Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости » Новости КПБ. ПАМЯТИ ВОЕННОГО ЛЁТЧИКА, ДВАЖДЫ ГЕРОЯ — ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА БЕДЫ!

Новости КПБ. ПАМЯТИ ВОЕННОГО ЛЁТЧИКА, ДВАЖДЫ ГЕРОЯ — ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА БЕДЫ! 

В августе 1942-го года, с борта парохода «Сталинская Конституция» на Сталинградскую набережную сошли десять молодых лётчиков-штурмовиков. Все они были выпускники Чкаловской авиашколы г. Оренбурга.

Особо выделялся среди них небольшого роста сержант, который растерянно оглядывался по сторонам. Здесь впервые он явно ощутил дыхание фронта. На улице, по которой они шли от Волги, были видны следы бомбардировки. Прямо перед ними, в парке, распластался покорёженный «Хейнкель», сбитый в недавнем бою. Вокруг валялись осколки снарядов, обломки строений.

- Лёня, ты готов принять здесь боевое крещение? – Обратился к сержанту один из лётчиков.
- Мы для этого прибыли сюда. Думаю, что скоро сразимся с врагом в воздушном бою. Покажем фрицам, что значит русский лётчик! – бодро ответил сержант. Это был не кто иной, как двадцати двух летний Леонид Беда, будущий бесстрашный военный лётчик, дважды Герой Советского Союза.

Линия фронта была близко, обстановка была напряжённая. Немцы форсировали Дон и рвались к Волге. Наши пехотные полки, измотанные двухмесячными боями, отступали. Всё это усиливало желание молодых авиаторов – беспощадно бить врага, освобождая родную израненную землю. Тринадцатого сентября гитлеровцы начали штурм Волжской твердыни. Основной удар наносился в направлении Мамаева кургана и вокзала.

В этот день Леонид впервые поднялся в воздух на штурмовике ИЛ-2, называемый нашими бойцами «воздушный танк», немцами – «чёрная смерть», с полным боевым комплектом. В своих мечтах он уже не раз покорял небесные просторы, только там не было войны. Лёня не был суеверным, но то ли так совпало, то ли действительно подействовала «чёртова дюжина», первый боевой вылет оказался неудачным. В воздухе сдал мотор, пришлось идти на вынужденную посадку. Боевая машина максимально загружена, с боеприпасами садиться небезопасно, так как может произойти взрыв при столкновении с землёй. По инструкции требуется сбросить боевой груз.

Сердце неистово колотило по рёбрам, время на раздумье было очень мало. Не мог лётчик впустую истратить боевой груз и стал приземлять с большой осторожностью свой штурмовик, до отказа заполненный бомбами и снарядами. Риск был велик, но Леонид не мог поступить иначе.

За эти несколько минут перед ним пролетела вся его жизнь. Он не мог даже мечтать о лётной карьере из-за своего маленького роста. Но частенько с завистью смотрел в небо:
- Эх, были бы крылья, полетел бы за облака, подобно орлу. Интересно взглянуть, что там…

Учёба в школе давалась легко, особенно математика и физика. После окончания школы поступил в Уральский учительский институт на физмат и в 1940-ом году успешно его окончил. Но небо влекло его своим простором и глубинной синевой. Чтобы хоть как-то прикоснуться к этой глубине, Лёня стал заниматься парашютным спортом в Уральском аэроклубе. Быстро овладев техникой парашютного дела, он отличался умением прыжка и точностью приземления. Комиссар неоднократно ставил его в пример другим парашютистам, любовно повторяя: — «Мал золотник, да дорог!» Невзирая на небольшой рост (не хватало два сантиметра, чтобы учиться на лётчика) был направлен в лётную школу. Было направлено шестьдесят человек, принято – пятнадцать. В числе зачисленных был Леонид.

Приземление было произведено на «живот» с убранными шасси. То ли по чистой случайности, то ли благодаря осторожным действиям лётчика, всё обошлось благополучно. Когда докладывал командиру о результатах полёта, случайно услышал разговор двух офицеров. – Не понимаю, зачем в авиацию принимают с таким ростом, — сказал один из офицеров – существуют же какие-то физические нормы.

Эти слова больно резанули по сердцу, и Лёня опустил глаза вниз, чтобы командир не заметил ту боль, которая пронзила насквозь. В эту минуту он твёрдо решил для себя, что докажет на деле, на что способен.

Вскоре представилась такая возможность. Вылетели на рассвете, получив задание уничтожить танковую колонну врага. Лёня взвесил не раз ошибки первого полёта и твёрдо усвоил их. Как на земле, так и в небе надо точно держать строй! Это неимоверное напряжение, но малейшее высовывание может стоить жизни.

Яростно били немецкие зенитки. Лёня виртуозно изворачивался от них и сбрасывал бомбы на голову колонны. При очередном заходе на цель заметил близко вражеский «мессершмитт». В тот же миг почувствовал резкую боль в плече, в кабине разорвался снаряд, повредив управление. Лёня чувствовал, как рукав наполнялся кровью, но собрав все силы, не выпустил из рук штурвал. Искусно маневрируя и отстреливаясь, сумел уйти от врага и посадить израненный самолёт на свой аэродром. Система выпуска шасси была повреждена, и опять пришлось садиться на «живот». Кабина не открывалась, вылез через форточку. От госпитализации отказался, так как ранение было не тяжёлым. Ограничился лечением в санчасти. Штурмовик пострадал более сильно. При его ремонте было насчитано 350 пробоин. После этого родилась полковая шутка: «Из боя «ИЛ» доставит на честном слове и на одном крыле». А кто-то из лётчиков сочинил стихи:

- От всех снарядов заколдована
Его Уральская броня!

После ремонта опять полёты. Штурмовики поддерживали наступление наших войск, блокировали войска противника. У Леонида, уже старшего сержанта, быстро пополнялся боевой счёт. Сложные зимние вылеты, туман, окутывающая снежная пелена. Летели в «слепую», к неблагоприятным погодным условиям, нескончаемый огонь немецкой артиллерии. Израсходовав боевой запас, Лёня, как в тёмную воду окунулся в плотные облака, довёл штурмовик до аэродрома и удачно приземлился. К концу Сталинградской битвы на его боевом счету было 14 вылетов.
Штурмовому авиаполку было присвоено гвардейское звание. Леонид Беда был удостоен своего первого ордена — Боевого Красного Знамени.

В декабре 1942 года Леонид, как и большинство лётчиков был принят в члены ВКП(б).

К апрелю 1944 г. командир эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиаполка, гвардии старший лейтенант. Старший лейтенант Леонид Игнатьевич Беда, совершил 109 боевых вылетов на штурмовку укреплений и войск противника, был представлен к званию Героя Советского Союза.

В 110-м боевом вылете самолёт Беды был подбит, и тот был вынужден посадить его на территории, занятой противником, в расположении немецкого пехотного батальона.
— Снимай пулемёт, будем драться, — крикнул Беда своему стрелку-радисту старшему сержанту Романову. Но боевые товарищи не оставили своего командира: три штурмовика атаковали немецкие подразделения, а младший лейтенант Анатолий Берсенев приземлил свой шеститонный Ил-2 неподалёку. На глазах у ошеломлённых немцев Беда и Романов кое-как поместились в кабине штурмовика, и тот взлетел…

Было сотни, полётов: трудных, рискованных, порой – трагических. Но навсегда в душе осталось ощущение того первого полёта! Та бездонная голубизна небосклона! То, пусть не совсем удачное, первое приземление. Первое – оно навсегда остаётся первым! Как первая любовь! Как первый поцелуй! Это святое, незабываемое!

Отличился Леонид и при освобождении Орши. У немцев была «адская машина» — паровоз, переделанный в путеразрушитель. Беда «нашёл» его и уничтожил, чем не позволил разрушить железнодорожное полотно в прилагающих к Орше районах, и не допустил эвакуации имущества на запад. Нарком путей сообщения Л. Каганович не был лишён чувства юмора и присвоил тринадцати лётчикам-штурмовикам, в том числе и Леониду звание «Почётный железнодорожник».

Леонид участвовал в боях за освобождение Донбасса, Крыма, Белоруссии, Восточной Пруссии. Совершил 7 предельно рискованных и эффективных налётов на позиции противника на Сапун-горе. За освобождение Крыма был награждён орденом Александра Невского. Звание Героя Советского Союза было присвоено в октябре 1944г.

Свой юбилейный 200-ый вылет совершил ранней весной 1945-го года на одном из крупнейших сражений заключительного этапа В.О.В. – у стен Кёнигсберга и получил звание гвардии капитана.

Как-то раз после возвращения на аэродром из очередного боевого вылета к Беде подошёл стрелок-радист и передал радиограмму: «Беда в воздухе!»

Командир посмотрел на небо. Над аэродромом спокойно парил наш разведчик. Стрелок-радист рассмеялся.

— Это немцы про вас так говорят, товарищ командир. Я услышал это по радио, когда мы пролетали линию фронта.

День Победы Леонид Беда встретил помощником командира полка по воздушно-стрелковой подготовке, в звании гвардии майора. В конце июня 1945г. был награждён второй медалью «Золотая звезда».

Отгремел салют Победы. Охраняя рубежи мирной жизни, Леонид Игнатьевич становится наставником молодых лётчиков, при этом упорно готовится к поступлению в академию. Занимаемая должность — начальник воздушно-стрелковой подготовки полка.

И вот первый послевоенный отпуск. Семь лет он не был на Родине, не видел родителей. Поезд подходил к Кустанаю. На перроне было многолюдно. Только вышел из вагона, как его подхватили многочисленные руки. Все закружилось… Объятия, слезы, поцелуи. Это его встречают! Родственники, друзья, односельчане и просто незнакомые люди! Столько добрых искренних слов ему ещё не приходилось услышать. «Неужели я действительно такой… Это уж слишком…» — волнуется Беда.

Радость встречи была неизмерима. Мария Антоновна глаз не сводила с сына. Верила и не верила, что этот бравый военный лётчик с орденами и медалями на груди её Лёня!
Вспомнилось, как весь перепачканный мазутом, прибегал он домой. Мария Антоновна только всплескивала руками:

— Где же так измазался то, глаз не видно!

Счастливо улыбаясь испачканными мазутом губами, он отвечал:

— Мамо, не брани меня! Я ж помогал дядьке Петру трактор чинить.
— Видали вы такое…! Он уже трактор чинит! — Голос матери звучал строго, но Леонид замечал, что в уголках губ она прячет улыбку. — Иди, ремонтник, умываться, да обедать пора!

Вряд ли кого-либо из его сверстников так влекло к машинам, как Леню. Он всегда вертелся около трактористов, механиков, дотошно расспрашивал о назначении того или иного агрегата, и пытался чем-то помочь. Старшие, видя его интерес к технике, не отгоняли, а разрешали выполнять несложные работы. И вот тот любознательный мальчишка стал гордостью не только односельчан, но всей Великой страны!

Прошли годы. Несколько лет Леонид Игнатьевич был на посту командующего авиацией Краснознаменного Белорусского военного округа. С любовью и уважением относились к нему его подчинённые. Он никогда не кичился своим высоким званием.

Всегда был одинаково внимателен и к командирам, и к рядовому составу.

Много лет назад, в автокатастрофе, погиб легендарный лётчик, Леонид Игнатьевич Беда. Его сменил старший сын, Леонид Леонидович. Дело отца продолжают его сыновья! Его именем названа одна из улиц Белорусской столицы.

Николай Шевченко, член Компартии Беларуси, Белорусского союза журналистов

Источник:

Прочитано: 143 раз(а)

Оставить комментарий

Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Карпенко
Игорь Васильевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Ермалавичюс
Юозас Юозович

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Царьков
Евгений Игоревич

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA