Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Главные новости » Новости КПРФ. «Здесь мы слово «Родина» впервые прочитали по слогам»

Новости КПРФ. «Здесь мы слово «Родина» впервые прочитали по слогам» 

Размышления к Дню учителя 

День учителя. Кажется, ничто не может омрачить один из самых значимых дней в нашем календаре. Объединяя весь наш народ, он является настоящим национальным праздником. И всё же этот день тревожен в нынешнем году. И дело не только в коронавирусе, мешающем собрать учеников в стенах школы. 

Мир, окружающий нас, не спокоен. Не спокойны наши границы. Призраки «цветных революций» маячат то здесь, то там. В омут гражданской войны попытались ввергнуть братскую Беларусь. Нагорный Карабах вновь становится «горячей точкой».

«Как это может касаться учительской профессии и нашей школы?» – может спросить кто-то. «Прямо!» – отвечу я. Да, русская земля не оскудеет талантами, умами и сердцами. Они будут пробиваться, если не благодаря, то вопреки. И я твёрдо поддерживаю убеждённость Ломоносова: «Будет собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». Но произойдет это только в том случае, если наша школа будет воспитывать своих учеников готовыми к большой и содержательной жизни, к творчеству и созиданию, к борьбе, и, не сочтите за пафос, к подвигу.

В этом  я, потомок четырех поколений сельских учителей, вижу важнейшую и благородную миссию педагога. Сегодня – его время. Время российского учителя! На великом русском, на языках всех народов России громогласно должно прозвучать его слово – слово в защиту духовного и умственного здоровья наших детей. В защиту наших национальных святынь. В защиту самого Человека.

Сегодня русская и российская школа – не просто основа русской цивилизации, но и её решающий бастион. Эпоха советского образования воспитала во многих поколениях особое духовное мерило – пушкинский идеал человечности: «чувства добрые я лирой пробуждал… и милость к падшим призывал». 

Гениальный Достоевский утверждал, что, читая Пушкина, мы читаем полную правду о русских людях. «Величие Пушкина, – говорил писатель, – как руководящего гения, состояло именно в том, что он так скоро нашел твердую дорогу, нашел великий и вожделенный исход для нас, русских, и указал на него. Этот исход был – народность, преклонение пред правдой народа русского». Так в лице русской литературы утвердился устойчивый нравственный авторитет, а наше образование, следовавшее за Пушкиным, наполняло и формировало саму суть народного духа.

Следуя неизменному гуманизму великой русской литературы, наша страна в условиях советской системы пережила расцвет творчества во всех сферах общественной жизни – в науке и искусстве, в школьном, среднем и высшем образовании, в развитии творческих союзов. Формировались и обновлялись творческие вузы – Литературный институт имени Горького, Всесоюзный институт кинематографии и другие. Расширялась система домов пионеров. Они наполнялись творческими мастерскими, научными и техническими кружками для самых разных возрастов детей и юношества. Они дали невероятный всплеск науке, производству, культуре.

Высокие духовные поиски советской интеллигенции увенчались высочайшими художественными образцами. Так родился «Тихий Дон» Михаила Шолохова – из самых недр советской национальной и многонациональной народной культуры. Так появились на свет великие произведения поэзии и прозы.

Сегодня новоявленная российская «элита» безоговорочно «заточена» на отрицание народности. В этом выражена прямая закономерность капитализма, который жестоко асфальтирует всё подлинно национальное и глубоко народное в культурной жизни в угоду коммерческим образцам массовой культуры. В условиях масштабной цифровизации это, безусловно, сказывается на мировоззрении новых поколений. Коммерческая «культура» мешает единению народа, разобщает его, отучает глубоко познавать собственную историю, её пути и перекаты, обрывы и восхождения.

Сегодня в особо стесненном положении в нашем образовании оказались русская литература и русский язык. Наша великая литература всегда была выражением национальной совести. Русский учитель, школа и русская литература на протяжении веков воспитывали народ, учили его чувству ответственности пред Родиной. 

Вспомните, как высоко оценивается труд русской учительницы в советском «Школьном вальсе» 50-х: «Здесь десять классов пройдено и здесь мы слово Родина впервые прочитали по слогам… Плывут морями грозными, летят путями звездными любимые твои ученики». Да, наши Гагарины – это выпускники советской школы. Подвиги ХХ века – это подвиги советской школы. Победа 1945 года – эта победа советского учителя – наследника Ушинского и Макаренко.

