Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » И.И.Мигович Защищая и приближая социализм

И.И.Мигович Защищая и приближая социализм

МИГОВИЧ ИВАН ИВАНОВИЧ, секретарь ЦК Компартии Украины, директор Института проблем социализма, доктор философских наук, профессор.

В идейно-теоретической деятельности Компартии Украины активно участвуют сотни коммунистов — докторов и кандидатов наук, много других, хорошо подготовленных товарищей, преданных благородным идеалам социальной справедливости, свободы, равенства и братства трудящихся, убеждённых в неминуемой победе прогрессивных сил над временным капиталистическим и шовинистско-бандеровским диктатом. Процесс этот сложный, противоречивый, а в последнее время — и драматический. После контрреволюционного переворота 1991 года наше учение, марксизм-ленинизм, оказалось вместе с Коммунистической партией под антиконституционным запретом. В обществоведении господствует либерально-буржуазная и националистическая идеология. Обретя мирным путём, во многом благодаря случайному стечению обстоятельств, «самостийность», буржуазно-чиновничья рать, по лекалам западных транснациональных монополий во главе с США, ускоренными темпами и насильственными способами совершила реставрацию капиталистических общественных отношений. В результате Украинская ССР — одна из наиболее развитых республик Советского Союза и государств Европы — оказалась колониальным придатком империалистических государств, ареной братоубийственной войны, очагом международной напряжённости, оголтелой русофобии и неофашизма.

К 1990 году УССР сравнялась с ведущими европейскими странами по многим социально-экономическим показателям. Так, среди Великобритании, Испании, ФРГ, Франции она занимала первые места по добыче (на душу населения) угля и железной руды, выплавке стали, производству сахара. Вторые места ей принадлежали в производстве молока, третье — мяса. Сегодня производство Украины составляет только 63% советского уровня, а потребление — ещё меньше. Большинство промышленных изделий, свыше трети продуктов питания приходится импортировать. По благосостоянию мы занимаем сейчас предпоследнее место в Европе, 78% населения страны находится за или около черты бедности. Единственное, чем отличаемся, — новоиспеченной буржуазией, обогащением доморощенных кланов и олигархов. Суммарная собственность 200 «незалежных» украинцев-космополитов составляет 50 млрд. долл. США, а венчающих их двадцатки — 30 млрд. Украина всё глубже погружается в долговую яму. К июню текущего года её государственный и гарантированный государством долг составил

1 трлн. 425 млрд. гривен (свыше

70 млрд. долл. США). И стремительно продолжает расти. Её экономика, по заключению МВФ, переживает глубокую рецессию. По итогам года он спрогнозировал её падение на 9%, рост инфляции до 46%, а значит и дальнейшее ухудшение жизни большинства и так обедневшего вследствие капиталистической реставрации населения.

Тем не менее, имитируя теоретические поиски ответов на животрепещущие вопросы общественной жизни, большинство представителей общественных наук Украины заняты апологетикой капитализма, обоснованием антинародных «реформ», вытравливанием из массового сознания социалистических представлений, навязыванием буржуазных ценностей. После разрушения СССР нишу, в которой ранее господствовал марксизм-ленинизм, заняли западные обществоведческие воззрения. В философских науках на центральное место выдвинулись философия сознания, структурализм, постмодернизм, антропологизм и другие школы. Политическая экономия выдавлена гаданиями о конъюнктуре рынка и курсах валют. Широкий круг социально-политических, экономических, духовных и исторических проблем рассматривается с идеалистических позиций, в неолиберальном духе, сводится к буржуазно-апологической схоластике. В истории господствуют конструирование надуманных схем, мифологизация, чудовищная националистическая интерпретация и извращение реальных событий. Всячески фальсифицируется и очерняется советское прошлое, культивируются потребительство и насилие, бездуховность, религиозные предрассудки, насаждаются шовинизм и ксенофобия. Эта тенденция после государственного переворота (февраль 2014 г.) приобрела явно профашистскую направленность.

Однако стремление к истине окончательно не затухало даже в самые критические моменты, когда подавлялись любые попытки марксистских оценок происходящих процессов и альтернативных предложений, направленных на сохранение социалистических завоеваний, прогрессивное развитие страны. Во мраке смутных 1990-х годов часть учёных сохранила ясность ума и чистую совесть — идейные убеждения и преданность социалистической этике. Одни способствовали обоснованию программных целей лево-центристских партий; другие, в меру возможностей, с марксистских позиций излагали учебные курсы в вузах; третьи — честно и объективно разрабатывали актуальные проблемы в академической среде, самоотверженно способствовали развитию марксистско-ленинской теории. Все вместе защищали её от искажений и ниспровержения оппонентами и противниками. Такую деятельность вели до последних дней своей подвижнической жизни коммунисты профессор М.Е.Добрускин в Харькове, член-корреспондент НАН Украины С.И.Дорогунцов в Киеве, доктор исторических наук В.И.Масловский во Львове, многие другие наши соратники.

В ряде городов Украины тогда были созданы ячейки РУСО (объединение «Российские учёные социалистической ориентации»). Действовали марксистские кружки, неформальные исследовательские группы в академических институтах и вузах Киева, Донецка, Днепропетровска, Харькова, Севастополя, Луцка, Ивано-Франковска и других региональных центров. Они составили ядро созданного в 2001 году Всеукраинского общественного объединения «Интеллигенция за социализм», первым руководителем которого был профессор Киевского политехнического института Б.В.Новиков, а сейчас возглавляет секретарь ЦК КПУ доцент Г.В.Буйко.

Посильный вклад группа учёных-марксистов внесла в разработку Программы возрождённой Компартии Украины, принятой её 2-м (XXX) съездом 12 марта 1995 года, а также Устава, утверждённого 1-м съездом КПУ 19 июля 1993 года, послужившего юридическим основанием для её регистрации Министерством юстиции. Этому предшествовала большая аналитическая, исследовательская работа Г.К.Крючкова, И.П.Грущенко, В.М.Орлова, А.И.Мартынюка и других известных научных и общественных деятелей. Немало сделано в этом направлении при подготовке новой редакции партийной Программы, принятой в 2011 году 44-м съездом КПУ. В ней, с учётом прошедшей в стране реставрации капитализма, дана социально-классовая характеристика сложившегося буржуазного общества, раскрыты причины его кризисного состояния и обостряющихся противоречий, обоснованы цели Компартии: «завоевание власти трудящимися, построение в Украине социализма, восстановление союза братских народов, объединение в одном социалистическом государстве». На этом стратегическом направлении выделены этапы, конкретизированы задачи в политической, экономической, социальной и духовной сферах. Иными словами, КПУ предложила научно-обоснованный план общедемократических преобразований (программу-минимум) и последовательной борьбы за победу социалистической революции, созидания общества социальной справедливости, свободы и самоуправления трудящихся (программа-максимум), которое в процессе развития постепенно перерастёт в коммунизм.

Важными вехами на этом пути были съезды, избирательные кампании, научные конференции и другие акции, способствовавшие обоснованию, конкретизации политики возрождаемой КПУ, теоретической подготовке кадров. В этом же плане отметим проведённые в Киеве международные научно-практическую конференцию «Перспективы левой идеологии в условиях общественных трансформаций» (октябрь 2003 г.), «круглый стол» на тему «Коммунистические и рабочие партии в условиях глобального кризиса капитализма: стратегия и тактика» (июнь 2011 г.), а также инициированные Б.В.Новиковым международные научные конференции «Марксизм и современность» (2009, 2010, 2011, 2013 гг.).

Существенную роль в популяризации и защите марксистско-ленинского теоретического наследия сыграли журналы «Коммунист Украины», «Что делать», газета «Коммунист» и другие периодические СМИ, возобновлённые в 1990-е годы (сегодня они временно не издаются).

Большим подспорьем для многих обществоведов Украины служат творческие контакты с российскими коллегами. Это, в частности, участие в научных конференциях, «Марксовских чтениях», форумах Международной ассоциации политэкономов-марксистов, сотрудничество с редакциями газеты «Правда», журнала «Политического просвещение», ознакомление с документами СКП—КПСС, материалами о жизни других братских партий.

Постепенно возникли предпосылки для создания по инициативе П.Н.Симоненко 1 февраля 2012 года Института проблем социализма. Образование при ЦК Компартии Украины такого научного подразделения — объективное веление времени. Ведь многие соотечественники, особенно молодое поколение, не ведают о реальном состоянии социализма в нынешних условиях, пребывают в плену навязанных им социал-реформистских и антикоммунистических стереотипов, проявляют явную путаницу в мировоззренческих вопросах, политическое невежество и нигилизм. Компартия Украины, добившаяся к 2001 году отмены антиконституционного запрета, прошла этапы восстановления, укрепления (к 2015 г. её ряды увеличились до 100 тыс. человек). Сложные процессы капиталистической реставрации побуждают коммунистов, все левые силы к осмыслению, научному анализу и учёту объективно складывающихся реалий в политической деятельности. Последние по-новому высветили истину, которую в своё время отметил И.В.Сталин: «Без теории нам смерть…». На активизацию идейно-теоретической работы КПУ направлены главные усилия Института проблем социализма в Киеве.

Истекшие три года подтвердили целесообразность его создания. Учёный совет, сотрудники (трое научных работников) и актив (авторы, консультанты, издатели) сделали первые шаги. Соизмеряя общественные запросы и возможности партии, стремимся органически сочетать исследовательскую, просветительскую и научно-методическую деятельность. Начали мы книгой «Коммунистический Манифест и будущее Украины». Символичен и сам факт воспроизведения этого уникального труда, осуществлённого впервые на Украине за последние десятилетия. В книгу включены тексты предисловий к его немецкому, русскому, английскому, польскому, итальянскому изданиям (1872—1893 гг.), факсимильные изображения их титульных страниц, ноты и тексты «Интернационала», авторские статьи и другие материалы. Среди них — обращение лидера КПУ П.Н.Симоненко к «тем, кто берёт в руки факел» научного социализма, статьи об истории зарождения революционной партии пролетариата и создании программного документа коммунистов, извлечения из Программы и Устава Компартии Украины, советы читателям, что значит сегодня мыслить, действовать и жить по-марксистски, список литературы, рекомендованной для самообразования. Особый смысл придали книге яркие фото билета № 1 члена КПУ, выписанного на имя В.И.Ленина, образцов партийных символов (знамя, значки, награды), фотодокументы об интересных событиях современной жизни коммунистов Украины. Многие партийные комитеты стали вручать это издание вместе с членскими билетами как напутствие молодому пополнению.

После создания специализированного научного подразделения новое качество обрела общественная библиотека «Реалистическая теория и созидательная практика». Первыми её работами были сборники «К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. О революции, социализме и коммунизме. Сущность и основные черты марксистско-ленинского учения», «Знамя борющейся партии» (программные и учредительные документы КПУ), «В.И.Ленин об украинском вопросе». Их логическим развитием стали последовавшие книги членов Учёного совета института Г.К.Крючкова «Будущее — за социализмом» и Е.И.Суименко «Осмысливая социализм».

25 июня 2012 году. в бывшем киевском музее В.И.Ленина состоялось собрание общественности, посвящённое теме: «В.В.Щербицкий и его эпоха: уроки для современности». Сделанный П.Н.Симоненко интересный доклад на этой встрече, выступления в других аудиториях составили его книгу «Решимость справедливых».

Несмотря на предпринимаемые шаги, партийные комитеты, широкие круги коммунистов, прогрессивная общественность Украины ощущали огромную потребность в обстоятельном издании о теории и практике социализма. Выпускаемые работы на эту тему в других странах для нас мало доступны, да и уровень их желает лучшего. Многим из них присущ явный или латентный буржуазно-апологический характер. Нередко их авторы под видом «творческого» подхода главным образом подвергают изобличению советский вариант жизненного устройства, клеймя его как «отступление» от «аутентичного» марксизма, взамен предлагают сомнительные искусственные модели социализма или его «усовершенствование» в неотроцкистском духе.

Для подтверждения сошлюсь на такие книги: «Ренессанс социализма» А.В.Бузгалина (М., 2003); «Что такое социализм? Марксистская версия» А.И.Колганова (М., 2011); «За критический марксизм. Полемика с учёными» М.И.Воейкова (М., 2011). В целом они по-своему интересны, но рассчитаны только на подготовленного читателя, во многом спорны. Бросаются в глаза крайности их содержания: субъективизм в оценках советского социализма, псевдоноваторское его прочтение. Обычными для подобных изданий являются ярлыки на советский социализм: тоталитарный, неразвитый, государственно-капиталистический, сталинский, репрессивный, казарменный, мутационный, квазисоциалистический, извращенный и т. п. А некоторые авторы вообще отрицают его причастность к социализму.

Бросается в глаза отсутствие у сторонников неосоциализма конструктивных идей, созидательных подходов. Так, один из авторов предлагает новую, «универсальную» и вместе с тем «индивидуальную», «четвёртую» политическую теорию (в отличие от социализма, либерализма и фашизма). Такой он считает «Высокий Коммунитаризм». (См.: Мямлин К. Высокий Коммунитаризм как русская идея. — М., 2011). Другой автор агитирует за некую мегатеорию — «полилогию современного мира», которая якобы включает Марксов «Капитал» как свою составную часть. (См.: Харчевников А.Т. Критическая теория социализма / Политическая технология. — М., 2011). Действующая в Подмосковье межпартийная группа «Коммунистическая теория» распространила «исходные положения» (ИП) своего учения, обосновывающего вторую социалистическую революцию, которая якобы быстро перейдёт в коммунистическую. (См.: Исходные положения современной коммунистической теории ИП-1. — М., 2010). Для пытливого харьковского исследователя желаемое будущее видится под нравственным углом. (См.: Диденко В.И. Предлагаю построить справедливизм, или Почему пал социализм и как теперь нам быть. — Харьков, 2012).

Рассмотрим подробнее книгу «Креативный социализм. (Контуры посткапиталистического общества» (Киев, 2013), принадлежащую перу киевских авторов А.Днепрова и С.Казакова. Под креативностью обычно понимаются творческие способности индивида, совершенно независимые от материальных условий его жизни. Смысл, который А.Днепров и С.Казаков вкладывают в слово «креативность» становится ещё более понятным, если прочитать упреждающие книгу эпиграфы: «Се творю всё новое» (Откровение Иоанна Богослова: 21-5); «…Пролетарские революции… постоянно критикуют сами себя, то и дело останавливаются в своем движении, то и дело возвращаются к тому, что кажется уже выполненным, чтобы ещё раз начать это сызнова…» (К.Маркс, «18 брюмера Луи Бонапарта»). Как видим, соединение Библии с марксизмом и есть один из принципов идеологической «креативности», точнее, эклектики. Вот ещё некоторые её примеры.

Пример первый — идея «социализации капитала без насильственной экспроприации». Как этого достичь? Якобы «путем трансформации капиталиста в узуфруктария» или, говоря более понятным языком, отделения собственности от собственника. Исчезают ли при этом отношения собственности, а вместе с ними и отношения капиталистической эксплуатации? Разумеется, нет. Мало того, буржуазное право предусматривает подобные вещи. Например, собственник, наделив некоего господина правом пользования своей собственностью, превращает его в узуфруктария. Но он же может лишить его этого права, ибо даже пожизненное право на пользование чужой собственностью не есть смена собственника или отчуждение собственности от реального собственника. Скажем, парламент принимает закон, согласно которому все капиталисты обязаны стать узуфруктариями. Но если собственники-капиталисты этого не захотят, то как с ними поступить? А если у вас не хватит силы принудить их обрести статус узуфруктария, куда вы денете этот закон?

«Креативщики», переводя проблему собственности в такую плоскость, забалтывают её. Они хотят перейти к социализму, не обидев капиталистов, одновременно замалчивая тот факт, что и теоретически, и практически давно доказано: этот переход не находится только и исключительно в юридической плоскости. Это вопрос политической борьбы.

Отделить собственника от собственности, если мыслить диалектически, а не подобно небезызвестному Прудону, значит решать проблему собственности как социального института, воспроизводящему отношения эксплуатации. Право в этом деле только инструмент легитимации определённых общественных отношений. Нельзя сделать так, чтобы собственность в её юридическом понимании и отношения собственности в их социологическом смысле сохранялись, но собственник (а вместе с ним и капитализм) как бы исчезли в небытие. И наоборот, нельзя сохранить собственника и отношения собственности, не сохранив капитализм.

Пример второй. Если в первом случае эклектическая методология была всё же не столь явной, то здесь она режет глаза. Цель всё та же: соединить несоединимое — социализм с капитализмом. Уже только одно словосочетание «гражданская всеобщая частная собственность», заявленное в преамбуле, делает данный труд, достойным выбросить его в мусорную корзину. И это несмотря на то, что в ней заявлено: в книге «развенчается миф о социализме как обществе, в основу которого положен террор, насилие над личностью и экспроприация собственности». Далее авторы заявляют: эта собственность («гражданская всеобщая частная собственность») — результат социализации крупной собственности и природных ресурсов. Как это понимать, если социализация означает обобществление? Разве может обобществление крупной собственности быть её раздроблением? Абсурд! Но если не раздробить, то как создать гражданскую всеобщую частную собственность? Это уже не будет обобществлением! Иначе говоря, та форма реприватизации, которой всегда жаждет так называемый «средний класс», «креативщики» представляют как обобществление. Хотя на самом деле социализация (обобществление) — это переход от частнособственнических общественных отношений к социалистическим. «Креативщики» умудрились представить его как дробление, которое, как им кажется, окончательно решает проблему противоречия между трудом и капиталом. А между тем гражданское общество — это капиталистическое общество и никакое другое.

Пример третий касается «креативной» или «творческой» якобы социалистической инициативы, выраженной в словосочетании «социалистическое предпринимательство». Возможно ли оно вообще, а точнее, сращивание частной инициативы частного лица, ориентированного на частную капиталистическую прибыль, с общественным производством, ориентированным на удовлетворение потребностей всех членов общества? Невозможно, и по одной простой причине, известной любому мало-мальски осведомленному в тонкостях структурно-функционального анализа, в котором есть понятие аннулирующей функции.

В социологии функциональной называют такой вид социальной связи, когда значения между двумя переменными (например, признаками социальных явлений) строго соответствуют друг другу. Так, рост заработной платы большинства работников ведёт к пропорциональному снижению уровня бедности. Вот почему законодательство, узаконившее в годы приснопамятной «перестройки» «социалистическое предпринимательство», выполняло не функцию социального развития, а, напротив, функцию, аннулирующую социалистические общественные отношения.

Не думаем, что сами А.Днепров и С.Казаков понимают, что утверждают. Они просто ангажированы той тенденцией, которая распространена в обществоведении под воздействием принципов так называемого конструирования реальности, где понимание того, что придумал, не требуется. Необходимо только одно: верить в то, что придуманные образы реальности и есть действительные истины, и, ориентируясь на них, можно заниматься расширенным воспроизводством подобных «истин».

Ещё следует обратить внимание на используемое авторами словосочетание «креативный пролетариат». Но пролетариат, если его даже назвать «креативным», — зависимый, эксплуатируемый класс. И этим всё сказано! При социализме пролетариат меняет свой статус и переходит в состояние рабочего класса. Правда, мы привыкли эти два слова использовать как синонимы. Как бы то ни было, это именно тот класс, который способен освободить от экономической, социальной и духовной эксплуатация как себя, так и другие слои трудящихся.

Нет смысла приводить дополнительные примеры безобразной «логики» в рассматриваемом труде. И сказанного достаточно, чтобы понять: решение проблемы частной собственности не является основной задачей «креативного социализма». Экспроприация — это не просто процесс, обратный приватизации или присвоению. Это — процесс обобществления (социализации), превращающий гражданское общество — в социалистическое, предысторию — в историю, индивида — в личность или субъект подлинно общественных отношений. При этом отношения отчуждения уходят в прошлое, их сменяют действительно человеческие общественные отношения со всеми вытекающими последствиями.

При внимательном рассмотрении уже первые слова, высказанные А.Днепровым и С.Казаковым, их заявка на некую «креативную теорию» социализма — это не более чем припудренный под претензию на творческое развитие марксизма ревизионизм и антинаучность. «Социалистическое предпринимательство» и практически весь остальной набор применённых ими словосочетаний — попытка скрестить ужа с ежом или нечто подобное горбачёвскому «больше демократии (читай капитализма) — больше социализма». Чего здесь на самом деле больше, теоретического невежества или сознательной лжи? Об этом стоит задуматься самим авторам подобных работ. Не ведаем, как там в генетике, но детёныши от «брачного союза» ужа с ежом ещё не рождались хотя бы по той причине, что такое невозможно в принципе. То же касается и попыток соединить социализм с капитализмом. В теории от них ничего, кроме конфуза, не получается, а на практике разыгрываются трагедии огромных масс людей.

Стремление предложить новые «радикальные учения» благородно, но малопродуктивно. В них под различными псевдонаучными вывесками чаще всего содержатся мировоззренческая эклектика и политическое невежество, иногда — и злой умысел. Ведь принципиальные основы научного социализма, обоснованные классиками марксизма-ленинизма, остаются в силе, его практика прошли историческую проверку и совершенствуются сегодня созидательной деятельностью почти четвертой части населения планеты.

Нельзя не учитывать и такое обстоятельство. За последние десятилетия в мире, особенно на Западе, возникли и обретают популярность «радикальные движения» за пределами марксизма. Буржуазная пропаганда широко и охотно афиширует феминисток, защитников окружающей среды, борцов за равноправие сексуальных меньшинств, за права животных, иные движения. Их представляют как смену якобы старомодному марксизму, отживание классовой борьбы и как современные целесообразные формы общественно-политической деятельности. Традиционные коммунисты и другие политические левые, это, мол, лишь инерция, эхо постклассового, постиндустриального общества.

С учётом этих обстоятельств нами была подготовлена и издана работа «Социализм: XXI век» (Киев, 2013). В ней мы подытожили последовательное развитие учения о социализме — от социальных утопий к общественной практике; на многочисленных типичных примерах раскрыли советский социализм как начало нового этапа прогресса человечества; показали динамичное развитие и трудные испытания мирового социализма на рубеже тысячелетий; сделали анализ современного состояния международного коммунистического движения. Большое место в работе уделено Украине: доказана безальтернативность её социалистического пути в 20-х годах прошлого века, успешное государственное и национальное становление благодаря справедливой национальной политике КПСС, экономический и социально-культурный подъём и расцвет Украинской ССР, разрушение и деградация в последние годы. Раскрывается единственная возможность спасения и достойного будущего Родины в социалистической перспективе.

Важнейший вопрос современной революционной борьбы за социализм — социальная база. По многим причинам сложилось глубокое противоречие между вопиющим закабалённым положением трудящихся и осознанием реальных путей и роли личного участия в его преодолении. Стратегическая цель Компартии Украины — смена производственных отношений и ликвидация эксплуатации труда. Для этого предстоит прежде всего устранить частную собственность на средства производства. Чтобы решить эту первостепенную задачу, трудящимся во главе с рабочим классом нужна власть. А её даст только организованная борьба под руководством коммунистов, в союзе с широким блоком народно-патриотических сил.

Поэтому важнейшее научно-практическое значение приобретают сегодня исследования социальной структуры населения, состояния общественных классов, интересов и ориентаций рабочего класса. Их изучение — приоритетное направление нашей деятельности. Известные марксистско-ленинские теоретические положения о классах стремимся наполнить реальным содержанием. По нашей программе фирма Социс, которой руководит один из ведущих социологов Украины профессор Н.Н.Чурилов, провела осенью 2013 года анкетирование 1800 рабочих. На основе обобщённых результатов подготовлена и в 2014 году вышла в свет книга «Рабочий класс Украины: вчера и сегодня». Она написана на марксистско-ленинской методологической основе, даёт довольно обстоятельную характеристику современной пролетарской среды Украины.

Анализируя социальную структуру современного кризисного украинского социума, член-корреспондент НАН Украины Н.А.Шульга привёл неутешительную официальную статистику. Так, экономически активное население (в возрасте от 15 до 70 лет) составляет по стране около 22 млн. человек, занятое — 20,3 млн. Из них в промышленности трудится 3,3 млн., на транспорте и в связи — 1,4 млн., строительстве — свыше 900 тыс., а в сельском, охотничьем и рыбном хозяйствах — 3,4 млн. человек. Значительная часть людей наёмного труда занята на рабочих местах в оптовой и розничной торговле, бытовом обслуживании. Всего в сфере материального производства Украины — 9 млн. 50 тыс., в нематериальной — 10,5 млн. человек. Работодатели (капиталисты) составляют среди них — всего 1% (около 200 тыс.), большинство же (59,5%) — наёмные лица. Остальные, по данным Госстата, это самозанятые и бесплатно работающие члены семьи, преимущественно на селе. Велика внутренняя дифференциация и поляризация социальных классов, слоёв, групп. Всеобщая тенденция в этом процессе — пролетаризация и обнищание людей как следствие реставрации капиталистических отношений и деиндустриализации страны.

Результаты исследования — жестокая картина низкого уровня жизни и социального самочувствия рабочих, негативных последствий массовой безработицы (заниженной официальной и в несколько раз превышающей её реальной), вынужденной эмиграции (охватывает 6—7 млн. граждан наиболее продуктивного возраста). 92% наших респондентов в период проведения социологического опроса получали заработную плату менее 7,5 тыс. гривен (тогда 840 долл. США), необходимых, по их мнению, для обеспечения нормального уровня жизни, а 66% — всего 1147—2868 грн. в месяц. Почти треть опрошенных (29,6%) ответили, что получаемого дохода им хватает только на продукты питания. Уровень социального самочувствия рабочих (по методике Н.В.Паниной, верхнее его значение 2,5 балла)

в 2012 году составлял 1,87 при среднем по населению страны 1,93; он заметно снизился за последние 10 лет (в 2004-м был соответственно 2,05 и 2,08). В текущем году этот показатель, понятно, стал ещё ниже, а в дальнейшем неизбежно будет ещё падать. Братоубийственная война на Донбассе, иностранные займы усугубляют жизнь всех украинцев, особенно рабочих. Ведь оплата их труда (около 10% себестоимости продукции) — самая низкая в Европе. А растущие военные расходы, внешние заимствования и налоги обесценивают и без того немощную гривну. Безработица, например, по экспертным оценкам, удвоится и достигнет 15% (сегодня в Украине фактически 7,6 млн. трудоспособных без работы).

Проведённое исследование показало, что рабочий класс в Украине не только сокращается количественно, но и претерпевает глубокие качественные перемены. Большинство рабочих трудятся на малых предприятиях, заняты мелкотоварным и натуральным хозяйством, оказанием услуг. Они деморализованы, боятся увольнений, не видят выхода из сложившейся ситуации. Как показал социологический опрос, у части рабочих кроме «цепей» имеется личная собственность (автотранспорт, приватизированная квартира, дом с участком, акции и т. д.). У многих сохраняются социал-реформистские иллюзии. Перед коммунистами, профсоюзами и другими общественными организациями социалистической ориентации стоит задача огромнейшей важности: направить всю работу на усиление влияния в пролетарской среде, помочь рабочему классу усвоить истоки позорного положения и пути его преодоления, осознать свою историческую миссию и общественную роль как «могильщика буржуазии» и спасителя всех трудящихся. Предпосылки для этого имеются. 81% респондентов самоидентифицировались с рабочим классом; 40,2% считают, что необходимо сменить существующий в стране социально-экономический строй на более справедливый (он устраивает только 3,6% опрошенных); а 59,6% предложили при этом социалистический путь развития (как было в СССР; с устранением недостатков, имевших место в бывших странах социалистического содружества; как в современном Китае). Дело за тем, чтобы ориентации большинства трудящихся стали установками и нормами их поведения.

Становится всё очевиднее аксиома: предстоит превратить левые силы в авангардную силу пролетариата. А для этого они, несмотря на репрессии и дискриминацию, должны быть сплочёнными и решительными. Вектор повседневной деятельности на деле нужно перенаправить на классовую борьбу, в направлении единства, дисциплины и активности. Ведётся перестройка форм и методов работы, предпринимаются другие реальные шаги в связи с тем, что мы оказались в полулегальных условиях.

Наши усилия сегодня выступают определённым связывающим звеном между чаяниями трудящихся, социалистическими идеалами и общественно-политической борьбой за их воплощение в жизнь. Этой задаче мы подчиняем свою исследовательскую, научно-методическую и просветительскую деятельность. Учитывая новые реалии, переосмысливая опыт предшественников, делаем акценты на традиционные, подтверждённые жизнью теоретические положения.

Для молодого пополнения кадров и актива Г.К.Крючков подготовил книги «Партия коммунистов в условиях капиталистической реставрации» и «Образец тактики для всех. (Ленинские мысли о большевизме)», член Учёного совета нашего института профессор Ю.В.Шиловцев предложил пособие «Партийное строительство на Украине (ноябрь 1917 — июль 1918 гг.)». Уникальный труд создала Г.Н.Курий, он называется «Г.И.Петровский. Практика строительства социалистического государства в Украине (1919—1938 годы)». Научное исследование деятельности сподвижника В.И.Ленина, председателя ВУЦИКа, написано на огромной документальной основе, ярко, убедительно и эмоционально. Г.Н.Курий недавно завершила новую книгу — о роли В.И.Ленина в организации социалистического строительства.

В помощь партийным кадрам и активу коллектив авторов во главе с П.Н.Симоненко создали учебное пособие «Основы партийного строительства» (Киев, 2014). В нём, с учётом смены общественных условий, на основе марксистско-ленинского учения о революционной партии, осмысливаются исторический путь КПУ, её современные функции, опыт и проблемы, методы и формы деятельности. Среди прежних (идейно-теоретическая, организационная, идейно-воспитательная) выделяем политическую борьбу с правящим режимом, социальную работу, правозащитную и другие, обусловленные новыми условиями борьбы за социализм.

Развитием этой важной темы служит также подготовленный нами сборник «С правдой — за справедливость». Он посвящён идеологической работе коммунистов в современных условиях. Начинают его статья о ленинских принципах пропаганды и агитации, соответствующие положения Программы КПУ. Наряду с освещением опыта массово-политической и индивидуальной работы партийных организаций, участия в социальных сетях, в книгу включены статьи о диалектике формирования классового сознания трудящихся, содержании современной психологической войны и антикоммунистической пропаганды, социокультурных рисках и угрозах вступления Украины в Евросоюз, необходимости нового прорыва в революционной теории. Научные статьи логически дополняют помещённые в книге богатые и оригинальные информационно-справочные материалы (зарубежные документы, статистические данные об упадке в Украине производства за годы «независимости», снижении её международных рейтингов, ухудшении демографической ситуации и социально-культурного развития, имущественном расслоении и угрожающей поляризации населения, монополизации капиталом и буржуазной властью информационного пространства), а также списки литературы по этим вопросам.

Радует, что, несмотря на политическую цензуру в Украине, всё больше обществоведов самостоятельно исследуют актуальные проблемы. Киевский профессор В.А.Кудин, проанализировав отечественную и зарубежную педагогику, написал увлекательное пособие «Энергия оптимизма»; донецкий преподаватель М.М.Колгушев всесторонне рассмотрел кризис нынешнего империализма в свете Марксова «Капитала»; львовский публицист Д.Ю.Королёв создал обстоятельный труд о капитализме XXI века; кировоградский доцент В.Я.Пыхтин занялся проблемами нравственной деградации современного украинского общества…

С каждым годом в постсоветских странах растёт необходимость аргументированного разоблачения буржуазной идеологии, утверждения исторической правды о социалистическом прошлом, противодействия шовинизму и национализму. Из ряда осуществлённых нами изданий на эти темы отметим: «Беззаконию и предательству не может быть оправдания», сборники материалов Антифашистского конгресса интеллигенции Украины, состоявшегося во Львове 1 декабря 2011 года, книги В.К.Якунина. «Идеология ОУН: история и современность» и «Патриотизм и национализм» (в соавторстве с Р.В.Гула), Ю.В.Латыша «Освобождение и возрождение» (к 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне), брошюры «Трудный выбор: учёные и политики о вариантах интеграции Украины», «Неуклюжие попытки для негодных целей» (о несостоятельности неолиберальных фальсификаций марксистско-ленинского учения). Большое внимание этим проблемам уделено в серии книг, предназначенных политическому самообразованию. Их отличительная особенность — разъяснение принципиальных позиций политики Компартии Украины, причём, доступно для читателей, сформировавшихся в условиях буржуазной Украины, не имеющих подлинно научного мировоззрения и политической культуры. Существенно и то, что подготовленные нами издания учитывают региональные и местные особенности, распространяются целенаправленно и находят свои адресаты. На многие сегодняшние проблемы отвечают недавно выпущенные нами работы «Марксистско-ленинское учение и современность» и «Технология трагедии». Их авторы — известные учёные и политики Украины.

В целом можно сказать, что обществоведам-марксистам Украины приходится «на ходу» искать теоретические ответы на проблемы общественной жизни и одновременно практически содействовать их разрешению.

За годы, истекшие после создания (1993 г.) новой Компартии Украины, в теоретическом плане сделано немало, что отметил в декабре прошлого года 49-й съезд КПУ.

Коллективными усилиями коммунистов партий СКП—КПСС раскрыты существенные признаки современного империализма. Сегодня нами на Украине делается следующее:

— определены реакционная сущность сформировавшегося в ходе реставрации капитализма кланово-олигархического режима в стране, его несовместимость с интересами трудящихся;

— дан объективный анализ разрушения сложившейся при Советской власти социально-классовой структуры населения;

— предложены оптимальные варианты социально-культурного сохранения и развития общества;

— защищается историческая правда и справедливость в оценках Великой Отечественной войны, социалистического строительства в УССР, советской цивилизации;

— последовательно утверждается диалектическое единство социалистического и национального в развитии Украины;

— обосновывается демократическая, гуманная позиция в государственно-церковных отношениях, вопросах свободы совести и слова;

— разоблачаются буржуазно-клерикальные и либеральные фальсификации государственного и общественно-политического развития страны, предательская и прислужническая роль украинского буржуазного национализма, его русофобия, антисемитизм;

— доказывается необходимость объединения левых сил для успеха в борьбе с правящим режимом;

— предлагаются оптимальные приоритеты внешней политики страны.

Не прекращая работу в отмеченных направлениях, необходимо, на наш взгляд, искать научно обоснованные ответы, вносить предложения, давать прогнозы относительно новых вызовов времени, интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Среди них выделим следующие проблемы:

— как стимулировать созидательные предпосылки к будущему социализму, которые содержит, как и любой иной, украинский капитализм, пусть и периферийный, уродливый, недоразвитый;

— какие глубинные явления происходят в ходе продолжающейся социальной переидентификации и классообразования;

— как помочь рабочим, другим эксплуатируемым осознать подлинные причины своего униженного положения, побудить их реально отстаивать свои права всеми доступными способами;

— каким образом добиться того, чтобы люди наёмного труда поняли тщетность поддержки буржуазии, вновь обрели веру в социалистические идеалы;

— как развеять у молодёжи иллюзии о преимуществах капитализма, буржуазных ценностях;

— как помочь интеллигенции, всем мыслящим украинцам усвоить диалектическое единство социального и национального, классовую природу и бесперспективность капиталистического строя;

— как объединить левые силы, чтобы большинство трудящихся страны реально включились в борьбу за свои права, против экономического, социального, национального и духовного порабощения?

Эти вопросы имеют сегодня не только научный, но и злободневный политический характер, их выдвигает сама жизнь, а безотлагательного решения требуют интересы сохранения и прогрессивного развития Украины, достойного будущего её народа. Чтобы справиться с новыми задачами, естественно, необходимо совершенствование организации политической, идеологической, научно-методической деятельности — как среди коммунистов, так и широких слоёв трудящихся. Этим целям подчинены наши усилия, Института проблем социализма, других коммунистов-обществоведов Украины.

ЦК КПУ в 1995 году установил премии имени В.И.Ленина и писателя-антифашиста Я.Галана. Они за истекшие годы присуждены 30 авторам крупных обществоведческих и литературно-художественных работ. Нас учат, обязывают и вдохновляют прогрессивные интеллектуальные традиции, советский опыт, обнадеживающие тенденции мирового развития. Ещё Т.Шевченко полагал, что «идея о коммунизме … не глас вопиющего в пустыне,.. она удобоприменима к настоящей прозаической жизни». Великий Кобзарь писал: «Честь и слава поборникам новой цивилизации». (См.: Прогулка с удовольствием и не без морали, 1858 г.). Лауреат премии им. Я.Галана В.В.Сиряченко «по зову сердца» создал литературно-публицистический труд «Идущие в наступление строки». Подобных работ нужно больше. Об этом убедительно рассказывают на страницах «Правды» участники дискуссии на тему: «Какая книга нам сегодня нужна?», инициированная Э.А.Шулятьевым из близкого

мне Комсомольска-на-Амуре (имел

счастье в нём побывать как лектор

ЦК КПСС в 1988 г.). (См.: Правда, 27—28 мая 2015 г.). В наш бурный технократический и информационный век печатное издание остаётся надёжным источником современных знаний, средством обучения и воспитания, полем межличностного общения, стимулом морального самосовершенствования и духовного взаимообогащения. Более того, в эпоху компьютеризации книга служит инструментом сохранения физического и психологического здоровья, функционирования и развития зрительной памяти, процесса мышления и воображения, сопереживания и прочих нормальных состояний человека.

Чтобы в сложившихся условиях сохранить собственную честь и достоинство, действовать умно и мужественно, помогая соотечественникам, нужны, кроме желания и воли, обширные знания и умения. А это предполагает самообразование, вдумчивую работу с книгой, ощущение товарищеского локтя, силы организации, общественного влияния. Возможности газет, интернет-изданий не безграничны, да и не всем доступны. Тем более, что абсолютное их большинство зависит от хозяев-собственников, буржуазной власти, конформистской природы журналистской властной обслуги. Влияние коммунистического печатного слова существенно снижают левая «многопартийность», междоусобицы, интеллектуальная «всеядность» и материально-техническая немощность в сравнении с индустрией капиталистической пропаганды, шоу-бизнесом и прочими забойными силами капитала.

К сожалению, не все работы российских авторов — по известным причинам — доступны партийному активу Украины. Но и те, которые различными путями (через совместное участие в научных конференциях, книготорговлю, межпартийные и личные связи) удаётся заполучить, оказывают нам огромную помощь.

Сколько и какие книги нужны нам сегодня? Много, разных и, главное, хороших. На этом поприще важно концентрировать, скоординировать и дифференцированно использовать творческие силы, финансовые средства, организационные возможности левых партий, прогрессивной интеллигенции. Особенно нужны всем нам классические произведения художественной литературы, иллюстрированные и документальные материалы о трудовых и ратных подвигах советского народа, его интернациональной культуре, вкладе в мировую цивилизацию.

Нам же, авторам и пропагандистам, необходимо повышать эффективность работ, полнее учитывать особенности читателей. В социально-демографической структуре населения естественно уменьшается удельный вес старших поколений и одновременно растёт число молодёжи. Молодые люди были подвержены интенсивному антикоммунистическому воздействию в последние годы, а то и вовсе родились уже в конце прошлого века и прошли либерально-буржуазную и националистическую обработку. У представителей «потерянного» поколения узкий круг знаний, ограниченный словарный запас, примитивные культурные запросы. С помощью умных книг можно помочь им «открыть», что такое социализм, Советская власть, социальные завоевания и равенство, свобода и другие азы коммунистического учения.

В этой связи нужны соответствующий стиль общественно-политической литературы, типы изданий, их формат, исполнение и прочие особенности. Молодой читатель отдаёт предпочтение образному, увлекательному изложению, диалогу, сравнениям, убедительному фактическому материалу, малоформатным брошюрам. В наших выпусках мы практикуем таблицы, схемы, социологические выкладки о состоянии, динамике отката экономики, убожестве социальной сферы и по иным жизненно важным обобщенным показателям, которые всячески замалчивает власть, скрывает официальная статистика. Крайне нужны тематические сборники статей, справочники, мини-библиотечки, буклеты, экспресс-информация о реальном социализме, положении трудящихся в мире капитала, сущности глобальных проблем, ресурсном потенциале и по другим проблемам, от понимания и разрешения которых во многом зависит будущее человечества. Следует издавать научно-популярные брошюры с доходчивым для выросшего в буржуазных условиях, политически малограмотного читателя изложением взглядов.

Значительного внимания заслуживает выпуск научно-популярных и документальных фильмов, DVD, компакт-дисков, иных аудио- и видеопособий общественно-политической тематики. Хорошо, что «Русская книга» наладила распространение лучших образцов советской песни и музыки. Важно расширять ассортимент этого вида духовной продукции, её презентацию и доведение (по доступным ценам) до потребителей в постсоветских республиках. Конечно, нельзя допускать искусственного сужения культурных связей между нашими временно разобщёнными народами. Московские научные журналы сегодня из-за цены не доступны украинскому читателю, а газеты «Правда», «Советская Россия» исключены из каталогов «Укрпочты».

Кроме подписки, надо полнее использовать межпартийные связи, обмены литературой, периодическими изданиями, Интернет, искать новые возможности. Мы, в частности, издаваемые книги делаем общедоступными через электронные версии в Коминформе (http://vk.com/socialismua). Пока он временно не работает по известным причинам. Чтобы оптимизировать заказы и получение необходимых книг, нужна централизованная информация об их подготовке и выпуске. Лучше всего подходит для этой цели журнал «Политическое просвещение». В нём под соответствующей рубрикой желательно заблаговременно сообщать (по представлению из регионов и республик) аннотации о готовых к выпуску книгах, условиях и способах обеспечения заказов и т. д.

Возможности современных информационных технологий в продвижении прогрессивной литературы, использовании её в партийном деле, — велики. Они также заслуживают обстоятельного коллективного совета и творческих поисков (готовы принять в нём посильное участие).

Высказанные предложения — не плод моих наивных мечтаний, а веление времени. Наиболее подготовленные, пытливые наши товарищи жаждут прильнуть к печатному роднику знаний и готовы помочь приобщиться к нему небезразличным соотечественникам. Выполнение связанных с ним поручений не по долгу, а как призвание существенно обогатит партийную жизнь. А значит — и отдачу. Добрые, умные книги обязательно обретут отзвук в мыслях и поступках сограждан.

Радует, что большое внимание этим вопросам было уделено на состоявшемся в Минске 1 ноября 2014 года XXXV съезде СКП—КПСС. Конкретные предложения высказали на нём представители КПУ товарищи П.Н.Симоненко и Г.К.Крючков. Известно, что руководство Совета СКП—КПСС создаёт Центр научных, учебно-методических и образовательных технологий. Очень хочется верить, что Центр не только развернёт исследовательскую деятельность в области социализма, но и послужит стимулированию и координации творческих поисков в этом направлении обществоведов-марксистов в других странах, причём как «организованных», в том числе членов левых партий, так и «неформальных»-коммунистов и «беспартийных большевиков».

Только на этом пути возможно расширение круга сторонников марксизма, так необходимое везде, особенно в условиях Украины, где нынче не только не модно, но и опасно быть свободным обществоведом, где власти усиливают заслон любому дуновению свежей научной мысли. Особенно в жалком состоянии у нас оказались социально-политические и философские науки, экономическая теория, история и культуроведение. Хотя бы частично восполнить сложившиеся в них из-за монополии национализма пробелы можно только с помощью лучших современных изданий российских и белорусских авторов. В качестве примера укажем на ценные работы Ю.К.Плетникова — трёхтомная монография «Марксистско-ленинская теория исторического процесса», «Будущее — социализм. Новые черты современной эпохи», «Материалистическое понимание истории и проблемы теории социализма». Переиздание сочинений основоположников марксизма и выдающихся революционеров, современных учёных-марксистов — о таких проектах мы на Украине можем только мечтать, но они посильны научным центрам социалистических государств.

Поиски путей становления обновлённого социализма, с учетом опыта советской цивилизации и его развития в КНР, СРВ, на Кубе и в других странах требуют конструктивного подхода, коллективных усилий и самоотверженности. Углублённого исследования заслуживают, по нашему убеждению, опираясь на классовый подход, современные условия и особенности «преддверия социализма», черты переходного периода, формы диктатуры пролетариата, потенциал и пределы многоукладной экономики, перспективы товарно-денежных отношений, сочетания национального и интернационального в политике, экономике и культуре, особенности массового сознания в постсоветском обществе

и т. д. Сегодня речь должна идти не о конструировании новых абстрактных схем, искусственных критериев, фаз, этапов и тестов определения социалистичности — с учётом новых процессов в природе и обществе, науках и технологиях нужны обоснованные прогнозы и рекомендации относительно возможных путей, способов и механизмов превращения современного общества, народов и стран в новое качество социализма, народовластия и самоуправления трудящихся. В этом русле анализ реального социализма — прошлого и настоящего — требует объективности, конкретно-исторического подхода, честности.

Как показывают последние события в Украине, в кризисный период население становится крайне восприимчивым к идеалистическим представлениям, мистике, обскуратизму. Охваченное национал-фашистским психозом, оно теряет трезвое, критическое мышление, слабо воспринимает рациональные аргументы и даже очевидные факты, становится агрессивным, злобным и непредсказуемым. Псевдонаучность, конъюнктурщина и аморализм всегда были вредны, но сегодня они особо опасны.

На благородном поприще защиты и утверждения социализма важно сплачивать здоровые интеллектуальные силы, обеспечивать взаимосвязь научных поисков и реализации общественных запросов. На повестке дня — подготовка качественных пособий по философии, политэкономии, социально-политическим наукам, социологии, методике коммунистической пропаганды и агитации, обществоведческого словаря, крайне нужных для политического самообразования коммунистов и просвещения масс. Заслуживают поддержки предложения о более полном освещении социалистического строительства в Китае, Вьетнаме, на Кубе, состояния мирового коммунистического движения, борьбы за социализм, прогрессивные перемены и национальную независимость в ряде стран Азии, Латинской Америки и Африки.

* * *

Таким образом, практика политической борьбы требует поднять на новый уровень творческое сотрудничество марксистов-обществоведов, объединять в этом направлении силы, средства, опыт. Настоятельно необходимо налаживание регулярного обмена изданиями, проведение совместных конференций и комплексных исследований, решение других назревших вопросов, направленных на углублённое изучение и прогнозирование общественных процессов в социалистическом направлении. Интенсивные и всё более изощренные атаки на коммунистическое движение, социализм предполагают активизацию совместных и энергичных шагов по противодействию им со стороны коммунистов, всех левых сил. Настойчивыми совместными усилиями добьёмся прорыва на фронте борьбы за социализм.

Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Карпенко
Игорь Васильевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Ермалавичюс
Юозас Юозович

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Царьков
Евгений Игоревич

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA