Новости Кыргызстана. О ТОМ, КАК ЛОВКО «РАЗВЕЛИ» УЧИТЕЛЕЙ
В очередной раз чиновники пообещали повысить зарплату учителям. На этот раз во второй половине 2015 года. Однако верить данному обещанию можно едва ли. Потому как для увеличения оплаты труда педагогам на 1 тысячу сомов потребуется более 200 миллионов бюджетных денег, а на 50 процентов — около восьми миллиардов.
Нет, возможно, министерские работники искренне желают улучшить материальное состояние преподавателей общеобразовательных школ, но это, к сожалению, им не под силу. Государственная казна давно прохудилась. А те финансовые крохи, что еще остались на дне бюджета, распределяются куда угодно, только не в фонд заработной платы учителей.
Между тем, похоже, у педагогов сдают нервы. И это понятно: сеять разумное, доброе, вечное за гроши желающих нет. Даже среди фанатов–профессионалов. Это законное право каждого — получать за свою работу деньги, а не слезы.
В октябре прошлого года 10 тысяч учителей пригрозили правительству забастовкой, если не будет повышения зарплаты. Однако министр финансов Ольга Лаврова довольно спокойно отреагировала на заявление представителей образовательной сферы. Чиновница скрывать не стала, что в бюджете 2015 года не заложены средства на повышение оплаты труда педагогам.
— Ресурсы не позволяют решить вопрос с заработной платой учителей. Мы сейчас должны повысить зарплату работникам негосударственного сектора, у которых она еще меньше, чем у учителей: 2–2,5 тысячи сомов, — пояснила Лаврова.
Практически одновременно с этим заявлением министр финансов проинформировала общественность через СМИ, что на выборы депутатов ЖК в 2015 году будет выделено 230 миллионов сомов, на развитие госязыка — 243 миллиона сомов.
Эксперты считают, что данным заявлением Лаврова в очередной раз поставила педагогов в унизительное положение. Кроме того, чиновница ясно дала понять учителям, что есть категории служащих, у которых с финансами еще хуже обстоят дела.
В Законе КР “Об образовании” сказано, что “начальный уровень ставок заработной платы и должностных окладов устанавливается в размере не ниже уровня средней заработной платы в Кыргызской Республике”. По последним данным, средняя зарплата по республике — 11 тысяч сомов. Тогда резонный вопрос: почему труд педагогов общеобразовательных учреждений, как и три года назад, оплачивается в размере от 5 до 7 тысяч сомов? И это после реформы, которая была направлена на повышение окладов госслужащих, в том числе учителей!
Очередной обман и запудривание мозгов. Откровенное издевательство над служащими образовательного сектора. Или правительство рассчитывает на их интеллигентность и преданность профессии? Дескать, куда они денутся, все равно делать ничего не умеют, а значит, так и будут горбатиться в школах за гроши.
В ходе круглого стола “Кто и как обманул учителя?” экспертами было заявлено, что более одной тысячи учителей в результате неправильной реформы в системе образования, в частности, после введения почасовой системы оплаты труда, вернулись на базар.
Эксперты также сообщили, что, если в 2010 году в школах КР работали 69 тысяч учителей, то в 2012–м, когда было заявлено о повышении зарплаты, они стали возвращаться в школы и число учителей достигло 75,6 тысячи. Однако в 2013 году, когда педагоги поняли, что их опять обманули, начался обратный процесс, и их число сократилось до 72 тысяч.
Кроме того, по данным Национального статистического комитета КР, в стране насчитывается около 36 тысяч граждан с педагогическим образованием, которые не хотят работать в школе.
Безусловно, в профильном министерстве признают острую нехватку кадров в общеобразовательных учреждениях. Однако найти выход из создавшихся обстоятельств не в компетенции работников Минобразования. Единственное, что могли предпринять министерские служащие, — предложить Минфину свое видение возможного увеличения заработной платы учителям.
Однако практически весь план действий по спасению ситуации свелся к тому, что “школы могут выйти из затруднения посредством родителей”. Каким образом? “Фишка” заключается в том, чтобы в общеобразовательных учреждениях появилось как можно больше дополнительных платных образовательных услуг. Не дешевле ли тогда обойдется индивидуальное домашнее образование?
Такая форма обучения, нет сомнений, по многим параметрам будет выгодна всем. И ученикам, и учителям. К ребенку на дом будет приходить педагог и за заранее обговоренную с родителями сумму даст ему столько знаний, сколько положено в учебные и внеклассные часы. Кроме того, школьник не будет подвергаться стрессам, рэкету и прочим негативным явлениям, которые все чаще наблюдаются в школах.
В свою очередь педагог за достойное вознаграждение отработает в таких условиях по полной программе, в прямом и переносном смысле. А чиновникам–то как это облегчит жизнь, можно будет и дальше тратить бюджетные деньги не по назначению.
Образование в стране оставляет желать лучшего. Во–первых, в школах не хватает квалифицированных кадров. Во–вторых, школы не оснащены современным оборудованием и учебными материалами. Сложив все вышеперечисленные факторы, в ближайшем будущем мы можем потерять не только профессиональных преподавателей, которых и так по пальцам пересчитать, но и вырастим целое поколение неучей.
Это законное право каждого — получать за свою работу деньги, а не слезы.
Виктория КУРЕНЕВА.
Фото Сергея МЕДВЕДЕВА.
http://members.vb.kg/2015/02/04/reform/1.html