Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости » Новости ПКРМ. Пять сметных грехов. Как Армашу ответил на критику его работы министром

Новости ПКРМ. Пять сметных грехов. Как Армашу ответил на критику его работы министром 

news_big_14628_JYJTyMnL
Экс-министр финансов Октавиан Армашу, назначенный недавно главой Нацбанка, считает обвинение его «в пяти грехах» на посту министра «субъективным и тенденциозным». Так ответили в Нацбанке на просьбу NM прокомментировать пять главных «грехов» Армашу-министра, которые перечислил Центр политик и реформ: сокрытие результатов расследования кражи миллиарда, поддержка налоговой амнистии, строительство спорткомплекса Chișinău Arena, запуск программы гражданства за деньги и открытие заправок в зоне duty-free.

«Манипулятивные данные»
После недавнего назначения Октавиана Армашу главой Нацбанка Центр политик и реформ подвел своеобразные итоги трехлетней работы Армашу на посту министра финансов. В статье «Пять грехов Армашу» от 7 декабря глава центра Думитру Алайба описал главные, по его мнению, провалы министра.

Так, Алайба утверждает, что под руководством Армашу минфин активно дезинформировал общество о расследовании кражи миллиарда, сообщая о возвращении денег, хотя на самом деле из украденного миллиарда пока не вернули ни лея. «На сайте минфина информацию о процессе ликвидации трех банков, принадлежащих Илану Шору, представляли как „возвращение украденных активов“. С 2016 года минфин так показывал манипулятивные данные, что даже некоторые благонадежные организации проглотили наживку. Потому что трудно представить, что государственное учреждение представляет официальную, но лживую информацию», — пишет Алайба.

Он пояснил, что речь идет о деньгах от продажи имущества банков, а украденный миллиард никто не возвращает.

Табло под названием «Возвращение украденных активов», напомним, появилось на сайте министерства финансов в июне 2016 года. Власти обещали, что с его помощью можно будет онлайн наблюдать за тем, как возвращается выведенный из трех молдавских банков — Banca de Economii, Banca Socială и Unibank —миллиард долларов.

Данные в открывающейся таблице действительно ежемесячно обновляются. Например, к 1 декабря этого года три молдавских банка, из которых украли более 14 млрд леев (на тот момент около $1 млрд), вернули 1,736 млрд леев. Эти деньги вернули за счет взыскания долгов с клиентов этих банков и продажи активов должников и имущества самих банков. То есть, судя по данным минфина, непосредственно из украденных денег пока не вернули ни лея.

«Продвигает частные интересы вместо общественных»
Второй «грех» Армашу, по мнению Алайбы, — это две налоговые амнистии, раскритикованные, в том числе, внешними партнерами Молдовы. Эксперт объясняет, что, несмотря на то, что Армашу, вроде, не продвигал налоговую амнистию, но официально проект подготовило министерство финансов, а подписал его Армашу.

Алайба напомнил, что первая амнистия, предложенная спикером парламента Андрианом Канду, с треском провалилась благодаря настойчивости внешних партнеров Молдовы и гражданского общества. «А вторую, утвержденную парламентом летом этого года, приняли тайно, быстро, непрозрачно и без консультаций. […] Ее подписал Армашу, продвигая частные интересы вместо общественных. Например, легализация украденного миллиарда даст государству 3% комиссионных (своеобразный налог на амнистированный капитал, позже его увеличили в два раза, до 6%. — NM.), то есть $30 млн, остальные деньги узаконят и очистят», — подчеркнул Алайба.

Парламентское большинство, напомним, 26 июля в спешке утвердило налоговую реформу, которая включала амнистию капитала. Амнистию раскритиковал Международный валютный фонд, отметив, что она противоречит целям программы, которую проводит в Молдове МВФ. С критикой также выступили посольство США в Молдове, по мнению которого амнистия «узаконит воровство и коррупцию». Раскритиковали амнистию и делегация ЕС, и Всемирный банк.

Согласно закону об амнистии капитала, граждане Молдовы могут, заплатив налог 6%, добровольно задекларировать имущество, ранее не задекларированное и полученное благодаря экономическим операциям или экономической деятельности. Воспользоваться амнистией, согласно закону, не могут 19 категорий граждан: депутаты, министры, руководители Нацбанка, бывшие руководители трех ликвидируемых банков и те, кто брал в них кредиты, осужденные или подозреваемых в краже миллиарда и др.

Всем декларантам государство дало гарантии, что их не будут преследовать за неуплату налогов, а имущество не арестуют. В то же время власти пообещали при необходимости проверять источники происхождения задекларированных средств.

«Дорогой объект в бедной стране»
Третьим провальным решением Армашу Центр политик и реформ назвал решение выделить средства на строительство под Кишиневом многофункционального спортивного комплекса Chișinău Arena. По мнению Алайбы, непонятно, зачем населению бедной и коррумпированной страны такой инфраструктурный объект. «Минфин в рекордные сроки находит и выделяет необходимую для строительства сумму, а мы до сих пор не знаем, во что нам обойдется этот спорткомплекс», — отметил Алайба.

Он напомнил слова Армашу о том, что, если компания, которая будет управлять комплексом, не сможет получить достаточный доход, деньги инвестору вернут из бюджета. «Почему эта операция не подпадает под закон о госпомощи, Армашу не объяснил», — недоумевает эксперт и добавил, что «для защиты конкуренции государству запрещено финансово поддерживать частные компании, даже если оно в них выступает соучредителем».

Между тем строительство спорткомплекса, начавшееся в середине октября, находится в активной фазе, а один из субподрядчиков — компания Александра Фрая, племянника вице-спикера Валериу Гилецкого. Основной подрядчик строительства, напомним, турецкая компания Summa Group.

Согласно контракту, строительство Chisinau Arena полностью оплатит государство, а обойдется оно в €43 млн (более 825 млн леев). Вложенные частным партнером деньги государство вернет ему не сразу, а частями в течение 12 лет: в первый год €10 млн (192 млн леев), а затем ежегодно по €3 млн. При этом, по условиям контракта, Summa Group должна построить объект за один год. То есть фактически частный партнер прокредитует государство на длительный период. А залогом возврата денег станут 69 га земли, выделенных под Chisinau Arena.

Примечательно и то, что для строительства арены понадобится всего 10 га из 69 га, выделенных под проект. Остальные 59 га, как объяснили власти, должны пойти на «дальнейшее развитие зоны».

Как выяснил ранее NM, контракт составлен с большими рисками для государства потерять 69 га земли, выделенных под Chisinau Arena. Эта земля может достаться частному партнеру, если государство не выполнит свои финансовые обязательства. Кроме того, согласно контракту, партнер может перезаложить эту землю, взяв, например, под нее кредит, и если он его не отдаст, то земля отойдет кредитору.

Легализация криминальных денег
Еще одной ошибкой Армашу эксперт считает закон о предоставлении гражданства в обмен на инвестиции в экономику страны. По его словам, пока другие страны перекрывают подобные схемы легализации криминальных денег, как, например, Великобритания, Молдова эти схемы запускает.

«Этот проект критикуют и внешние партнеры, и гражданское общество. Transparency International указывает, что этот закон может превратить Молдову в страну, где преступники отмывают деньги. Армашу как глава минфина участвовал в этом вопросе», — отметил Алайба.

Напомним, что 11 июля министерство экономики Молдовы подписало контракт с консорциумом компаний MIC Holding LLC, Henley&Partners Holdings Ltd, Henley&Partners Government Services Ltd и Henley&Partners International Ltd. Заключение контракта на реализацию программы получения гражданства через инвестиции с консорциумом компаний, среди которых швейцарская Henley&Partners, фигурировавшая в расследовании убитой мальтийской журналистки Дафны Каруаны Галиции, вызвало большой резонанс и критику представителей гражданского общества.

Минэкономики между тем заявило, что планирует с помощью этой программы привлечь в Молдову в течение пяти лет €1,3 млрд.

АЗС с ущербом для бюджета
Пятым грехом Армашу названо его «несопротивление» решению открыть заправки duty-free на выезде из страны. «Этот проект повышает трансграничные риски, способствует контрабанде нефтепродуктов, наносит ущерб бюджету и, вероятно, продвигает интересы некоторых АЗС, потому что не у всех будет возможность воспользоваться этим», — считает Алайба. По его мнению, министр финансов должен был отклонить этот проект, но он, напротив, продвигал его.

Напомним, что поправку в законопроект минфина, разрешающую беспошлинную торговлю топливом в зоне duty-free, предложил во втором чтении проекта неприсоединившийся депутат Владимир Чернат. А сам законопроект касался лишь компетенции и ответственности руководителей бюджетных организаций и вводил правила управления их доходами.

Поправка прошла так незаметно, что парламент принял ее без всякого обсуждения, без заключения правительства и без антикоррупционной экспертизы. «Не заметил» ее и президент Игорь Додон, который спустя две недели после подписания закона пообещал журналистам перед промульгацией внимательно изучить «очень подозрительную» инициативу.

Позже президент назвал принятый закон «проблемой, которая проскочила». По его словам, в минфине тоже «не заметили» поправку, которая нанесет ущерб бюджету 1,5 млрд леев. По подсчетам экспертов, бензин на заправках duty-free будет на 37% (примерно на 7 леев) дешевле, чем на всех остальных заправках, а дизтопливо — на 27% (на 4,6 леев).

В середине октября советник президента по юридическим вопросам Максим Лебединский подал запрос в Конституционный суд о проверке конституционности «злополучной поправки».

В ответе на запрос NM о намерениях минфина в отношении АЗС в зоне duty-free в ведомстве подчеркнули, что поправку необходимо отменить, потому что она несет высокие бюджетные риски. «В то же время отметим, что министерство финансов внимательно следит и ждет решения Конституционного суда о контроле за конституционностью этой поправки», — сообщили в минфине.

По мнению Алайбы, назначение Октавиана Армашу на должность главы Нацбанка плохо скажется на независимости центробанка страны, которую он обрел в последние годы. «Армашу доказал, что он — человек послушный. Он вошел в правительство как технократ, но принимал крайне политические решения. На посту министра финансов он доказал свою преданность правящей партии. Почти три года он никак не сопротивлялся многочисленным сомнительным решениям, навязанным обществу Демократической партией», — считает Алайба.

«Во всех этих случаях у министра финансов была возможность действовать в защиту интересов общества, но он решил следовать частным интересам», — заключил глава Центра политик и реформ.

В ответ на просьбу NM прокомментировать обвинения Алайбы Армашу через пресс-службу Нацбанка назвал их «субъективным и тенденциозным мнением».

Автор : Наталья Мельник

Источник: newsmaker.md

Источник:

Прочитано: 1 169 раз(а)

Оставить комментарий

Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA