17.01.2014 Новости Кыргызстана. В Башкортостане установлена памятная доска в честь выдающегося просветителя Кыргызстана Ишеналы Арабаева.
В Башкортостане установлена памятная доска в честь выдающегося просветителя Кыргызстана Ишеналы Арабаева. Автор кыргызского алфавита и первого отечественного словаря (“Алиппе”) окончил легендарное медресе “Галия” в Уфе, которое стало колыбелью для первой интеллигенции республики.
Это знаковое событие состоялось в рамках научно–практической конференции “Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании”, организованной Башкирским госпедуниверситетом. Корреспондент “Вечерки” принял участие в этом форуме.
Три шурупа Земфиры
На главном здании аэропорта Уфы висит вывеска на башкирском языке — “ЄФЄ”. Сочетание из трех букв — уже готовый символ города. Местные юмористы обозвали эту закавыку “тремя шурупами”. Но, по–моему, природная эмблема очень креативно и классно выглядит.
Уфа делится на старую и новую части. В старом городе, с его дореволюционными особняками купцов когда–то жил и учился Шаляпин. А новые бетонные джунгли микрорайонов воспела выдающаяся поэтесса современности Земфира Талгатовна.
Уфа — город чистенький, культурный и очень комфортабельный. Он пытается походить на такой мегаполис, как соседняя Казань. В развитие столицы Татарстана из федерального бюджета вбухали миллиарды рублей — везде понастроили стадионов, небоскребов и так далее. И уфимцам немного завидно, белой завистью, конечно. Поэтому, наверное, руководство республики буквально выгрызло у Москвы решение о проведении здесь в 2015 году саммитов Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС.
Теперь жители Уфы живут в ожидании мероприятия века. На берегах реки Белой, возле памятника Салавату Юлаеву, построили здание Конгресс–холла, издалека похожее на синего кита. При возведении гигантского сооружения не соблюли какие–то нормы, и теперь оно стоит пустое в ожидании реконструкции.
В рамках мероприятий ШОС в Уфе прошли и уже ставшие традиционными международные дни Мифтахетдина Акмуллы. Ежегодно Акмуллинские чтения привлекают свыше тысячу человек, из них более 200 ученых стран ближнего и дальнего зарубежья. Впервые в этом авторитетном форуме приняла участие делегация из Кыргызстана.
Башкиры встретили гостей из Кыргызстана очень тепло. Почти все мероприятия симпозиума прошли на базе Башкирского государственного педагогического университета — одного из флагманов системы образования республики. Этому вузу принадлежат множество административных зданий, десятки современных общежитий и даже два бассейна.
Как поговаривают злые языки, успех альма–матер обусловлен фигурой ректора БГПУ Асадуллина, который является крупным функционером партии “Единая Россия”. Глава этого высшего учебного заведения регулярно светится в СМИ на фото с Владимиром Путиным, Дмитрием Медведевым. Но успешность ректора не в приближенности к первым лицам, а в его гиперактивном характере.
Одним из организаторов Акмуллинских чтений стало правительство Башкортостана. Это свидетельствует об огромном внимании властей республики к творческому наследию просветителя и проблемам образования в целом. Не зря в них принял участие заместитель премьер–министра правительства Башкортостана Салават Сагитов.
По словам проректора по научной работе Алмаза Мустаева, восьмые по счету чтения, посвященные Мифтахетдину Акмулле, порождают огромный интерес у научно–педагогической общественности Башкортостана, России и СНГ, и стали инструментом консолидации прогрессивных педагогов разных стран.
И действительно, фигура Акмуллы имеет огромное международное значение. Он является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим воздействие на всю дальнейшую национальную литературу. Взгляды, идеалы, философские представления Акмуллы родились в борьбе против феодальной отсталости, религиозного фанатизма и проявлений средневековой схоластики, против притеснения народа в Башкортостане и Казахстане.
Червивые плоды экстремизма
В рамках Акмуллинских чтений состоялось символичное событие. В Уфе на доме № 5 по улице Чернышевского в здании бывшего медресе “Галия”, а ныне Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России рядом с мемориальными досками видных деятелей Башкортостана Мифтахетдина Акмуллы и Шайхзады Бабича появилась еще одна — ее удостоился выдающийся ученый Кыргызстана Ишеналы Арабаев.
Здесь помнят, что в 1911 году наш соотечественник окончил это учебное заведение. Затем выпускник медресе всю жизнь посвятил просветительской деятельности. Преподаватели с гордостью говорили, что Арабаев в своей стране создал букварь для взрослых. Затем учебное пособие для начальных классов по арифметике, природоведению, перевел на кыргызский язык начальный курс географии. Издал одну из первых книг на языке Манаса — поэму видного акына–письменника и мыслителя Молдо Кылыча “Кысса Зилзала” (“Землетрясение”).
На вечере памяти выдающегося просветителя Кыргызстана присутствовали государственные и общественные деятели, ученые, преподаватели и молодежь республики. Кроме того, были представители кыргызской диаспоры. Особенно было интересно наблюдать за студентами РИУ. Молодые люди позировали перед фотографом, дурачились, как, возможно, в свое время и юный Арабаев.
А перед этим знаковым событием в кыргызско–башкирских отношениях в Уфе прошла VI Международная научно–практическая конференция “Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века”. Казалось бы, это событие не имеет отношения к Кыргызстану. Но выступления участников мероприятия показали обратное.
На форуме представителей исламского образования выступил председатель совета по государственно–межконфессиональным отношениям при президенте Башкортостана Вячеслав Пятков. Он рассказал, что в стране идет создание системы мусульманского образования, адаптированной для реалий Российской Федерации. Прежде подготовку специалистов в этой области можно было осуществить только за рубежом.
Например, Башгоспедуниверситет активно сотрудничает с исламскими религиозными организациями. Организованы выездные лекции по основам межконфессионального взаимодействия и толерантности, которые БГПУ проводит в районах республики совместно с Российским исламским университетом. На сегодняшний день слушателями курсов стали уже более 20 тысяч человек.
Более того, в БГПУ реализуется уникальная магистерская программа по направлению “Религиоведение”, по которой совместно учатся представители исламского и православного духовенства.
— Наши студенты отправляются в арабские страны только на языковые курсы. Но если обучение более длительное, то его обязательно должен сопровождать преподаватель, дабы отгородить его от нежелательных влияний. Вообще наш муфтий проводит правильную политику, когда говорит о том, что необходимо создать свою систему исламского образования. В Татарстане пошли по другому пути, и сейчас пожинают плоды экстремизма, — говорит проректор Российского исламского университета ЦДУМ России Мурсаль Ахмедов.
Напомним, сегодня в Татарстане не лучшая ситуация в сфере межконфессиональных отношений. Молодежь, которая обучалась в арабских странах, после приезда в республику начала проповедовать крайние формы веры. Умеренных исламских священнослужителей стали взрывать и отстреливать. Крещеных татар (перешедших в православие) преследуют, сжигают их храмы.
Эти слова заставили призадуматься ректора Кыргызского государственного университета имени Арабаева Толобека Абдырахманова, который принял активное участие в научной конференции:
— В Кыргызстане есть несколько течений, которые формируют исламское образование. Условно говоря, это “арабское”, “турецкое” и другие направления. Но, по моему мнению, для нас было бы приемлемым решением, если бы мы опирались на так называемое “российское”, конкретно на “поволжское” исламское образование. Оно лишено фундаментализма и более интеллигентно. Да и ближе к нам по менталитету.
В итоге глава КГПУ имени Арабаева и руководство Российского исламского университета договорились о сотрудничестве, в том числе и об обмене студентами и преподавателями. Российская сторона готова обучать наших ребят на бесплатной основе.
экскурс
Почему поволжский ислам близок к кыргызскому менталитету? На этот вопрос отвечает кандидат исторических наук Аида Кубатова.
По ее словам, ответ прост — джадидизм. Это общественно–политическое и интеллектуальное движение зародилось среди мусульманских (преимущественно тюркских) народов в Российской империи в конце XIX — начале XX века. Многие представители первой нашей интеллигенции (в том числе и Ишеналы Арабаев) были сторонниками этой идеи. Научный сотрудник Института истории и культурного наследия НАН КР напомнила, что джадидизм был движением за распространение просвещения, развитие тюркских языков и литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин.
Кыргызские сторонники джадидизма действовали путем воспитания и просвещения, пытаясь показать муллам и всем верующим преимущества современной цивилизации. Они критиковали религиозный фанатизм, требовали замены устаревших религиозных школ национальными светскими, ратовали за развитие науки и культуры, выступали за издание газет на родном языке, за открытие культурно–просветительских учреждений. И благодаря таким ученым людям в нашей стране было более толерантное отношение к другим религиям.
Сегодня в Кыргызстане появляются сотни медресе, не контролируемых государством, в которых применяются средневековые методы воспитания и образования. В этом свете нашей республике нужно присмотреться к духовным сокровищам джадидизма.
Как говорит главный специалист Государственного архивного агентства Кыргызстана Жумагул Байдилдеев, многих первых кыргызстанских интеллигентов советские власти отправили в ссылку именно в Башкортостан и Татарстан. В местных архивах сохранилось много интересных документов, которые требуют исследования и осмысления.
Азамат КАСЫБЕКОВ. Фото автора
«Вечерний Бишкек», 17.01.2014
http://members.vb.kg/2014/01/17/mir/1.html