13.01.2014 Новости Туркменистана. Об Алты Карлиеве и не только
6 января исполнилось 105 лет со дня рождения выдающегося деятеля туркменского кино Народного артиста ТССР и Народного артиста СССР Алты Карлиева.
В восемь лет Алты был подпаском и пас стада местного бая по имени Порук. Поговаривали, что дом его отца Гарлы был настолько беден, что все их богатство можно было увезти на одной курице. Несмотря на тяжелое детство, недоедание, постоянные издевательства со стороны бая, он сумел остаться озорным и веселым мальчиком. Поэтому односельчане прозвали его «Алты- беззат», что значит «Алты — безобразник. Алты мог подражать многим односельчанам. Особенно ему мастерски удавалось изображать кривоногого и толстого Порук-бая. Он так умело копировал походку бая, что все присутствующие кричали «Порук бай пришел» и смеялись до слез. В это время никто из односельчан и не догадывался, что перед ними будущий артист.
Но свершилась революция. Представители новой власти проводили политику всеобщей грамотности. Бросив пастушье дело, он добирается в село Гутлыяз и становится учеником ликбеза.
«Как живой встает сейчас перед моими глазами тонкий худощавый батрачок — голодный на богатой тедженской земле. Это было в 20-х годах. Шерсть на его остроконечной шапке истлела, потрепанный чекмень крепко опоясан шерстяным кушаком — это помогает скрыть рваную рубаху и штаны. Его талия так тонка, что ее можно перехватить одной рукой. Это был Алты. Тогда он не имел фамилии. И не только фамилии — глаза многих не замечали его существования». — Так вспоминает об Алты Карлиеве один из выдающихся представителей туркменской культуры Б.Кербабаев.
Биография Алты Карлиева типична для большинства деятелей литературы и искусства Советского Туркменистана. На его плечи легла трудная, но почетная миссия, быть первопроходцем. Впервые в истории своего народа пришлось создавать свой национальный театр
Первая его встреча с театром произошла в Каахка, где в исполнении любителей школы-интерната он увидел спектакль по пьесе Ш.Керими «Айджемал».
Мечта быть на сцене приводит его в Ашхабад, в только что открывшуюся драматическую школу. В занятиях он был очень старательным, трудолюбивым. Своим обаянием, жизнерадостностью, неистощимым юмором он привлекал и старших и молодых. А в 1931 году Карлиев уже заканчивает режиссёрское отделение Бакинского театрального техникума.
Талант его был многогранен. Он — актер, режиссер, и притом режиссер драматического, музыкального театра, кино, писатель, создавший немало интересных произведений для сцены.
Туркменскую драматургию он обогатил такими пьесами, как «Айна», «1916-ый год», «Джапаки», «Председатель». Все они были поставлены на сцене туркменского театра драмы и имели зрительский успех.
В 1955 году на декаде туркменской литературы и искусства в Москве «Ревизор» получил высокую оценку. Блеснул своим мастерством и А.Карлиев в главной роли (Хлестакова). Профессор Раевский так оценил его игру: «Мне показалось, что я через много лет увидел блестящего Хлестакова. Тончайший мастер!»
В 1937 году Карлиев посвящает себя кинематографу. Туркменское кино в ту пору тоже делало свои первые шаги. Карлиев верил в свою звезду. К счастью она его не обманула: он в туркменском кинематографе стал звездой первой величины.
Небольшие роли, сыгранные в фильмах «Пограничники», «Советский патриот», были первыми шагами. Первый и большой успех пришел к актеру с фильмом «Дурсун» В.Иванова-Баркова. Этот фильм принес заслуженную славу национальному кинематографу. Создателям фильма, в том, числе и А.Карлиеву, была присуждена Государственная премия СССР.
Еще большего успеха актер добивается в следующей своей работе — музыкально-лирической комедии «Далекая невеста». Фильм, наполненный великой идеей дружбы народов нашей страны, стал значительным явлением национально искусства. Фильм имел тогда успех, и нет сомнения в том, что и в наши дни эта комедия была бы одним из любимых фильмов молодого поколения. Этот фильм был удостоен Государственной премии СССР.
Творческая зрелость актера позволяет ему играть разнообразные характеры от лирико-комедийных до трагических. Карлиевым было создано множество образов, вошедших в историю туркменского кино. Последние годы жизни Алты Карлиев целиком отдает кинорежиссуре, одновременно исполняя в своих картинах также и ведущие роли.
За столь огромный вклад в деле развития национального театрального искусства и кинематографа, дважды в 1941 и 1949 годах он удостаивался Сталинской премии, и дважды удостаивался Государственной премии Туркменской ССР им. Махтумкули в 1966 и в 1976 году (уже посмертно), звания Народного артиста ТССР и Народного артиста СССР (1965).
Скончался Алты Карлиев 11 декабря 1973 года. Ему было всего 64 лет. В 1974 году киностудии «Туркменфильм» было присвоено его имя.
Внутри здания киностудии был установлен его бюст и была установлена мемориальная доска. Во время правления Ниязова бюст и мемориальная доска А.Карлиева были уничтожены и выброшены на свалку. Его имя убрали из названия киностудии «Туркменфильм». В настоящее время имя Алты Карлиева нигде не упоминается, не проводятся памятные дни посвященные его творчеству, а созданные им фильмы не демонстрируются по туркменскому телевидению.
Жена Алты Карлиева Аннагуль Аннакулиева — известная оперная певица, народная артистка СССР, — обивала пороги чиновников Кабинета Министров, Министерства культуры, Союза художников Туркменистана, но так и не смогла спасти ни имя, ни памяти о великом человеке. Она скончалась в 2009 году.
Алты Бяшимов, специально для Хроники Туркменистана http://www.chrono-tm.org/2014/01/ob-altyi-karlieve-i-ne-tolko/