Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости » Новости ПКРМ. Программа социально-экономического развития Республики Молдова (2021 – 2025 гг.) (Часть VI)

Новости ПКРМ. Программа социально-экономического развития Республики Молдова (2021 – 2025 гг.) (Часть VI) 

Нет описания.

Блок Коммунистов и Социалистов

Качественное образование

Современное состояние и основные проблемы

Непрерывное сокращение численности населения Молдовы сопровождалось уменьшением количества учащихся и педагогических кадров. С 2010/ 2011 учебного года по 2019/ 2020 численность учеников и студентов снизилась на 124 тыс. чел. (с 558 тыс. чел. до 434 тыс. чел.), педагогов — на 13 тыс. чел. (с 49 тыс. чел. до 36 тыс. чел.).

Кардинальные реформы в этой сфере пока не привели к ожидаемым обществом результатам, сохранились проблемы, связанные с получением качественного образования.

Дошкольным образованием, которое играет важнейшую роль в подготовке детей к школе, охвачено 89,7 % детей в возрасте 3-6 лет. В то же время обеспеченность детей дошкольными учреждениями очень разная по разным регионам и поселениям. В районе Леова на 100 детей приходится 118 мест в дошкольных учреждениях, в мун. Бельцы — всего 88. Во многих сёлах детских садов просто нет, в городах дети имеют хороший доступ к дошкольному воспитанию и образованию, хотя многие детские сады перегружены из-за их нехватки.

Существенной проблемой начального и среднего образования в Молдове является его недостаточное качество. По результатам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся в возрасте 15 лет («PISA 2018») наши ученики получили очень низкие баллы — ниже средних по 78 включенным в программу странам. По читательской грамотности учащиеся Молдовы на 51-м месте, по математической грамотности — на 55-м, естественнонаучной — на 52-м. Проведенная международная оценка показала, что большинство молдавских учащихся не обладают навыками, нужными для продуктивной учёбы, 40 % из них не умеют эффективно обобщать и систематизировать информацию и не имеют минимальных научных знаний. Обнаружились большие различия в уровне знаний между учениками сельских и городских школ. Так, большинство учащихся сельских школ (56 %) не обладают минимумом знаний по точным дисциплинам.

Сравнительно низкие показатели молдавских учащихся обусловлены плохими учебными планами и недостаточным качеством преподавания. Только 2/3 учителей имеют специальное педагогическое образование, продолжается старение педагогических кадров, особенно среди педагогов сельских школ.

Инфраструктура многих школ, гимназий, лицеев не соответствует современным требованиям. Спортивных залов не имеют 14 % учебных заведений, библиотек — 3 %, столовых — 6 %. Оснащённость учебных заведений компьютерами с подключением к Интернету находится на крайне низком уровне — 6 ед. на 100 учащихся. Пандемия COVID-19 выявила, что образовательная система не в состоянии обеспечить качественное дистанционное обучение из-за низкой обеспеченности учебных заведений и семей учеников компьютерами, отсутствия элементарных навыков для проведения онлайн-обучения, недостаточной подготовленности педагогов и учащихся.

В последние годы всё более привлекательной становится система профессионально-технического образования. Если в 2010 г. только 44 % выпускников гимназий, решивших продолжить обучение, поступали в профессионально-технические учебные заведения, то в 2019 г. — 51 %, то есть абсолютное большинство. Обучение в профессионально-технических учебных заведениях даёт возможность молодым людям быстро получить специальность и начать работать. В то же время главным недостатком действующей системы профессионально-технического образования является её слабая связь с потребностями экономики, с требованиями работодателей к практическим навыкам и компетенциям работников.

Так же, как и в общеобразовательной системе, нерешёнными здесь остаются вопросы технического оснащения учебных заведений, 13 % из которых не имеют спортзалов, 22 % — столовых, на 100 учащихся приходится лишь 10 компьютеров с подключением к Интернету, учебно-производственная база большинства учебных заведений нуждается в обновлении.

Высшее образование в Молдове сильно коммерциализировано и характеризуется низким качеством. Большинство студентов учится на платной основе — 64 %, в том числе в государственных вузах — 57 %. Согласно данным Всемирного банка, представленным в обзоре за 2020 г., качество высшего образования в Молдове является одним из наихудших среди 43-х стран Европы и Центральной Азии. Хуже качество высшего образования только в 2-х странах — в Черногории и в Боснии и Герцеговине.

Многие проблемы образования связаны с хроническим недофинансированием сектора. Если в 2010 г. расходы на образование составляли 22,4 % всех расходов национального публичного бюджета, то в 2019 г. — 18,4 %. Оплата труда в образовании постоянно находится на уровне ниже средней по экономике — 86 % в конце 2020 г.

Политика

Мы считаем повышение качества образования и его доступности основной стратегической целью развития образования на предстоящие 4 года.

Эффективная образовательная политика должна обеспечить:

• Повышение уровня охвата детей в возрасте 3-6 лет дошкольным образованием.
• Улучшение позиций Молдовы в рейтинге стран по результатам международной оценки образовательных достижений учащихся в возрасте 15 лет («PISA»).
• Приближение профессионально-технического образования к потребностям экономики и работодателей.
• Повышение международного рейтинга Молдовы по качеству вузовского образования.
Чтобы обеспечить рост качества и доступности образования, в течение 2021- 2025 гг. бюджетные расходы на образование будут увеличены в 2 раза, несмотря на прогнозируемое сокращение численности населения, включая численность детей и молодежи.

Приоритетные меры

• Будет выявлена потребность в детских дошкольных учреждениях каждого населённого пункта, прежде всего потребность сёл, для того чтобы обеспечить максимальное количество детей дошкольным образованием на территории проживания. Дошкольное учреждение будет в каждом населённом пункте, где насчитывается хотя бы 20 детей дошкольного возраста. Охват детей дошкольным образованием предусматривается увеличить с 89,7 % до 95 % в 2025 г.

• С целью улучшения условий обучения и качества образования в сельской местности будет запущена государственная программа «Сельская школа», включающая меры по капитальному ремонту зданий, подключению их к сетям водоснабжения и канализации, обеспечению учебных заведений спортивными залами, столовыми, компьютерами, педагогами и др.

• Будет введена ежегодная помощь семьям с детьми, обучающимися в общеобразовательных учреждениях, в преддверии 1 сентября для подготовки к началу учебного года. Помощь будет оказываться на основании заявлений родителей.

• Все ученики 1-9 классов будут обеспечены бесплатным питанием в учебных заведениях.

• Для выявления и развития интеллектуальных и физических способностей детей и подростков будет увеличено число секций и кружков в школах, гимназиях и лицеях, а также повсеместно будут открыты новые центры дополнительного воспитания и образования, позволяющие заниматься спортом, музыкой, рисованием, волонтёрством, информационными технологиями и др.

• Будет разработана и внедрена система показателей для оценки качества получаемого образования по уровням образования с учетом данных международных тестирований учащихся.

• В течение 4-х лет все образовательные учреждения будут подключены к широкополосному Интернету, существенно возрастёт их оснащённость компьютерами, в учебных заведениях будут внедряться образовательные программы с использованием электронного обучения и дистанционных обучающих технологий, что позволит повысить качество образования. Эти меры потребуют крупных вложений, для чего планируется использовать бюджетные ресурсы, привлекать средства партнеров по развитию и частных лиц.

• Поэтапно будет повышаться оплата труда в образовании, в 2025 г. средняя зарплата в секторе будет на 30 % выше средней по экономике, профессия учителя должна стать высокооплачиваемой и привлекательной для молодёжи.

• В системе профессионально-технического образования широко будет внедряться дуальное образование, когда теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте, на предприятии, что позволит улучшить практическую подготовку учащихся.

• Для повышения качества высшего образования на базе нескольких государственных вузов будут открыты филиалы иностранных вузов, имеющих хорошие международные рейтинги, что повысит качество и привлекательность обучения в Молдове и будет сдерживать выезд молодежи на учебу за рубеж.

• Для расширения доступа к высшему образованию доля бюджетных мест в государственных учебных заведениях будет ежегодно возрастать — в 2025 г. доля студентов, обучающихся в государственных вузах на бюджетной основе, увеличится практически в 2 раза (с 43 % до 85 %).

Источник: 

Прочитано: 415 раз(а)
Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA