Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Выступление В.Н.Воронина на торжественном собрании 9 апреля 2016 года, посвящённом 15-й годовщине прихода к власти Партии коммунистов Республики Молдова*

Выступление В.Н.Воронина на торжественном собрании 9 апреля 2016 года, посвящённом 15-й годовщине прихода к власти Партии коммунистов Республики Молдова*

Дорогие соратники!

Мы собрались с Вами сегодня, чтобы вместе отметить 15-ю годовщину с того дня, когда Партия коммунистов Республики Молдова, одержав убедительную Победу на парламентских выборах, приступила к руководству страной.

Давайте вспомним, в каких условиях в феврале 2001 года коммунисты пришли к власти.

Начиная с 1999 года, в Республике Молдова многократно говорилось о кризисе власти, который происходил на фоне ухудшающейся экономической ситуации. За этот период имели место два затяжных правительственных кризиса.

Сегодня, как и тогда, причинами кризиса были неумение руководить страной, объединить общество, а выход искали в изменении Конституции и формы правления.

ПКРМ и тогда, и сейчас считает, что парламентская форма правления является самой демократичной и более оптимальной для нашей страны. К счастью в 2000 году Парламент ответил адекватно, провёл конституционную реформу и провозгласил в стране переход к парламентской республике.

В досрочных парламентских выборах 2001 года участвовало 26 политформирований. И только три преодолели избирательный порог и были представлены в Парламенте РМ 15-го созыва. Из этих трёх: Партия коммунистов Республики Молдова набрала 50,7%. Из 101 депутатских мандата партия коммунистов получила 71 мандат.

Молдова оказалась единственной европейской страной, где компартия стала правящей, придя к власти демократическим путем. Она также стала единственной из стран СНГ, где от полупрезидентской республики решились перейти к парламентской форме правления.

ПКРМ, располагая конституционным большинством в Парламенте, взяла на себя полную ответственность за управление страной, благодаря чему, после апреля 2001 года, в Молдове наступила политическая стабильность, а Правительство получило возможность эффективно исполнять свои обязанности на протяжении всего периода пребывания ПКРМ во власти, вплоть до сентября 2009 года, то есть более 8 лет.

Следует также заметить, что конституционная реформа 2000 года, а также досрочные выборы 2001 года не были капризом какой-либо партии. Сама жизнь, экономическая и социальная обстановка показали, что нужно менять форму правления и выбирать президента страны в Парламенте. К 2009 году мы полагали, что вопрос, какая форма правления должна быть в Молдове, решён окончательно. Но месяц назад, уже в 2016 году, Конституционный Суд вернулся к старому. И вновь страна ввергнута в непредсказуемость.

Интерес тех, кто методом политической коррупции захватил ныне власть в стране, состоит в том, чтобы переделать Конституцию под себя, под свои политические амбиции, для достижения единственной цели — удержать власть любой ценой.

Поскольку им не хватает голосов для избрания Президента, аморфное парламентское большинство решило поиграть в демократию и либо изменить, либо принять новую Конституцию.

Стабильность Конституции — важнейшее условие законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти. Это также гарант определённости в отношениях между личностью и государством. Вот почему пребывая во власти, имея конституционное большинство, ПКРМ с особой осторожностью обращалась с Основным Законом и не позволила изменить его под чьи бы ни было интересы.

25 февраля 2001 года, день победы нашей партии на парламентских выборах, был моментом закономерным и в то же время наполненным противоречиями. Давайте взглянем и на эти закономерности, и на противоречия. Несмотря на то, что со дня объявления независимости прошло 10 лет, в Молдове всё ещё шёл процесс смены общественной формации. В этот процесс были вовлечены социальные группы, являющиеся сторонниками как прежнего уклада жизни, так и ярые критики прежнего уклада. В свою очередь эти две большие социальные группы делились на ряд подгрупп, различавшиеся лишь мотивами своих предпочтений.

Было понятно, что методы и средства, предпринятые властью независимой Молдовы за десять лет, разрушили Молдову, как субъект хозяйства и экономическую единицу. Отсутствие в практике тогдашней власти хоть какой-то последовательности, кроме следования внешним рекомендациям, хоть примитивного проектного построения политических программ, существование клановости, кумовства, преступности, отнимающей то, что с большим трудом удавалось заработать или сохранить людьми, привело к сокрушительным для экономики страны результатам.

Национальное хозяйство оказалось резко декапитализированным. Ясно, что национальный капитал в виде основных средств предприятий, в условиях, когда он не функционирует, не приносит дохода, резко обесценился и представлял интерес только как недвижимость или территории, на которых эта недвижимость расположена.

Поэтому процесс разгосударствления, затеянный как политический процесс создания собственника, быстро лишил этого потенциального собственника и реальной части собственности, и дохода ранее извлекаемого на собственности государственной. Предприятия продавались за цены, меньшие в разы, чем запасы материалов и готовой продукции, сохранившиеся у них.

И все это происходило на глазах людей, которые годами проработали на этих предприятиях. Людей выталкивали на блошиные рынки или в «челноки», или вообще выбрасывали на обочину жизни.

Самый развитый в СССР агропромышленный сектор угробили после провозглашения программы «Pamint». Эта программа привела к полной декапитализации сельского хозяйства, утрате технологичности, внедрению крепостной зависимости крестьян от так называемых «лидеров». Сельское хозяйство не получало инвестиций, а потому перешло, в основном, на выращивание однолетних культур. На полях вновь, как из фильмов про 30-е годы, появились конные плуги, а кое-где и соха, царапавшая богатейший молдавский чернозём.

Как следствие, внутреннему рынку не хватало продуктов собственного производства, а потому на него хлынул поток импортных товаров, забивая спрос, через который еле-еле дышало наше собственное производство потребительских товаров.

В этих условиях банки опасались кредитовать инвестиционные проекты, а потому кредиты становились всё короче, ставки всё выше, что, в конечном счёте, приводило к росту цен. Зарплаты, пенсии платили «натурой». Задолженность по оплате труда составляла от 8 до 16 месяцев.

Отсюда и пошли взаимные неплатежи. Расцвёл бартер по ценам, неизвестно откуда взятым. Дошло до взаимозачётов, в том числе с государством, в том числе и по налогам. Страна, общество, нация находились на грани полного банкротства: общий внешний долг превышал 120% валового внутреннего продукта, а государственный составлял около 80% от валового внутреннего продукта. Угроза внешнего управления, утраты независимости была более чем реальной. Диктат Международного валютного фонда над Правительством практически был абсолютным.

Именно в этой ситуации, с этим «наследством» мы, коммунисты, вошли во власть в стране. Кроме перечисленного, над нами довлел ещё один фактор. Пожалуй, самый главный. Да, мы были уверены, что победим 25 февраля. Но никто из нас не думал, что это будет такая убедительная победа и что на нашу партию ляжет вся ответственность за страну и народ. К тому же и команды профессионалов для решения таких сложных задач у нас не было. Во весь рост встал вопрос о методах, условиях и способах руководства страной. И кому это доверить? Пришли в себя оппоненты и критики. Они оставляли ПКРМ во власти от трёх до шести месяцев. Возможно, так бы и случилось, если коммунисты Молдовы принялись бы за дело, вооружившись догмами начала прошлого века, по-старому. Нам хватило понятия, чтобы из всей прошлой советской практики сохранить только цели. В экономике целью стал проект устойчивого развития, роста государственных доходов и доходов граждан, участие государства в инвестициях, добавив к ним цели совершенствования условий активной экономической деятельности граждан, мобилизации государственных ресурсов на инвестициях в здоровье, знания граждан, в науку и инновации.

ПКРМ решительно взяла курс на демократизацию экономической жизни в смысле освобождения экономических агентов от чиновничьего произвола, зачастую подменяющего собой Закон.

Вспомните. После 25 февраля в стране наступило оцепенение. Все были в ожидании. Какие будут наши первые шаги? С чего начнём? Какой будет персональный состав Правительства? И многое, многое другое.

Те, кто ожидал экономического апокалипсиса, политических расправ, возврата в прошлое — просчитались.

Во-первых, ПКРМ не пошла по пути создания партийного правительства, состоящего из одних членов ПКРМ. Многие министры и чиновники прежнего правительства сохранили свои посты. Главный критерий их назначения были профессиональные качества.

Во-вторых, немедленно приступили к наведению порядка в финансовой сфере. Был установлен контроль над государственной казной. От финансовых потоков отлучены сомнительные личности и малопонятные субъекты, которые ранее распоряжались государственными средствами. Как только навели порядок, сразу нашлись деньги на выплату зарплат, пенсий, пособий, стипендий. Стали погашаться задолженности по социальным выплатам.

В-третьих, объявили беспощадную борьбу всему криминалитету.

В-четвёртых, Молдова продолжила конструктивное сотрудничество с международными финансовыми организациями, однако отказалась от бездумного подчинения им. Одним словом, начали наводить во всём порядок, укреплять дисциплину и ответственность кадров за порученное дело.

А потому без преувеличения можно сказать, что в 2001 году Молдова, впервые после объявления независимости, стала на путь экономического и социального возрождения.

Такой подход, а также создание стабильных правил в работе экономических структур позволили в короткое время получить ощутимые результаты. Уже к концу 2002 года были полностью ликвидированы все задолженности по зарплате и пенсиям, приступили к индексации вкладов населения, замороженных в Сбербанке.

Налоги регулярно снижались, пока в 2007 году налог на прибыль предприятий не стал нулевым. Такая политика давала результаты. Например, рост поступлений в государственный и консолидированный бюджет в 2008 году превысил уровень 2000 года более чем

в 5 раз. А инвестиции возросли в 4 раза.

Всё ли получилось? Коммунисты никогда этого не утверждали. Были ли ошибки, промедления, бюрократические извращения? Были. И этого никто из коммунистов никогда не отрицал.

Стали ли люди, наши граждане, за время нахождения ПКРМ во власти жить лучше, увереннее? Любая статистика уровня жизни, а также международные оценки финансовой устойчивости, экономических свобод это подтверждают. Заплачено ли за это ограничением прав и свобод, идеологическим насилием, искоренением инакомыслия? Ни в малейшей степени. Удовлетворяли ли общество темпы улучшения жизни, темпы развития? Нет. Может, прозвучала удовлетворенность нас самих этими темпами? Нет, никогда. Именно эта неудовлетворенность и принципиальная нацеленность на решение задач будущего времени, способность и желание смотреть вперёд позволило ПКРМ найти верные инструменты решения острых, безотлагательных проблем.

Вспомните. Мы отбросили либерально-монетаристские схемы и взяли на вооружение инструменты и стимулы расширения платёжеспособного спроса, то есть намеренно повышали зарплаты, пенсии, стипендии, инвестиции в человека, в образование, в науку.

Мы не побоялись развернуть Молдову лицом к будущему, поставить её перед решением, пусть невообразимо сложных, но предельно актуальных задач. Именно мы привнесли в молдавскую политику фактор будущего времени, фактор государственной инициативы, проектности. Пусть нас нещадно критиковали за такую креативность, за различные стратегии и планы, которые мы предлагали обществу. Но, согласитесь, в абсолютном большинстве случаев альтернативой им служили не другие планы, более продуманные и взвешенные, а полная интеллектуальная капитуляция перед будущим, творческая и идейная пустота. То есть, именно то, что мы наблюдаем за период с 2009 года и до сих пор.

Этот политический почерк навсегда закрепил за нами имидж инициативной, перспективно-ориентированной партии, которая, в отличие от других партий, способна видеть цели и смысл государственного и социального развития. Эта особенность была и остаётся самым принципиальным нашим отличием от всех тех политических организаций, которые жили и живут только во имя дня сегодняшнего или с умилением видят свой идеал в Румынии.

Такая расстановка акцентов и приоритетов во времени, если хотите, автоматически превращает нас в партию, которая думает, в первую очередь, о тех, кто ещё мал и слаб, равно как и о тех, кто рано или поздно не сможет сам себя всесторонне и полноценно защитить. Я говорю о детях, молодёжи, пенсионерах, инвалидах. Именно эта логика, основанная на долговременной общенациональной перспективе, делают нашу партию партией социальной справедливости, нацеленной на социальные инвестиции, на проектирование отложенных во времени позитивных социальных эффектов. Именно эта логика, вопреки гнетущей и бесперспективной реальности, охватившую большинство граждан страны, заставляет нас быть Партией Молдавской Государственности.

И сейчас, когда в молдавской политике вновь утвердился прямо противоположный подход, исключающий все формы будущего времени из повестки дня государственного управления, мы видим, что это приводит только к негативному эффекту. И никакие гранты, кредиты, никакие внешние масштабные финансовые вливания не смогут изменить ситуацию к лучшему.

Таким образом мы, коммунисты, сумели доказать и народу Молдовы и за её пределами, что можно навести порядок в стране, если у власти находится профессиональная, патриотично настроенная команда, которая самостоятельна в своих действиях и руководствуется интересами общества и государства. При этом решать проблемы страны нужно, опираясь на внутренние ресурсы и резервы, а также за счёт ответственного руководства. Пример пребывания у власти ПКРМ показывает, что осуществление реформ не обязательно должны сопровождаться падением уровня жизни людей и ростом цен.

Победа нашей партии в феврале 2001-го — это первый опыт прихода в Молдове к власти партии с более чем конституционным большинством. Но это был также опыт прихода к власти партии, которая даже при наличии почти абсолютного доверия населения не позволила себе абсолютизировать власть. Это был период, когда впервые, с момента обретения Молдовой независимости, одна политическая партия не побоялась принять на себя всю полноту ответственности за правление страной.

Что происходит сегодня, вы все хорошо знаете. Людей покупают, пугают, заставляют бегать из одной партии в другую. Идёт примитивная борьба за власть. А потому, когда к власти приходят эти партии, кроме коррупции и никчёмности, ничего не в состоянии показать.

Трудностей, проблем хватило на все эти 8 с половиной лет с избытком. Весь этот период мы действовали на пределе. Ежедневная, даже ежечасная полная концентрация сил, постоянное напряжение и нацеленность на реализацию задач.

Но кроме проблем внутреннего развития страны, нам приходилось, помимо нашей воли, давать отпор тем силам, которые жаждали реванша. А их было немало. И внешние и внутренние. Внешние — это те, которые разрушили Советский Союз и думали, что и с коммунистами покончили, а внутренние — это те, которые за предыдущие 10 лет уничтожили базис социалистической экономики, украли собственность, принадлежащую всему молдавскому народу, развязали братоубийственную войну на Днестре, разделили страну, взрастили националистов и унионистов.

С января 2002 года по 28 апреля того же года начались хорошо организованные протесты. Протестующие во главе с Юрием Рошка выдвигали нам, по сути новой власти, различные требования, которые должны были быть решены ещё предыдущей властью, частью которой они были сами. В принципе мы могли бы и не реагировать на эти требования. Но мы полностью отдавали себе отчёт, что строительство новой современной Молдовы невозможно без согласия в обществе. В свою очередь согласие в обществе возможно лишь путём демократизации общественных процессов, открытости власти. И мы нашли в себе силы пойти на диалог с оппозицией, на неожиданные даже для оппозиции уступки. Мы сумели сдержать свои нервы и эмоции и не только не применили силу, но даже предоставили оппозиции значительные контрольные функции в государстве.

Опять же, впервые в Молдове, и опять же нами, коммунистами, была объявлена в качестве приоритета европейская модернизация. И этот выбор был сделан нами вполне осознанно, и ни в коей мере не в противовес молдово-российским отношениям, ставшим к тому времени, и также, благодаря коммунистам, стратегическими.

Этот вектор был одним из определяющих тогда, когда наша власть предложила Пакт стабильности и безопасности для Молдовы. Много было отрицательных отзывов об этом документе со стороны ангажированных политических обозревателей, экспертов. А ведь всего несколько лет спустя те же обозреватели, сегодня прислуживая нынешней власти, предлагают не что иное, как идеи, заложенные нами ещё тогда, в 2004 году.

Парламентские выборы 2005 года были по существу референдумом о доверии нашей партии продолжать начатые преобразования. Было совсем непросто. Избиратель, наконец-то, увидел свет в конце туннеля, но хотел быстрее, чтобы и он, и его семья, и его жизнь вышли из этого туннеля на свет. А потому требования к нам и претензии были намного больше и острее чем на выборах в 2001 году. И мы к этому были готовы.

Не вдаваясь в подробности, пусть этим займутся историки, всё же считаю, что основной заслугой ПКРМ в предвыборной кампании 2005 года является то, что вопреки откровенным попыткам дестабилизировать внутриполитическую ситуацию, мы «выдержали удар», чем заслужили поддержку и симпатии избирателей.

Победив второй раз на выборах в 2005 году, мы продолжили начатые преобразования. Укрепление государственных структур, накопленный опыт, более масштабные и результативные действия на восточном и европейском направлении позволили не только стабилизировать ситуацию в социально-экономическом развитии, но и перейти к реализации новых проектов. Были разработаны и началась реализация таких масштабных планов как «Satul moldovenesc» и «40 городов». Особо хочу отметить, что выполнение этих планов осуществлялись за счёт собственных средств. Уже за первые 2 года внедрения программы «Satul moldovenesc» жизнь в сельской местности начала меняться к лучшему. Новая техника, посадки садов и виноградников, создание агропромышленных кооперативов, обновление объектов инфраструктуры воодушевляло сельчан, улучшало их жизнь.

Молдова стала равноправным партнёром на международной арене. Мы добились режима ассиметричной торговли со странами Евросоюза, перешли к решению вопроса о безвизовом режиме для граждан страны. Серьёзно улучшилась финансовая стабильность. Достаточно сказать, что в 2008 году финансовая система страны в международном рейтинге заняла пятое место по стабильности.

Молдова приобретала уверенность в государственном развитии, ситуация была под контролем и предсказуема. Именно таким образом прошли выборы в Парламент 5 апреля 2009 года. И вновь избиратели, теперь уже в третий раз подряд, предоставили ПКРМ право руководить страной.

Когда ночью в день выборов практически заканчивался подсчёт голосов, и стало известно, что у нас 61 мандат и идёт набор голосов для 62-го мандата, мгновенно включились силы зла. Чем они подкупили или чем они напугали Центризбирком, не известно. Но к обеду 6 апреля ЦИК уже говорил о 60 мандатах, как бы объясняя, что это уточнённая цифра. В тот же день, к вечеру, в центр Кишинева начали стягивать молодчиков на протесты. А 7 апреля организовали попытку государственного переворота.

Конечно, этот переворот не удался, даже если для его проведения были стянуты специальные силы из Румынии, а руководил им опытный специалист, гражданин США. Думаю, что многие помнят, что помимо Филата, Гимпу, Урекяна и др. местных ничтожеств, среди погромщиков были замечены и Посол Румынии в Республике Молдова, и многие из тех, кто сегодня во власти.

Уверен, что пройдёт ещё немного времени и вся правда о 7 апреле в полном объёме станет известна.

Но что было потом? Что происходит сегодня?

События 7 апреля 2009 года остановили на подъёме страну! Те, которые это организовали, именно этой цели и добивались. Они не хотели и не хотят, и все последующие с тех пор 7 лет это подтверждают, видеть Молдову развитой, на самом деле независимой и политически и экономически, не унижающейся за подаяния в виде кредитов и траншов, ведущую самостоятельную внешнюю политику и самостоятельно выбирающую своих партнёров по развитию.

Они затеяли это преступление против страны, чтобы и впредь Молдова оставалась нищей, богом забытой территорией, без людей, опустошённой. Чтобы Молдова сама приползла к так называемым «братьям». А потому не случайно, что вот уже 7 лет юридического определения событий 7 апреля так и нет. А безразличное наблюдение, а возможно и потворствование той невиданной коррупции и мафии, что означает? А унионистский шабаш, отрытое и наглое участие чиновников во власти, депутатов Парламента в мероприятиях по уничтожению государственности Молдовы? А наглое преступное проникновение в тело Конституции? Что всё это означает? И кто посмеет отрицать, что это не продолжение плана, начало которому было положено 7 апреля 2009 года? Вот ответ на вопрос, почему нас, коммунистов, отстранили от власти, почему морально неустойчивых заманивают и в Парламенте, и на местах денежными подачками и должностями.

Абсолютно неожиданные изменения Конституции, срочное назначение даты выборов Президента, суматоха и отсутствие всяких целей в работе Парламента и Правительства — всё это проявление истерии и паники среди тех, кто узурпировал власть в стране на протяжении последних 7 лет.

Народ Молдовы устал от этого беспредела.

Современное левое движение — экспонентом которого в Молдове является Партия коммунистов — перспективно. Более того, я уверен, что именно за ним ближайшее будущее Молдовы.

Наша партия — уникальная! Её уникальность состоит в том, что к нам приходят люди не только, когда мы у власти, но и тогда, когда и нам, и им трудно. И все-таки люди к нам приходят. Почему?

Потому что люди поняли, что только коммунисты во власти реально заботятся о человеке. Слова «инвестиции в человека» — это абсолютно коммунистический лозунг. Лозунг, который в течение 8 лет постоянно наполнялся конкретным содержанием. Мы не обошли вниманием и поддержкой никого: ни детей, ни пенсионеров, ни больных, ни инвалидов. Все имели поддержку руководства в тех объёмах, которые позволяла экономика.

Ту систему социальной защиты граждан страны, что мы с таким трудом создали, буквально через 2 года власти разрушили. Здравоохранение, образование — исключительно на платной основе, массовые увольнения, закрытые школы, больницы, социальные центры. Всё это видите у себя в городах и селах. Опять стоит вопрос о выплате в срок зарплаты, пенсий.

Вы уже убедились, что в сегодняшнем докладе прозвучало совсем мало цифр. И это не потому, что мы их не имеем или не знаем. Просто, мы за все эти 15 лет на различных наших форумах достаточно подробно о них говорили. Не говорил я и о событиях после 2009 года, о тех шести правительствах, которые все ушли с позором. И запомнились лишь тем, что украли «миллиард», коррумпировали уже и Парламент, и средства массовой информации. Объём накопившейся информации очень большой. И мы партийный актив информируем об этом регулярно. И газета «Коммунист» постоянно пишет на эти темы.

Считаю необходимым в такой день больше акцентировать внимание на нашу партию как силу, которая привела к победе в 2001 и в 2005, да и в 2009 году. Сегодня многие говорят, что ПКРМ на закате, что мы не развиваемся, что от нас уходят. И такие «наезды» становятся всё ощутимее. Нам понятно почему. Потому, что уже назначена дата очередных президентских выборов. Пусть и с грубейшим нарушением Конституции, причём самими членами Конституционного Суда. И конечно, они всячески будут показывать избирателям, что у нас шансов не будет, а потому незачем голосовать за коммунистов.

О выборах мы конкретно договоримся чуть позже. А вот укреплять партию, её структуры, готовить коммунистов к предстоящим схваткам надо постоянно. Тем более, что у нас за эти 15 лет накоплен огромный опыт, есть что вспомнить и на чём учиться.

А что же остальные политические «игроки» или, как их сейчас принято называть, «актёры». Что они дали Молдове в смысле социально-экономической или политической тематики? Ровным счётом, ничего!

И эта одна из основных причин, по которым ПКРМ, невзирая на сумасшедший прессинг, отсутствие финансирования, произвол, фальсификации, подкуп коммунистов и депутатов, остаётся самой мощной партией в стране, политической силой общенационального значения.

А потому и существует тенденция оценивать деятельность Партии коммунистов по самому большому счёту. Не в сравнении с другими партиями, а по совершенно иным критериям.

Эти критерии столь же обширны и разнообразны, как и претензии, предъявляемые к молдавским коммунистам. Партию коммунистов всегда пытались поставить в позу априори виноватой, оправдывающейся, требуя от неё униженного покаяния. От Партии коммунистов по сей день требуют некоего реформирования. Причём требуют не только и не столько политологи-теоретики, но и практикующие политики, выстроившие собственные партии по принципу воровской шайки или тоталитарной секты, прикрывая голый срам благозвучными названиями.

Уважаемые товарищи!

В представленном сегодня Вашему вниманию докладе главная цель с моей стороны состояла в том, чтобы показать работу партии по реализации властных полномочий, вытекающих из наших побед на выборах 2001 и 2005 годов. Это не отчёт Президента. А потому я и не ставил целью анализировать сегодня весь комплекс вопросов, которые были исполнены правительственными структурами.

И ещё один вывод для всей партии и всех коммунистов однозначный и категоричный — всем нам надо развивать партию и организационно, и идейно. Только та политическая сила, которая действует под диктовку будущего, которая не боится строить смелые оригинальные и амбициозные планы суверенного развития, может претендовать на политический и управленческий успех.

Источник: http://www.pcrm.md/main/index.php?action=news&id=9807

Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Карпенко
Игорь Васильевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Ермалавичюс
Юозас Юозович

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Царьков
Евгений Игоревич

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA