Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости 2 » Новости КПБ. В АКАДЕМИИ НАУК ПРОШЛА МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Новости КПБ. В АКАДЕМИИ НАУК ПРОШЛА МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 

2161В Национальной академии наук Беларуси состоялась международная научно-практическая конференция «Сотрудничество и интеграция в многополярном мире: опыт Беларуси и государств Латинской Америки».
В работе конференции принимали участие: Александр Коваленя – академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси, Херардо Суарес Альварес – Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Куба в Республике Беларусь, Игорь Карпенко – первый секретарь Центрального Комитета КПБ, Карлос Ларреа Давила – Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Эквадор в Республике Беларусь, Кабеса Мария Антония – Временный поверенный в делах Боливарианской Республики Венесуэла в Республике Беларусь, Евгений Бабосов – главный научный сотрудник Института социологии НАН Беларуси, Сергей Решетников – заведующий кафедрой политологии БГУ, доктор политических наук, профессор.

Первый секретарь ЦК КПБ Игорь Карпенко выступил с докладом на тему: «Беларусь и страны Латинской Америки на траектории взаимного сближения и укрепления стратегического партнерства».
Публикуем текст доклада Игоря Карпенко:
- Уважаемые участники конференции, дорогие друзья!
Основные тенденции современного мирового развития невозможно рассматривать вне контекста расширения и углубления межнациональных связей и интенсификации международной политики, поскольку в мире наиболее актуально стоит задача сохранения самобытности народов, культур, конфессий, языков, цивилизаций, ценностных и философских систем. Однако процесс глобализации сегодня все чаще используется как разновидность идеологической, экономической, политической и ценностной экспансии, что выражается в виде навязывания народам планеты какой-то одной, частной «истины», ценностной системы, социально-политической модели.
Очевидно, что перед каждым субъектом международной политики встает проблема достижения определенных геополитических целей с максимальным использованием всех возможных инструментов внешнеполитического воздействия. Эффективность международной политики все больше определяется координацией усилий государств по защите и продвижению своих интересов, что основывается на выработке согласованной позиции по целому ряду как внешнеполитических, так и внешнеэкономических проблем, а также актуализацией роли интеграционных межгосударственных объединений и международных организаций [3].
В этой связи проблематика сотрудничества и интеграции в многополярном мире на основе опыта Беларуси и стран Латинской Америки, которая вынесена в заголовок Международной научно-практической конференции приобретает современное и перспективное звучание.
Как отметил Глава нашего государства в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 29 апреля 2015 года, «развитие взаимовыгодного сотрудничества с государствами Азии, Латинской Америки, Африки, выстраивание «дальней дуги» белорусской внешней политики – принципиально важное направление для Беларуси. Взаимодействие со странами этих регионов позволит находить дополнительные точки опоры, повышающие устойчивость наших внешнеполитических и внешнеэкономических позиций» [4].
Безусловно, развитие сотрудничества с латиноамериканскими странами отвечает нашим долгосрочным интересам, способствует усилению влияния Беларуси на мировой арене, помогает преодолеть ее восприятие за рубежом как страны, интересы и возможности которой в основном ограничены постсоветским пространством.
Место Беларуси в контексте глобальных мировых процессов определяется многовекторностью внешней политики, стратегически важным географическим положением, а также концептуальными подходами к международной архитектуре, что нашло свое отражение в Законе Республики Беларусь 14 ноября 2005 г. «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» [1].
Геополитическое положение нашей страны в центре Европы, на стыке восточной и западной экономик и культур уникально. Но статус «перекрестка» на который выходит с одной стороны, Россия, с другой – Европейский союз, одновременно налагает на нас большую ответственность. У нас нет геополитических амбиций. Мы трезво позиционируем себя на международной арене – не переоценивая свои силы и потребности. Однако, как и всякое суверенное государство, мы имеем свои национальные интересы и намерены их отстаивать [2].
Многовекторность нашей внешней политики обусловлена, прежде всего, открытой экспортно ориентированной структурой экономики, что в свою очередь диктует необходимость диверсификации рынков сбыта продукции, расширение товаропроводящих сетей, включение в процессы международной кооперации и интеграции.
Республика Беларусь неизменно выступает за создание справедливого и гуманного мироустройства, за мир и прогресс на планете, за верховенство права в международных отношениях. Утвердив себя как полноправное государство мирового сообщества, Беларусь проводит последовательную политику в сфере международной безопасности, направленную на нераспространение оружия массового уничтожения, разоружение и осуществление контроля над вооружениями.
Беларусь принципиально привержена идее добрососедских отношений и не рассматривает ни одно государство в качестве потенциального противника. Наша страна стремится к утверждению на внешнеполитической арене отношений равноправного партнерства. Мы исходим из того, что проблемы современной мировой политики могут и должны решаться посредством тесного сотрудничества всех созидательных сил планеты во имя построения гуманного и справедливого миропорядка [2]. Данная внешнеполитическая стратегия по основным показателям достаточна близка к стратегии большинства стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В первую очередь нас объединяет поиск альтернативы социального и государственного устройства, современной социально-экономической модели в основе которой должны быть заложены социально-нравственные ценности, а не либерально-рыночные доктрины, навязываемые западными странами.
Анализ современных международных процессов позволяет сделать вывод, что сегодня все более заметными становятся две тенденции в мировом политическом развитии. Во-первых, происходит нарастание «левых» настроений среди значительной части населения планеты, которые не хотят быть заложниками непомерных аппетитов крупного капитала и современной системы рабства, угнетения и разграбления природных ресурсов. Во-вторых, усиливаются тоталитарные тенденции в политике ведущих капиталистических государств, прежде всего, США, которые демонстрируют нетерпимость и насилие, превратившись в мирового жандарма. Об этом свидетельствуют многочисленные локальные военные конфликты, цветные революции, политика двойных стандартов, милитаризация стран и регионов, рост военных бюджетов.
Динамика происходящих в мире современных социально-экономических процессов, новые вызовы, с которыми сталкивается наша планета, требуют глубокого, объективного, научного анализа и адекватного ответа на эти вызовы. После распада СССР позиции рабочего и левого движения в мире в последние годы значительно окрепли. Люди постепенно начинают понимать, что всевластию капитала и капиталистической системе с ее непременными спутниками в лице голода и нищеты, утраты социальной перспективы и безысходности, бесправия и произвола, войны и разграбления природных ресурсов, беспризорности и безграмотности есть альтернатива. И эта альтернатива – обновленный социализм. Сегодня данные идеи творчески используют правящие коммунистические партии Китая, Вьетнама, Кубы. Победа левых сил в ряде латиноамериканских стран, усиление роли левых политических партий в парламентах и местных органах власти свидетельствуют о том, что строительство обновленного социализма становится мировой тенденцией.
Безусловно, опыт нашей страны интересен странам Латинской Америки, поскольку в белорусской социально-ориентированной модели развития творчески сочетаются рычаги государственного регулирования экономики и рыночные механизмы, а значит они могут не только изучать и анализировать данную модель, но и транслировать в свою практику.
В свою очередь Беларусь заинтересована в укреплении экономических отношений с латиноамериканскими государствами, а также крупнейшими интеграционными объединениями этого региона. Для нашей страны Латинская Америка важна как одна из площадок интеграции в мировые торгово-хозяйственные связи. Рынки многих из 117 стран Латинской Америки потенциально привлекательны для экспортно ориентированной экономики Беларуси. Их значение возрастает в связи с ростом цен и спроса на сырьевые ресурсы, в результате которых, некоторые страны, еще недавно едва сводившие концы с концами, приобрели значительные валютные запасы и задумались о развитии собственной промышленности. Беларусь, как политически близкая им страна, может стать ценным источником технологий, услуг и социальных стандартов. Продвижение белорусской продукции на этих рынках поможет диверсифицировать экспортные потоки из Беларуси, которые в настоящий момент избыточно сконцентрированы на рынках России и Европейского Союза.
В 2014 году товарооборот Беларуси латиноамериканскими странами составил 1 млрд 250 млн долларов США. и увеличился по сравнению с 2013 годом на 18,7 процента. В целом сальдо внешней торговли белорусскими товарами положительное. Экспорт увеличился на треть и прирос на 220 млн. долларов США. В этом товарообороте доля города Минска составила всего 273,4 млн. долларов. Из них экспорт товаров составил 82,5 млн. долларов, импорт – 190,9 млн. долларов. Сальдо составляет минус 108,4 млн. Нам в городе есть над чем работать и в плане наращивания объемов товарооборота, и в плане выравнивания сальдо внешней торговли.
Для этого есть все предпосылки, о чем свидетельствует уже созданная инфраструктура, которая может использоваться для экспансии белорусских товаров и услуг в целом на весь латиноамериканский континент. Так, в результате плодотворного международного сотрудничества в Венесуэле открыты представительства РУП ПО «Белоруснефть», ОАО «Белгорхимпром», ЗАО «Белзарубежстрой», совместные предприятия по добыче нефти «Петролера БелоВенесолана», сейсморазведочным работам «Сисмика БелоВенесолана», газификации «Венесуэлагазстрой», «МАЗВен С.А.» и «ВенеМинск Тракторес С.А.». Завершено возведение предприятий по сборке грузовых автомобилей МАЗ и тракторов МТЗ, завода по сборке тяжелой дорожно-строительной техники, а также строительство завода по производству строительных материалов, который будет крупнейшим предприятием такого рода в Южной Америке. Планируется, что на машиностроительных заводах будет собираться до 5 тыс. грузовиков и 10 тыс. тракторов в год, а произведенная продукция поставляться не только в адрес венесуэльских предприятий, но и на рынки стран Латинской Америки.
Также укрепляется разноплановое взаимодействие Беларуси с Бразилией, Эквадором, Никарагуа, Боливией, Колумбией, Кубой, Мексикой и рядом других стран латиноамериканского региона и Карибского бассейна.
Беларусь и большинство латиноамериканских стран имеют схожие взгляды в вопросах места и роли Организации Объединенных Наций в решении экономических и гуманитарных проблем. Некоторые страны Латинской Америки присоединилась к консенсусу по поддержке белорусской резолюции «Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми», поддерживают проект белорусской резолюции «Сотрудничество в целях развития со странами со средним уровнем дохода».
Наши страны совместно принимают участие в Движении неприсоединения, которое является авторитетной и прочной политической структурой, признанной мировым сообществом в качестве равноправного партнера по диалогу. Коллективная дипломатия неприсоединившихся стран успешно действует по важнейшим азимутам мировой политики. Базовыми принципами Движения неприсоединения являются невмешательство во внутренние дела суверенных государств, деполитизация представлений о демократии и правах человека, а также необходимость равноправного сотрудничества всех государств независимо от их политического, экономического и военного потенциала.
В этих условиях отношения Беларуси со странами Латинской Америки и Карибского бассейна динамично расширяются, идет активный процесс налаживания и укрепления политического диалога с ведущими государствами региона. Налаживаются новые контакты и связи. Так в рамках празднования 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне состоялся визит парламентской делегации Мексики во главе с руководителем группы дружбы Мексика Беларусь, созданной в Палате депутатов Генерального конгресса Мексиканских Соединенных Штатов.
Политическое взаимодействие и экономическая кооперация активно дополняется сотрудничеством в культурной, образовательной и гуманитарной сферах. Столичным общеобразовательным школам присвоены имена национальным латиноамериканским героям: средней школе № 114 – имя венесуэльского героя Симона Боливара, средней школе № 91 – имя кубинского героя – Хосе Марти. В апреле 2009 года в Минске создан и активно продвигает латиноамериканскую культуру в Беларусь Латиноамериканский культурный центр имени Симона Боливара, именем Уго Чавеса назван сквер в микрорайоне Каменная Горка. За всем этим стоят десятки образовательных проектов, культурных мероприятий, общественно-политических акций.
Клубом интернациональной дружбы «Меридиан» средней школы № 49 г. Минска 2014-2015 учебный год объявлен годом Венесуэлы. На протяжении года учащиеся изучают историю и культуру Венесуэлы. Думаю, в ближайшее время школа установит контакты с одним из учебных заведений Каракаса. Будет налажена переписка между школьниками обеих стран, общение по «Скайпу», что даст возможность дополнительного изучения испанского языка, культуры нашей братской страны. Такое взаимодействие укрепляет дружбу, сближает народы, позволяет создавать так называемые мосты народной дипломатии, без которых невозможно двигаться вперед и сохранять мир и спокойствие на планете.
Важным направлением сотрудничества Беларуси и Латинской Америки является взаимодействие структур гражданского общества. Сложившиеся дружественные взаимоотношения и плодотворное сотрудничество конструктивных политических партий и общественных объединений Беларуси и Латинской Америки служат укреплению международных связей на благо наших стран. В качестве примера приведу участие Компартии Беларуси в представительном Международном семинаре «Политические партии и новое общество», который ежегодно организуется Партией труда Мексики. Так, только в 2015 году в этом форуме приняли участие представители 216 партий со всех пяти континентов. Такие форумы дают возможность широкого обмена информацией, ознакомления с современными формами политической деятельности, опытом государственного строительства и экономического моделирования. Коммунистическая партия Беларуси наладила тесные контакты и межпартийное взаимодействие с коммунистическими, рабочими и левыми партиями Эквадора, Бразилии, Боливии, Панамы, Венесуэлы, Аргентины, Парагвая, Гондураса, Доминиканской Республики, Мексики и др. Это несомненно способствует обмену мнениями по актуальным вопросам современной политической деятельности и экономического развития.
Таким образом, основные внешнеполитические усилия Беларуси в Латинской Америке необходимо направить на дальнейшее закрепление разноплановых отношений со странами региона, расширение политического диалога, укрепление договорно-правовой базы, продвижение белорусских экономических интересов, в том числе через создание совместных производств, открытие товаропроводящей сети и представительств, организацию обмена визитами деловых кругов.
Возможность сближения и установления в будущем сотрудничества между Беларусью и странами Латинской Америки является перспективным направлением, требующим более активного участия и взаимодействия для укрепления всех структур, а также учета интересов обеих сторон и использования практического опыта данных организаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Республики Беларусь 14 ноября 2005 г. N 60-З «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь». Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 24 ноября 2005 г. N 2/1157.
2. Карпенко И.В. Трансграничное сотрудничество как инструмент внешнеполитической деятельности государства // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. № 8, 2010. С.181-186.
3. Карпенко И.В., Торопыгин, А.В. Парламентская дипломатия в структуре многосторонних международных отношений (на примере деятельности Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по торговой политике и международному сотрудничеству) // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. № 7, 2010. С.150-154.
4. Мир и развитие. Выступление Президента при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию // Официальный сайт Президента Республики Беларусь [электронный ресурс] http:// president.gov.by /ru/news_ru/view/ obraschenie-s-poslaniem-k-belorusskomu-narodu-i-natsionalnomu-sobraniju-11301/
Пресс-служба КПБ
Прочитано: 529 раз(а)

Оставить комментарий

Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Карпенко
Игорь Васильевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Ермалавичюс
Юозас Юозович

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Царьков
Евгений Игоревич

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA