Новости КПБ. ОТНЯТЬ И НЕ ПОДЕЛИТЬ
Либерально-демократическая партия выступила с инициативой введения смешанной избирательной системы, сокращения всех идеологических должностей, а также против бюджетного финансирования Белорусского республиканского союза молодежи и Белой Руси. Мы постарались выяснить, чем обернется на практике реформирование идеологической вертикали.
Что касается предложения о введении смешанной системы, которая выставляется некой панацеей, то отметим, что помимо ЛДП сегодня за нее настойчиво выступают такие организации, как «Говори правду», «Справедливый мир», Объединенная гражданская партия и другие, очевидно, преследуя выгоду от получения возможно системного статуса.
В отличие от приведенных организаций руководство ЛДП подчёркивает свою конструктивную позицию по отношению к курсу Александра Лукашенко, поэтому напоминаем, что архитектура идеологической вертикали создавалась согласно политической воле президента – и подобные заявления ЛДП фактически являются прямой критикой власти и играют на руку скорее внесистемной оппозиции, чем патриотическим силам. Не следует также подменять понятия и выставлять реформирование Администрации Президента в качестве некой политической «ласточки». Делая новые кадровые назначения А. Лукашенко отметил, что считает нужным сохранить управление идеологии, так как в сфере его ответственности лежит большой спектр работы:
– Культура, спорт, да и здравоохранение – это главная основа нашей идеологии, – отметил он. Нам представляется весьма сомнительным, что сегодня данные сферы можно отдать политическим партиям, тем более, оппозиционным.
Напомним также, что сегодня для политических партий существует ряд законодательных ограничений, в том числе запрет деятельности на предприятиях и в учреждениях образования, где широко представлены такие общественные организации, как «Белая Русь» и БРСМ.
Политикам необходимо понимать, что в условиях нефункциональности идеологической вертикали это место моментально постараются занять националисты и радикалы, которые привыкли работать без юридической регистрации и вне правового поля, спекулируя на протестных настроениях, что недопустимо как на госпредприятиях, так и в бюджетных организациях. На начальном этапе любая партия будет проигрывать только в силу формального статуса, ограничивающего деятельность – и нечто подобное, к примеру, наблюдалось в первые годы независимости, когда БНФ выступал за деполитизацию (фактически – департизацию от КПСС) высшего образования. Причем ирония в том, что сегодня ряд оппозиционных организаций, наоборот, выражают свое неудовольствие по поводу отсутствия политических партий в вузах и пр.
Кроме того, вопрос о финансировании БРСМ в настоящее время определен Указом Президента Республики Беларусь от 17.12.2012 N 559 «О некоторых вопросах государственной поддержки общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи», и, таким образом, не может быть отменен парламентским законопроектом. Фактические же затраты на проведение республиканского референдума по данному вопросу, как предлагает ЛДП, превысят бюджет данной организации в несколько раз, поэтому экономический эффект, названный Олегом Гайдукевичем, выглядит несколько популистски.
Также напоминаем, что на прошедшей в ноябре 2016 года для российских СМИ пресс-конференции Александр Лукашенко однозначно высказался как в поддержку комсомола, так и его юридического преемника – БРСМ, назвав последний не только патриотической организацией, но и кадровым резервом власти, а также социальным лифтом (приводим фрагмент стенограммы):
– Как я могу комсомол топтать? Дело даже не в том, что я 7 лет проработал одним из руководителей в комсомоле. Дело не в этом. А дело в том, что сегодня у нас Белорусский республиканский союз молодежи есть. Патриотичная организация, абсолютно. Порядочные ребята. Мы уже оттуда начинаем приглашать людей на работу. Т.е. там уже воспитываются люди. Мы их там видим. Я их вижу как главное лицо, которое формирует кадровый потенциал и состав в стране. Но откуда появился Белорусский республиканский союз молодежи? Он основан (от комсомола – ред.), он даже в том здании – мы ему вернули здание, – он появился от ВЛКСМ. Т.е. мы использовали всё лучшее, – считает Президент.
При этом надо понимать, что статус Белорусского республиканского союза молодежи предполагает не только бюджетное финансирование, но и административную работу по проведению государственной молодежной политики, основы которой также закреплены законодательно.
На наш взгляд, встает закономерный вопрос, стоит ли отдавать молодежную политику на откуп политическим партиям, в том числе националистическим, не имеющим пока ни широкого представительства, ни кадровой базы, ни устойчивой модели взаимодействия с государством, как это, к примеру, сложилось в ФРГ за несколько десятилетий. Кроме того, согласно статье 4 Конституции, никакая «партийная» молодежная политика в качестве общеобязательной невозможна.
Напомним также, в 2013 Олег Гайдукевич выступал за финансирование политических партий из бюджета, что отражено в интервью информагенству БЕЛТА.
«Со временем в Беларуси необходимо перейти к государственному финансированию политических партий и выборам по партийным спискам “Выиграла партия, набрала 10% – вот на эти 10% финансирование ей и идет”, – отмечал О. Гайдкевич.
На фоне нынешних инициатив по сокращению бюджета БРСМ и утверждений о «бесплатном патриотизме» такие предложения выглядят несколько непоследовательными.
Андрей Лазуткин