Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости 2 » Новости Кыргызстана. ВЫБОРЫ – 2015. Новые правила для кыргызстанцев

Новости Кыргызстана. ВЫБОРЫ – 2015. Новые правила для кыргызстанцев 

1995Кыргызстан вовсю готовится к выборам Жогорку Кенеша, которые состоятся в октябре 2015 года. За полгода до голосования парламент по традиции меняет правила игры в нарушение международных норм, которые предупреждают о нежелательности изменения законов позднее, чем за год до дня выборов.

Новое законодательство значительно трансформирует механизм участия в выборах – как для кандидатов, так и для избирателей. В первую очередь предусматривается автоматизация и введение новых технологий для идентификации граждан и подсчета голосов. Закон дает лишь общее направление, которое еще должна расписать подробнее Центральная избирательная комиссия по выборам и проведению референдумов – какое оборудование внедрят, как оно будет работать, что делать в случае сбоя.

Среди новшеств также – изменение порядка подачи жалоб и заявлений, их обжалования, сокращение перечня документов, необходимых для голосования, размер избирательного залога для партий, отмена маркировки и ограничение права на голосование для не сдавших биометрические данные.

            На автомате

Как гласит шестая глава измененного закона, ЦИК вправе автоматизировать процессы идентификации избирателей, порядка голосования, подсчета голосов и подведения итогов. После получения данных с автоматически считывающей урны о количестве бюллетеней будет проведен и ручной подсчет. Если цифры не совпадут, то на данном участке результаты выборов аннулируются.

Кроме того, согласно поправкам, из перечня документов, с которыми можно прийти на голосование, исключаются удостоверение офицера, военный билет военнослужащего срочной службы, пенсионное и водительское удостоверения. Документом, идентифицирующим гражданина, может являться только паспорт – ID-сard и общегражданский паспорт.

Однако в пояснении к закону инициаторы не дали обоснований, для чего необходимо сужение набора необходимых документов. Член Центризбиркома Рашид Бекбасаров пояснил, что такая мера необходима, потому что среди оборудования на участках будут работать ридеры, считывающие идентификационный номер с паспорта. На других удостоверениях этот номер считать невозможно.

“Раньше вообще законодательство было более либеральным. Например, если на участке зарегистрировано менее 200 человек, голосовать можно было вообще без удостоверения, если несколько человек подтверждают личность на месте. Можно было проголосовать, предъявив военный билет или пенсионное удостоверение, если, например, паспорт утерян. Но теперь ради того, чтобы повысить доверие к выборам, правила ужесточаются”, – пояснил член ЦИК.

Также нардепы ликвидировали маркировку избирателей спецсоставом. По словам Бекбасарова, маркировка все равно не приносила сколько-нибудь ощутимых результатов, еще и унижала граждан тем, что ставила всех в ранг подозреваемых в “каруселях”. Более того, недобросовестные граждане в любом случае могли ее обойти, используя различные средства для быстрого смывания. В то же время активисты и правозащитники, а также сами избиратели на выборах президента часто жаловались, что никаких специальных средств или масел не требовалось, чтобы беспрепятственно стереть метку на пальце.

Члены комиссии вместе с оператором теперь должны проводить идентификацию граждан в электронном виде и контролировать прохождение избирателей в кабины для тайного голосования и следить за опусканием избирательных бюллетеней в ящики для голосования. “Это такой внешний контроль – чтобы бюллетени в урны бросали без перегибов, не в скомканном виде. Чтобы граждане не фотографировали его на телефон, чтобы заходили в кабину по одному…” – перечислил член Центризбиркома.

            Панацея по-кыргызски

Для автоматизации процесса список избирателей ГРС составит как в бумажном, так и электронном вариантах. В него включат только тех, кто прошел биометрическую регистрацию. Это значит, что право на голосование отныне ограничивается не только возрастом, но и наличием в базе биометрических данных избирателя. И, как не раз отмечали юристы, такая мера противоречит Конституции.

Выборы депутатов Жогорку Кенеша, президента, депутатов представительных органов местного самоуправления проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет.

Согласно официальным данным ГРС, на данный момент в Кыргызстане сдали биометрические данные около 2,5 млн человек. С учетом того, что это даже не половина граждан всей страны, и немалая часть сдавших – граждане младше 18 лет, едва ли сейчас наберется и треть населения, получившая право участвовать на выборах по новому закону. По мнению Джакуповой, явка менее 30% сделает избранную в октябре власть нелегитимной. И чем меньше в итоге проголосует человек, тем менее устойчивой она окажется.

Еще одна проблема – ненадежность хранения биометрических данных. Их могут попросту потерять или украсть. ГРС никак не обеспечивает сохранность собранных биометрических данных с самого начала, потому как не существует защищенного единого сервера, куда бы данные сразу попадали при сборе без возможности изменений и взлома. Все уникальные отпечатки пальцев вносятся в ноутбуки, доступ к которым имеют обычные госслужащие и представители местных органов самоуправления.

В целом данные на всех кыргызстанцев сейчас просто хранятся в компьютерах у операторов. Из регионов их привезут на обычных флешках и только потом внесут в общую базу данных и зальют на сервер. Официальная версия, зачем вообще нужен сбор биометрии, в переводе на простой язык звучит примерно так: единый госреестр населения (ЕГРН) позволит сделать выборы, в которых участвуют граждане, максимально честными – не будет ни вбросов, ни “каруселей”. Однако вопрос, смогут ли правоохранительные органы уберечь информацию об избирателях от злоумышленников во время выборов остается открытым.

            Все жалобы в ЦИК

Новые выборные нормы исключают альтернативу обращения за разрешением спора в суд. Объясняется это тем, что суды, разрешая избирательные споры, правомочны лишь признать оспариваемое решение или действие избирательной комиссии, МВД или прокуратуры незаконным и отменить его. По существу дела, то есть, например, признания недействительными итогов выборов на отдельном участке, суды решать ничего не могут.

Кстати, четко разграничивается ответственность каждого органа. Раньше всегда была путаница. Реакция на самые разные нарушения заставляла растерявшихся людей обращаться в самые разные органы. Это затягивало и блокировало процесс расследования нарушений. Согласно законопроекту, жалобы, касающиеся нарушения общественного порядка, рассматривают органы внутренних дел.

Надзор над соблюдением избирательного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления осуществляет прокуратура. Она же рассматривает заявления на их действия, за которые предусматривается административная и уголовная ответственность в соответствии с законами.

В избирательную комиссию можно обратиться с жалобами на партии, наблюдателей, отдельных избирателей, делавших, например, вбросы или как-то иначе нарушивших правила голосования. Решение местной комиссии всегда можно обжаловать в вышестоящей инстанции. Заявления должны быть мотивированными и представлены вместе с доказательствами, на которых они основываются. Все это можно сделать лишь в течение трех дней после дня выборов.

Кстати, ЦИК также даются полномочия передвигать кандидатов партии по своему усмотрению, если у последней произойдет выбытие одного из таковых и она не предоставит ему замену, согласно гендерным квотам, в течение трех дней. Как говорят инициаторы, это воспрепятствует “вымыванию женщин” из партийных списков. То есть когда уже после победы партии из нее вдруг начинают выбывать женщины. Сейчас ЦИК не может следить за соблюдением гендерных квот при регистрации списков до выборов. Теперь же комиссия получит такую возможность и после отбора, если успешная партия внезапно решит поменять состав.

По действующему законодательству избирательный фонд не должен превышать сумму в 50 млн сомов. Теперь потолок увеличили вдвое. Кстати, увеличился и избирательный залог, вносимый партией для участия на выборах – с 500 тыс. до 5 млн сомов. Такая норма, очевидно, поможет отсеять мелкие партии, которые более 200 зарегистрированы в Министерстве юстиции.

Одни считают это ущемлением необеспеченных, но горячих политиков, другие соглашаются с необходимостью усиления фильтрации политобъединений.

Например, партия “Кучтуу Кыргызстан” придерживается позиции, что повышение избирательного залога и порога заблокирует смену элит в Кыргызстане. Цель депутатов парламента пятого созыва – попасть в шестой созыв”, – заявил член этой политячейки Расул Умбеталиев.

По его мнению, поднятие порога и залога – в корне неправильное решение. В Кыргызстане должна происходить смена политической элиты. Но старая элита борется с молодыми политиками, ставя им разные преграды.

Парламентарии же в большинстве своем рады такому повороту. По мнению республиканца Абдыжапара Бекматова, увеличение залога направлено на обеспечение качественности нового парламента. Нардеп считает, что пятимиллионный взнос обязывает политпартии объединиться в одну большую силу. “Слишком много партий для маленького Кыргызстана. Поэтому один из механизмов их фильтрации – повышение залога и избирательного порога, а также ужесточение выборного законодательства в целом”, – подчеркнул Бекматов.

Правозащитница Чолпон Джакупова возмущена подобной мерой. Она уверена, что связи между качеством партии и залогом нет никакой. Более того, эта “коррупционная схема” обеспечит прохождение в парламент только толстосумам, на которых хорошенько заработают партийные боссы.

            Все строго

Законопроект продлевает время работы участковой избирательной комиссии до 20.00, но в то же время лишает возможности голосовать досрочно. А значит, желающим проголосовать придется при любом раскладе оказаться в радиусе досягаемости от своего избирательного участка. При этом голосование вне помещения отныне проводится только на основе письменного обращения граждан, направленного в участковую избирательную комиссию за три дня. Пока закон не принят, ЦИК не может дать разъяснения, в каких случаях это разрешения могут дать, в каких – отказать в нем.

Тем не менее общее направление подобных норм высвечивает желание сделать законодательство менее гибким и либеральным. По мнению Бекбасарова, все это нужно, чтобы повысить доверие населения к выборам, а значит, гарантировать легитимность избранной власти.

            Поставить галочку непросто

Как много людей в итоге сдадут биометрические данные и смогут уведомить за три дня о своей неспособности голосовать в здании избирательного участка, иметь при себе именно паспорт, а не водительские права или офицерскую корочку – вопрос открытый. Ясно лишь, что голосовать пойдут исключительно те, кто готовился к этому заранее и имел большое желание отдать свой голос тому или иному кандидату. На прошлых парламентских выборах, согласно данным ЦИК, проголосовало 55,9%. С новыми правилами явку в 20% от всех избирателей можно будет считать за успех.

Причем не попавшие в списки избирателей из-за несдачи биометрии граждане не смогут оспорить сей факт в судах или уполномоченных органах. Если конституционный закон одобрит Алмазбек Атамбаев, недовольным гражданам остается лишь попытаться отменить его в Конституционной палате.

  1. S. В 2013 году парламент Кыргызстана в том же составе уже менял Закон “О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша”. Нормы так и не успели апробировать. Вопрос, зачем тогда было тратить деньги на обсуждения и экспертов, если все равно перед выборами те же лица решат всех запутать новыми правилами, остается открытым.

Анна Яловкина

http://www.vb.kg/doc/309771_vybory_2015._novye_pravila_dlia_kyrgyzstancev.html

Прочитано: 775 раз(а)

Оставить комментарий

Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Карпенко
Игорь Васильевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Ермалавичюс
Юозас Юозович

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Царьков
Евгений Игоревич

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA