%

Россия                                 75%                   73%

Москва                                68%                   66%

Автономии РСФСР                      79%                   86%

УКРАИНА                         71%                   79%

БЕЛОРУССИЯ                              70%                   78%

КАЗАХСТАН                                80%                   74%

УЗБЕКИСТАН                              86%                   97%

КИРГИЗИЯ                        70%                   62%

ТАДЖИКИСТАН                         87%                   93%

ТУРКМЕНИЯ                                92%                   98%

ПРИБАЛТИКА                             61%                   74%

АЗЕРБАЙДЖАН                          33%                   77%

МОЛДОВА                        61%                   64%

АРМЕНИЯ                         53%                   46%

ГРУЗИЯ                              38%                   35%

ДРУГИЕ РЕГИОНЫ

СССР                      57%                   58%

Средняя по регионам                              68%                   73%

 

Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Карпенко
Игорь Васильевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Ермалавичюс
Юозас Юозович

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Царьков
Евгений Игоревич

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA