Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости » Новости КПБ. ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИНСТИТУТУ ПРЕЗИДЕНТСТВА — 25 ЛЕТ

Новости КПБ. ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИНСТИТУТУ ПРЕЗИДЕНТСТВА — 25 ЛЕТ 

Слово «конституция» происходит от латинского constitutio — устройство, установление, сложение. Конституция — главный и основной закон страны. Он имеет высшее правовое значение, все остальные законы должны приниматься и реализоваться в соответствии с Конституцией. Она описывает государственное устройство, структуру власти, определяет полномочия каждого государственного органа. Конституция закрепляет права, свободы и обязанности граждан, то есть регулирует взаимоотношения общества и государства.

В настоящее время в Республике Беларусь действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года. Она была принята 15 марта 1994 года на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года.

Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии была принята I съездом Советов Белоруссии 3 февраля 1919 года. В ней были закреплены прогрессивные для того времени нормы, а содержание закрепляло доминирующую в то время идею диктатуры пролетариата. Было провозглашено полновластие Советов, создана принципиально новая система государственных органов. Отменялась частная собственность на землю, национальным достоянием становились образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия, вводилась всеобщая трудовая повинность. Провозглашалась свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды.

Декларировались права трудящихся на публичные мероприятия — собрания, митинги, шествия, демонстрации. Было предусмотрено равенство независимо от расовой или национальной принадлежности. На территории страны объявлялись государственными: белорусский, русский, польский и еврейский языки.

Вторая Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики утверждена VIII Всебелорусским съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 11 апреля 1927 года. К этому времени был образован СССР (30 декабря 1922 года), а в 1924 году принята Конституция СССР, которая стала основой для принятия республиками, вошедшими в его состав, своих Основных Законов.

Конституция 1927 года на первый план ставила права трудящихся. При комплектовании как высших, так и местных органов власти и управления Конституция закрепляла классовый принцип. Избирательных прав лишались лица, использующие наемный труд с целью обогащения, частные торговцы и посредники, лица, живущие на нетрудовые доходы, служители религиозных культов, бывшие служащие и агенты полиции, умалишенные и осужденные за преступления. Почетное право защищать революцию с оружием в руках имели только трудящиеся — рабочие и крестьяне.
В середине 30-х годов в СССР было провозглашено построение основ социализма. Социалистические отношения стали господствующими в экономике, политике, социально-культурной области, что потребовало нового конституционного закрепления.

Третья Конституция принята 19 февраля 1937 года вторым Чрезвычайным съездом Советов БССР. В ней утверждалось, что в республике созданы экономические основы социализма: господство социалистической системы хозяйствования и социалистической собственности (отменена частная собственность, утвердилась социалистическая собственность на орудия и средства производства в форме государственной или колхозно-кооперативной, установлено единое плановое развитие. Труд объявлялся обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина. Каждый гражданин республики обязан был беречь и укреплять социалистическую собственность); перерастание диктатуры пролетариата в общенародное государство; отменены ограничения избирательных прав «не трудящихся» (вводилось всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Провозглашались политические права и свободы граждан: свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций); закреплено равенство граждан, расширен в целом круг прав и свобод граждан (были предусмотрены нормы об обеспечении неприкосновенности личности, жилища, личной переписки…) Конституционным образом закреплялась руководящая роль коммунистической партии.

Четвертая Конституция (Основной Закон) БССР принята 14 апреля 1978 года внеочередной девятой сессией Верховного Совета девятого созыва. К этому времени в 1977 оду. была принята Конституция СССР, в которой было провозглашено построение развитого социализма и общенародного государства. Эти положения нашли отражение и в республиканской Конституции. Сохранялось классовое содержание конституции, идея диктатуры пролетариата трансформировалась в идею ведущей роли рабочего класса. Ведущая роль коммунистической партии определялась как ядро политической системы. Конституционные нормы закрепляли равенство граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, занятий, места жительства.

Общим для указанных четырех Конституций Беларуси являлось то, что они имели классовый характер, все было подчинено интересам строительства справедливого социалистического общества. В области прав и свобод преобладали коллективистские начала. В этих конституциях проявлялся принцип преемственности: формы органов государственной власти, суда, прокуратуры; вхождение БССР в качестве субъекта федерации СССР и др.

После десяти лет действия Конституция 1978 года претерпела некоторые существенные изменения. В 1989 года в нее были внесены изменения, коснувшиеся основ общественного строя, положений, относящихся к организации и деятельности органов государственной власти (порядка организации и деятельности Советов депутатов, в том числе Верховенство Совета и его Президиума), проведения выборов и статуса политических организаций и др.

О создании пятой Конституции Республики Беларусь

В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого столетия в общественном сознании встала проблема обретения республиками бывшего СССР государственного суверенитета.
Важное значение для принятия пятой Конституции имела принятая Верховный Совет Белорусской ССР 27 июля 1990 года Декларация о государственном суверенитете. Республика Беларусь признавалась суверенным государством, утвердившимся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы.

Государственный суверенитет утверждался во имя свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами. Разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти становились важным принципом существования Республики Беларусь как правового государства.

Следующим шагом в процессе реализации идей современной белорусской государственности стало принятие Верховным Советом БССР 27 февраля 1991 года Закона «Об основных принципах народовластия в Беларуси». Этот закон стал систематизирующим началом и обеспечил необходимые условия для последующей конституционной деятельности. События 1991 года ускорили конституционный процесс в БССР.

Появление в августе 1991 года в Москве ГКЧП, введение в некоторых регионах СССР чрезвычайного положения подтолкнули Внеочередную 5-ю Сессию Верховного Совета БССР принять 25 августа 1991 года Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», а также постановление об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР.
Законом предусматривалось, что в случаях, когда положения действующей Конституции БССР 1978 года вступают в противоречие с положениями Декларации о государственном суверенитете, следует руководствоваться Декларацией как конституционным законом.

19 сентября 1991 года Верховный Совет БССР принял Закон, согласно которому белорусское государство стало называться Республика Беларусь.
8 декабря 1991 года было заключено Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

Таким образом, причины принятия пятой Конституции Республики Беларусь 1994 года заключались в общественно-политических обстоятельства истории, сложившихся на тот момент.

Пятый Основной Закон страны – плод почти четырехлетней работы специалистов в области права, граждан, вносивших свои замечания и предложения по проектам, которые публиковались для народного обсуждения, парламентариев. Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь Г.А. Василевич отмечал: «Что же касается сложности подготовки, то это действительно весьма трудная и ответственная работа. Конституция – это не обычный закон, который можно запросто изменить, дополнить. Формулировки Основного Закона должны быть отточенными, полномочия между органами власти распределены так, чтобы не было юридических оснований для конфликта. В этом смысле нашу Конституцию можно рассматривать в качестве правового шедевра».

Законом о порядке вступления в силу Конституции ее подписание было поручено Председателю Верховного Совета Республики Беларусь и состоялось на заседании Президиума Верховного Совета 28 марта 1994 года. 30 марта Конституция была опубликована в республиканских газетах и с этого дня она вступила в действие.

15 марта — день принятия Конституции — объявлен праздничным днем.

Конституция Республики Беларусь содержит политические и правовые концепции, принципы функционирования государственно-правового механизма, взаимоотношения государства, общества и человека.

Республика Беларусь по Конституции 1994 года стала унитарным демократически социальным правовым государством. Человек является высшей ценностью общества и государства.

Закреплены права, свободы, гарантии и обязанности граждан Республики Беларусь. Выборы в РБ являются всеобщими, равными, свободными, прямыми при тайном голосовании.

Отличительными чертами действующей Конституции Республики Беларусь являются:
• политический плюрализм;
• закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности;
• установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;
• закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права;
• верховенство права;
• разделение и взаимодействие властей;
• прямой характер действия норм Конституции.

Верховенство по отношению ко всем иным правовым актам — важнейшее юридическое свойство Конституции.

Законодательной ветвью властью является Национальное Собрание с Советом республики из 64 представителей (по 8 от каждой области и г. Минска и 8 представителей, предложенных Президентом) и Палатой представителей из 110 депутатов, избираемых на основе всеобщего, прямого, свободного и равного избирательного права при тайном голосовании. Право законодательной инициативы принадлежит: Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству и гражданам в количестве не менее 50 тысяч человек.
Руководителем исполнительной власти является Премьер-министр. Конституция определила права и полномочия Совета Министров, порядок назначения лиц на некоторые государственные посты и освобождения их от должности. Правительство подотчетно Президенту и несет ответственность перед Парламентом.

Судебная система строится на принципах территориальности и специализации, а также назначаемости судей бессрочно.

Впервые на законодательном уровне закреплены институты Президентства и судебного конституционного контроля, принадлежащего Конституционному Суду РБ. Конституционный Суд отнесен к органам судебной власти. Состоит из 12 судей, шесть назначаются Президентом, шесть избираются Советом Республики. Срок полномочий судей 11 лет, а предельный возраст до 70 лет.
По форме правления Беларусь — президентская республика, где Президент обладает весомыми полномочиями, однако по своему объему они не шире тех, которыми обладают Президенты США, России, Франции, Казахстана и других стран.

Об институте Президентства

В иерархии высших государственных органов ведущее место принадлежит Президенту, который является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. Им может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий не менее 10 лет в Беларуси непосредственно перед выборами.

Президентские полномочия достаточно широки и касаются, по существу, всех направлений организации и осуществления государственной власти: реализация исполнительной власти; участие в законодательном процессе; формирование судебной системы; организация и формирование госаппарата. Они закреплены преимущественно в статье 84 Конституции. Однако и в иных её статьях, и других нормативных правовых актах содержатся нормы, посвященные правам и обязанностям Президента.

1. Назначение республиканских референдумов.
Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь как по собственной инициативе, так и по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного полного состава каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска (ст.74 Конституции).

2. Назначение очередных и внеочередных выборов в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы.
Конституция разграничила полномочия Президента и Парламента в решении вопросов о проведении выборов. Если это касается коллегиальных представительных органов, то решение о назначении выборов принимает Президент (п.2 ст.84), а если Главы государства, то — Палата представителей (п.3 ст.97). В случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно.

3. Роспуск палат Парламента.
Досрочное прекращение полномочий палат Парламента, т.е. их роспуск, является одним из способов разрешения конфликта между властями, прежде всего между законодательной и исполнительной. Арбитром в данном случае выступает Глава государства.
Полномочия палат Парламента могут быть прекращены досрочно:
- при отказе в доверии Правительству. Так, согласно части девятой ст. 106 Конституции Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в 10-дневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия;
- в случае вотума недоверия Правительству. Вотум недоверия Правительству может быть выражен по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей (п.7 ст.97 Конституции). При выражении вотума недоверия Правительство должно заявить Президенту об отставке;
- при двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Решение Палатой представителей о согласии на назначение Премьер-министра должно быть принято не позднее чем в 2-недельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае, если Палата представителей дважды отказывает в даче согласия на назначение Премьер-министра, Президент вправе назначить исполняющим обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы;
- полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции. Рассмотрение Конституционным Судом вопроса о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь осуществляется по предложению Президента.
Решение о роспуске палат Парламента Президент может принять не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат (ст. 94 Конституции).
Их полномочия не могут быть досрочно прекращены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течении года со дня их первых заседаний.

4. Назначение членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.
Согласно п.4 ст.84 Конституции Президент назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Остальных шесть членов Центризбиркома избирает Совет Республики. Таким образом, обеспечивается равное представительство, как Главы государства, так и Парламента в органе, который решает вопросы проведения выборов, как Президента, так и в Парламент.

5. Образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента и некоторых других органов.
В Конституции закреплено право Президента образовывать, упразднять или реорганизовывать Администрацию Президента, другие органы государственного управления, а также консультативные и иные органы при Президенте.

6. Назначение на должность Премьер-министра.
Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей. Вопрос о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра Республики Беларусь решается на заседании Палаты представителей путем тайного голосования и оформляется постановлением.
Кандидатура на должность Премьер-министра Республики Беларусь считается одобренной, если за нее проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.
В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

7. Определение структуры Правительства, назначение и освобождение от должности членов Правительства и их отставке.
Президент самостоятелен в определении структуры Правительства. В этих целях он может создавать министерства и ведомства, входящие в структуру Правительства.

8. Назначение Председателей высших судебных инстанций.
В соответствии с п.8 ст.84 Конституции Президент с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда из числа судей этих судов.

9. Назначение судей высших судебных инстанций. Председателя Центризбиркома. Генерального прокурора. Председателя и членов Правления Национального банка.
Согласно п.9 ст.84 Конституции Президент производит назначение на должности судей Верховного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка с согласия Совета Республики.

10. Назначение судей Конституционного Суда. С учетом равного участия Президента и Парламента в формировании Конституционного Суда Президент самостоятельно решает вопрос о назначении 6 из 12 судей Конституционного Суда.
При этом он должен, прежде всего, руководствоваться требованиями, изложенными в части второй ст. 116 Конституции, согласно которой Конституционный Суд формируется из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

11. Освобождение от должности Председателя и судей высших судебных инстанций. Председателя и членов Центризбиркома. Генерального прокурора. Председателя и членов Правления Национального банка.
Согласно п.11 ст.84 Конституции освобождение от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка производится Президентом по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики.
В соответствии со ст.15 Закона о Конституционном Суде Республики Беларусь Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь может быть освобожден от должности по основаниям, предусмотренным Законом о Конституционном Суде.

По аналогичным основаниям допускается досрочное прекращение полномочий судьи Конституционного Суда. В Законе Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» установлены основания прекращения полномочий судей.

Срок полномочий Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов — 5 лет. Председатель, заместитель Председателя, секретарь, члены Центральной комиссии могут быть освобождены от должности: до истечения срока их полномочий Президентом Республики Беларусь в случае письменного заявления о сложении своих полномочий; утраты гражданства; систематического неисполнения своих обязанностей; совершения действий, дискредитирующих Центральную комиссию; вступления в отношении их в законную силу обвинительного приговора суда.

Законом «О Прокуратуре Республики Беларусь» предусмотрены случаи освобождение Генерального прокурора Республики Беларусь от должности в течение срока полномочий
Порядок назначения и освобождения от должности Председателя и членов Правления Национального банка определяется Банковским кодексом Республики Беларусь.

12. Назначение и освобождение от должности Председателя Комитета государственного контроля.
Комитет государственного контроля Республики Беларусь является государственным органом, образуемым Президентом Республики Беларусь и осуществляющим контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Совета Министров и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

13. Обращение с посланиями к народу.
Обращение Президента с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики имеет важное значение для разъяснения проводимой Главой государства политики. Посредством таких обращений Президент может изложить те задачи и цели, к которым он стремится либо решает в настоящее время.
Определять частоту и время таких обращений, исходя из складывающейся ситуации, — это право Главы государства.

14. Обращение с ежегодными посланиями к Парламенту; участие в работе Парламента.
Президент Республики Беларусь ежегодно обращается с Посланием к Парламенту, в котором анализируются: ситуация в экономике, социальном развитии, взаимоотношения государства и общества, в том числе излагается концепция государственного строительства, подводятся итоги правотворческой деятельности, взаимоотношения ветвей власти, государственной власти и оппозиции, вопросы обеспечения безопасности личности и государства, внешнеполитической деятельности, т.е. затрагивается широкий спектр проблем.
Президент имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением.

15.Руководство заседаниями Правительства.
В силу того, что Президент является Главой государства в п.15 ст.84 Конституции предусмотрено его право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь. Обычно это происходит, когда на заседании Правительства рассматриваются наиболее важные вопросы. В этом случае Президент руководит ходом заседания. Он вправе выступать с докладом, сообщением, задавать вопросы присутствующим членам Правительства и иным должностным лицам.

16. Назначение руководителей республиканских органов государственного управления, определение их статуса и назначение некоторых иных лиц.
Конституцией определено, что Президент самостоятельно назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус.
В соответствии с утвержденным Президентом Положением об Администрации Президента Республики Беларусь Глава Администрации Президента имеет право без специальных на то полномочий выступать в качестве представителя Президента в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания. Представителю Президента в Парламенте может быть предоставлено право доводить до сведения парламентариев позицию Президента по той или иной проблеме. Президент, являясь Главой государства, может назначать и других должностных лиц, если их должности определены в соответствии с законодательством и если иное не предусмотрено Конституцией.

17. Решение вопросов, связанных с приемом в гражданство, его прекращением и предоставлением убежища.
Согласно Закону «О гражданстве Республики Беларусь» Президент принимает решения о приеме в гражданство, выходе из гражданства, утрате гражданства Республики Беларусь.

18. Установление государственных праздников и праздничных дней, награждение государственными наградами, присвоение классных чинов и званий.
Президент своими решениями устанавливает государственные праздники и праздничные дни. Дни государственных праздников могут быть как рабочими, так и нерабочими.
С правом Парламента устанавливать государственные награды, классные чины и звания непосредственно связано правомочие Президента награждать государственными наградами, присваивать классные чины и звания. Таким образом, в данном случае один орган принимает закон, а другой — его исполняет, что является реализацией концепции разделения властей.

19. Осуществление помилования осужденных.
Помилование отличается от амнистии тем, что оно осуществляется в отношении конкретных лиц по их ходатайству либо иных уполномоченных лиц и органов.
Президент Республики Беларусь кроме ходатайств о помиловании рассматривает: материалы в отношении лиц, осужденных к смертной казни, которые не ходатайствуют о помиловании; представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь или Генерального прокурора Республики Беларусь о применении помилования к лицам, осужденным судами Республики Беларусь к смертной казни; заявления лиц, которые отбыли наказание, об освобождении от покрытия материального урона, подлежащего взысканию по приговорам судов Республики Беларусь, в пользу государства или государственных организаций, находящихся на республиканском и местном бюджетах, или государственных предприятий и учреждений, находящихся в республиканском и местном подчинении. Помилование применяется, как правило, по личным ходатайствам осужденных. Ходатайства о помиловании рассматриваются только после вступления приговоров в законную силу.

20. Ведение переговоров и подписание международных договоров; назначение и отзыв дипломатических представителей.
Президент представляет Республику Беларусь в отношениях с другими странами и международными организациями. Это проявляется в праве подписывать международные договоры, заявлять о позиции страны по отношению к той или иной международной проблеме. Основное ограничение к заключению международных договоров состоит в том, чтобы они не противоречили Конституции.
Прерогативой Президента как главы государства является назначение и отзыв дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях.

21. Прием верительных и отзывных грамот дипломатических представителей.
Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств. По установившейся практике это происходит в присутствии Министра иностранных дел Республики Беларусь либо его заместителя и других ответственных работников указанного Министерства.

22. Введение чрезвычайного положения.
Согласно п.22 ст.84 Конституции в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, Президент вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.
Чрезвычайное положение является временной мерой, и оно может объявляться с целью скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка.

23. Об отложении проведения забастовки либо ее приостановлении.
Согласно п.23 ст.84 Конституции в случаях, предусмотренных законодательством, Президент вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на 3-месячный срок.

24. Подписание законов.
Одним из важных аспектов взаимодействия властей является принятие законов и их подписание.
При несогласии с текстом закона Президент Республики Беларусь возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее 30 дней. Возражения Президента Республики Беларусь рассматриваются в комиссии, являющейся головной по законопроекту, которая готовит заключение по возражениям и вносит его в Совет Палаты представителей. В заключение комиссии должно быть одно из предложений: согласиться с возражениями Президента Республики Беларусь и направить возвращенный им закон на доработку; внести возвращенный закон на рассмотрение Палаты представителей для преодоления возражений Президента Республики Беларусь.
Возвращенный Президентом Республики Беларусь закон может быть рассмотрен в первоочередном порядке.
Если закон рассматривается Палатой представителей для преодоления возражений Президента, голосование проводится по закону в целом. В этом случае изменение и дополнение закона не допускается. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее 2/3 голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в 5-дневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее 20 дней.
Возвращенный Президентом Республики Беларусь закон может быть рассмотрен в первоочередном порядке.
При получении заключения постоянной комиссии Председатель Совета Республики вносит предложение о включении в повестку дня заседания Совета Республики вопроса о повторном рассмотрении закона.
Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/3 голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

25. Право отмены актов Правительства.
Закрепленное в п.25 ст.84 Конституции правомочие означает право Президента отменить любой акт подотчетного ему центрального органа государственного управления — Правительства. При этом Президент может руководствоваться не только тем, что соответствующий акт противоречит законодательству. Президент может отменить акт Правительства и по мотивам нецелесообразности его принятия. Этим данное правомочие отличается от права соответствующих исполнительных и распорядительных органов отменять противоречащие законодательству акты нижестоящих органов (ст. 122 Конституции).

26. Контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления.
В соответствии с п.26 ст.84 Конституции Президент непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.
Контроль за деятельностью местных органов управления и самоуправления осуществляют контрольно-надзорные органы — Комитет государственного контроля, Прокуратура Республики Беларусь и их органы на местах.
Президент не обладает правом отмены решений местных Советов, однако в случае несоответствия этих решений законодательству он может приостановить их действие.

27. Формирование Совета Безопасности.
Президент не только возглавляет Совет Безопасности, но и формирует его. В Конституции непосредственно предусмотрено, что Глава государства назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности.

28. Руководство Вооруженными Силами Республики Беларусь.
Вооруженные силы Республики Беларусь предназначены для защиты Республики Беларусь, охраны ее Государственной границы, суверенитета и территориальной целостности.
Президент, являясь Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, ответствен перед народом за обеспечение надежной защиты государства, выполнение международных соглашений по обороне, осуществление военной политики и военной доктрины Республики Беларусь.
Он назначает на должности и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил (п.28 ст. 84).

29. Введение на территории государства военного положения, объявление полной или частичной мобилизации.
В случае военной угрозы или нападения Президент вводит на территории Республики Беларусь военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики. Военное положение на территории республики либо в отдельных ее районах вводится с объявлением состояния войны или угрозы нападения (агрессии) на Республику Беларусь.
Президент имеет право отдать распоряжение о начале военных действий без объявления войны в случае: умышленного вторжения в воздушное пространство Республики Беларусь; внезапного вторжения иностранных вооруженных сил на территорию Республики Беларусь; неожиданного воздушного нападения на Республику Беларусь. В случае начала военных действий без объявления войны Президент обязан в течение 3 часов сообщить об этом Парламенту.

В Конституции не оговаривается, в течение, какого срока Совет Республики должен рассматривать принятое Президентом решение о введении военного положения либо проведение полной или частичной мобилизации. Процедура рассмотрения в Совете Республики решений Президента о введении военного положения, проведении полной или частичной мобилизации прописана в Регламенте Совета Республики.

Президент может осуществлять и иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Однако его деятельность не бесконтрольна. В Конституции Беларуси закреплена система сдержек и противовесов. Так, назначения на ключевые государственные посты производятся с согласия парламента, а нормотворческая деятельность главы государства может быть проверена на соответствие Конституции. Парламент обладает правом преодоления вето Президента, ратификации подписанных им международных договоров. В случае совершения государственной измены или иного тяжкого преступления президент может быть смещен с должности в порядке импичмента.

* * *

Конституция воплотила в себе преемственность и опыт многовекового исторического пути Беларуси, ознаменовала новый этап в политическом и социально-экономическом развитии страны. Она основывается на неотъемлемом суверенном праве белорусского народа иметь свою государственность и быть полноправным субъектом мирового сообщества. В Конституции Республики Беларусь нашел отражение опыт конституционного строительства таких государств, как Австрия, Бельгия, Дания, Италия, США, Франция, ФРГ, Швеция и ряда других стран с учетом особенностей условий развития нашего общества и его исторических традиций.

Белорусская Конституция гарантирует каждому гражданину свободы и права, необходимые для созидательного труда, достойной жизни и гармоничного всестороннего развития личности.

Георгий Атаманов,
второй секретарь ЦК КПБ.

Источник:

Прочитано: 522 раз(а)
Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Карпенко
Игорь Васильевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Ермалавичюс
Юозас Юозович

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Царьков
Евгений Игоревич

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA