С ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ: СЛУШАНИЯ ПО ПРИДНЕСТРОВЬЮ В ПАРЛАМЕНТЕ МОЛДАВИИ
20 июня 2013 года в Парламенте Республики Молдова начались закрытые слушания, посвященные урегулированию отношений с Приднестровьем, сообщает ИА REX.
Мероприятие проходило на фоне многочисленных скандалов, спровоцированных как резко ужесточившейся риторикой молдавской стороны, так и действиями различных политических сил. Спустя семь часов после начала слушаний было решено объявить перерыв и продолжить работу 21 июня.
Накануне слушаний министр обороны РМ В. Маринуца заявил о готовности Национальной армии Молдавии дать отпор приднестровским вооруженным силам в случае их агрессии. Эти и другие высказывания молдавского министра, давно и заслуженного пользующегося репутацией одного из наименее адекватных членов правительства, вызвали резкие оценки и либералов (которые в свое время представляли его на данный пост), и коммунистов, и социалистов, потребовавших его отставки.
Уже перед началом слушаний Партия коммунистов РМ потребовала проведения слушаний в открытом режиме и даже попыталась самостоятельно провести журналистов на мероприятие, однако охрана воспрепятствовала этому.
В ходе слушаний представители правящей коалиции предсказуемо пытались обвинить в нагнетании напряженности Россию и Приднестровье, настаивали на необходимости исключить Российскую Федерацию из участников переговоров по урегулированию – по крайней мере, об этом сообщали в социальных сетях оппозиционные депутаты молдавского парламента. Вряд ли, конечно, последует официальное подтверждение таких заявлений – в Кишиневе продолжают тактику политического блефа и разделения риторики для различных аудиторий, внешней и внутренней.
Между тем, вряд ли следует сомневаться в том, что вырабатываемое заявление молдавского парламента будет носить весьма жесткий характер, и на его основе будет сформулирована некая «дорожная карта» для молдавского правительства во главе с Ю. Лянкэ.
Чиновники, ответственные за переговоры с Приднестровьем, включая самого премьер-министра, получат формальное одобрение парламента для ужесточения переговорных позиций, вплоть до срыва предстоящих переговорных раундов и отказа от диалога на высшем уровне до выполнения приднестровской стороной неких требований, которые могут быть оформлены в качестве предварительных условий (к примеру, отмена закона о государственной границе ПМР).
Представляется, что заинтересованные зарубежные участники переговоров должны быть готовыми к такому развитию событий и должны учитывать возможную целесообразность своего вмешательства в ситуацию, если ее развитие будет угрожать миру и стабильности, а также вести к ограничению прав человека, в т.ч. граждан России и Украины.