Русская литература, русская советская классика – Пушкин и Тургенев, Горький и Маяковский – сопровождали наших бойцов в тяжелых военных походах. Вершиной военной поэтической летописи 1941-1945 года стал неподражаемый в языке и характере «Василий Теркин» Александра Твардовского, с восторгом замеченный даже эмигрантом Иваном Буниным.

«Язык есть исповедь народа» – говорил Петр Вяземский. Благодаря этой возвышенной исповеди движется вся наша история. Все ли наши школьники знают сегодня о богатстве, которое принадлежит им – наследникам уникальной культуры? А ведь им в наследство оставлены гениальные словари. «Словарь церковно-славянского и русского языка» составил 115 тысяч слов. «Словарь живого великоруского языка» В.И. Даля включил в себя более 200 тысяч слов. «Толковый словарь» Д.Н. Ушакова вобрал 90 тысяч слов. Учите эти слова! Берите их в свою жизнь! Обогащайтесь. Даже Лев Толстой, работая над составлением «Азбуки» и «Книги для чтения», не переставал изучать русский язык, собирать слова, пословицы и поговорки.

Современная либеральная интеллигенция с легкостью идет на опасные эксперименты над отечественным образованием. В их задачу входит обязательная демифологизация всего, что связано с устоявшимися ценностями. Именно эти подходы так активно продвигает Ирина Прохорова со своими соратниками. Ради достижения своих убогих и неправедных целей Сорос и его многочисленные единомышленники успели сделать и делают очень многое. В страшные эксперименты вшиты смена ценностей, разрыв с прошлым и новый тип морали, которую «во всей красе» мы наблюдаем ныне на подмостках иных столичных театров. 

Российские педагоги должны ясно понимать меру своей ответственности за всё, что происходит вокруг, трезво оценивать намерения так называемой прогрессивной интеллигенции. А эта последняя цинично вознамерилась взломать национальный и культурный код нашего народа.

Современный разговорный русский язык, язык наших средств массовой информации всё сильнее засорен либеральным навоязом. Он все больше отходит от нормы и норматива, лишается богатства оттенков, многозначности и диалектного обаяния.

Язык наш беднеет, грубеет и как будто немеет. Эта реальная, зримая, выпуклая угроза всей нашей цивилизации. Об этом очень точно говорил Осип Мандельштам: «Онемение» двух-трех поколений могло бы привести Россию к исторической смерти. Отлучение от языка равносильно для нас отлучению от истории».

Интернет-язык и ЕГЭ-шные нововведения бьют по нашему гуманитарному образованию. Святая обязанность российского учителя – возвращать и включать в оборот живое слово, очеловечевать отношения учителя и ученика. Как же важно именно сегодня, в условиях давления цифровизации, ставить это общение на путь высокой культуры и духовного взаимодействия!

Замечательный русский учитель и писатель Константин Ушинский называл русский язык удивительным педагогом: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий, извечно распускающийся цвет всей его духовной жизни… дитя выучившись родному языку, вступает уже в жизнь с необъятными силами… Этот удивительный педагог – родной язык – учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегченному методу».  От этого метода мы не имеем права отказаться и в новом веке. 

Давно стало очевидным, что принципы ЕГЭ цинично превращают школьника в продукт и ориентирует его на рынок. Словесники, любящие и чувствующие свой предмет, давно сказали решительное нет губительному нововведению. Но и до сего дня исправлено далеко не всё. Мы, коммунисты, продолжим борьбу за выверенные формы и методы преподавания в отечественной школе. И, конечно, мы рассчитываем на вашу поддержку, дорогие учителя!

«Язы́ка нашего небесна красота не будет никогда попрана от скота» – утверждал Ломоносов. Давайте же верить в лучшее, в разум и силу благородного русского слова. Давайте действовать ради этой великой цели. Давайте передавать его из уст в уста, из добрых рук предков в руки наших детей.

Геннадий Зюганов,
Председатель ЦК КПРФ

Источник: 

Прочитано: 733 раз(а)
Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA