Газета Правда. СКУПОСТЬ МОЖЕТ ОБЕРНУТЬСЯ ПРОТЕСТАМИ
Для всех без исключения работников казахстанских железных дорог вводится четырёхдневная рабочая неделя, что означает сокращение зарплаты на 20 процентов. Жёсткие меры объясняют падением грузооборота и значительным уменьшением прибыли.
ЛИШНИЙ выходной у железнодорожников Казахстана появится с началом сентября. Об этом нежданном и малоприятном подарке сообщил 13 августа председатель отраслевого профсоюза Оразгали Ахметбаев. По его словам, решение далось нелегко. Альтернативой были массовые увольнения. В этом случае работы бы лишились как минимум 13 тысяч человек из более чем 150-тысячного коллектива. В результате долгих и непростых переговоров с руководством национальной компании «Казахстанские железные дороги», продолжил Ахметбаев, решено сократить рабочую неделю. «Этот режим, возможно, будет продолжаться до конца года», — добавил профсоюзный руководитель.
Главной причиной непопулярных мер в компании называют непростую экономическую ситуацию. Выражается она, в частности, в падении спроса на сырьевую продукцию, основным перевозчиком которой является железнодорожный транспорт. В качестве примера приводится Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат (на снимке), откуда ежегодно в Китай отправлялось около 6 миллионов тонн железной руды. За первые шесть месяцев этого года, однако, объём поставок составил лишь 100 тысяч тонн.
Падение доходов уже привело к остановке целого ряда инвестиционных проектов и программ капитального ремонта на объектах нацкомпании. В конце июля руководство «Казахстанских железных дорог» даже пошло на подписание кредитного соглашения с Европейским банком реконструкции и развития о предоставлении займа в размере 300 миллионов долларов.
Очередным способом экономии стало сокращение рабочей недели. В руководстве компании утверждают, что эта мера коснётся не только рядовых сотрудников, но и топ-менеджеров, продолжительность рабочего дня которых сократится с 8 до 7—6 часов. Кроме того, прозвучало обещание сохранить нетронутыми все социальные программы — льготы по медицинскому страхованию, проезду железнодорожным транспортом и т.д.
Тем не менее в профсоюзе железнодорожников признают: вызванное сокращением рабочей недели резкое уменьшение зарплаты повышает вероятность социальных протестов. В связи с этим встаёт вопрос о приемлемости подобных рисков. Национальная компания «Казахстанские железные дороги» находится в государственной собственности, однако власти республики фактически бросили её вместе с огромным коллективом на произвол судьбы. И это при том, что говорить об отсутствии денег в казне не приходится. Международные резервы Казахстана составляют почти 100 миллиардов долларов, и руководство щедро тратит их на дорогостоящие мероприятия. Например, проведение Всемирной выставки «ЭКСПО-2017» в Астане обойдётся минимум в 3 миллиарда долларов. 7 миллиардов планировалось потратить на организацию зимних Олимпийских игр в Алма-Ате, но победителем голосования в итоге стал Пекин.
Подобная выборочная расточительность, сопровождающаяся скупостью в отношении простых жителей, может в итоге дорого обойтись властям страны.
http://gazeta-pravda.ru/index.php/1952-скупость-может-обернуться-протестами
Фото: http://forbes.kz/process/expertise/doroga_vyisokih_tehnologiy