Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости 2 » 5.02.2014 Новости Кыргызстана. Как вы относитесь к погружению Бишкека в исламскую культуру?

5.02.2014 Новости Кыргызстана. Как вы относитесь к погружению Бишкека в исламскую культуру? 

Организация исламского сотрудничества (ОИС) и, в частности, одно из его структурных подразделений — Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ИСЕСКО) в 2014 году объявила Бишкек столицей исламской культуры. Не многие кыргызстанцы знают, что в ОИС, существующий с 1969 года, входят 57 стран, в том числе и Кыргызстан, а проект, в котором выбирается столица исламской культуры, проводится ежегодно с 2005-го. Эстафету в этом году Бишкек принял от города Медины (Королевство Саудовская Аравия).

1391493084_01

На брифинге, посвященном этому событию, министр культуры Султан Раев заявил, что Кыргызстан, хоть и светская страна, все же часть мусульманского мира. Он отметил, что подобный статус в СНГ уже получали Баку и Душанбе. В 2015-м столицей исламской культуры станет другой светский город — Алматы.

«У нас нет цели навязывать ислам. Это культурно-гуманитарный проект, в котором будут подниматься не религиозные вопросы, а мировые. Пройдут круглые столы, конференции, международный кинофестиваль», — сказал он. А ИА «24.kg»решило узнать у респондентов, как они относятся к погружению Бишкека в исламскую культуру.

Вячеслав Шаповалов, переводчик тюркской и европейской поэзии, этнополитолог, профессор:

- Я с глубочайшим уважением отношусь к великой религии и многовековому культурному феномену, именуемому ислам. Да, было время, исламская культура в невиданных масштабах опережала диковатое христианство Средневековья с его истерическими крестовыми походами. Но кочевники-берберы разрушили классический ислам уже много сотен лет назад, культуру Альгамбры вытеснили из Европы, Оттоманская империя поднять истинный дух ислама не смогла. И в последние столетия эта религия, которая раньше символизировала разум и гуманизм человечества, стала все более отсталой, агрессивной, а во второй половине ХХ века радикальный ислам схлестнулся с мировым терроризмом: эстафета истории от христиан перешла к мусульманам. Таковы, по крайней мере, самые общие мои представления об этом.

Отвечая на ваш вопрос, я не могу изгнать из памяти смертный приговор иранских исламистов, вынесенный писателю Салману Рушди за роман «Сатанинские стихи». Если помните, публикация шаржей на Пророка Мухаммеда вызвала необычайную вспышку агрессии по всему миру. Я глубоко осуждаю всех этих гнусноватых либералов — авторов и публикаторов карикатур на Пророка, но международная реакция мусульманских анклавов выглядит еще отвратительнее.

В целом тот ислам, который сегодня вернулся в Европу, это неприемлемая для меня идеология. Пусть это будет на совести тех бездарей и дураков, которые представляют правительства Евросоюза, с их прекраснодушной концепцией мультикультурализма, из-за которой торчат зубы дракона. И пока в исламском мире существуют, разрастаются и начинают доминировать аль-каиды, талибаны и прочие организации, пока в арабские террористы записывается наша молодежь (читали ведь о казахской семье?), для меня любые контакты добродушного, гостеприимного, дружащего с Небом-Тениром кыргызского народа с этим миром тревожны и опасны. Маленький Кыргызстан на краю талибановского вулкана слаб и беден, и никакая Россия (или, тем более, Америка) его спасти не в силах, если волны захлестнут нашу землю. И наши радикалы, которые доверчиво и увлеченно играют в эти мелкие спекулятивные игры, пусть знают: они никогда не станут местной религиозной аристократией — их обманут, они лишь топурак — прах, строительный материал для тех, кто придет из лагерей, готовящих боевиков. Неужели арабская весна нас не научила ничему?..

Все вышесказанное заставляет меня с величайшим недоверием смотреть на любые проекты, в том числе и бытие Бишкека в качестве столицы исламского мира. Что за этой красивой обложкой — я не рассмотрел. Но опасность постепенного захвата духовной власти очевидна. Собственно, власть почти уже захвачена…

И все-таки я люблю классическую исламскую культуру, поэзию Корана, музыку молитв, стрелы минаретов, разум и красоту. Но что сегодня прячется за всем этим?..

Дастан Бекешев, депутат Жогорку Кенеша:

- Ничего плохого в подобном мероприятии не вижу. Оно не направлено на пропаганду деструктивных действий, не имеет цели унизить людей другой веры. От того, что соберутся люди и будут обсуждать темы религиозного толка, хуже не будет. Напротив, я вижу пользу в духовном просвещении общества.

Кадыр Маликов, директор аналитического центра «Религия, право и политика»:

- Кыргызстан является полноправным членом Организации исламского сотрудничества (ОИС), как и другие страны ЦА и РФ в том числе. Соответственно, передача эстафеты Кыргызстану и объявление Бишкека столицей исламской культуры в 2014 году, на мой взгляд, имеет целый ряд полезных моментов с культурной и геополитической точки зрения. Это создает условия для проведения ряда культурных, образовательных и научных мероприятий с привлечением различных стран исламского мира, укрепления связей, привлечения инвестиций в интеллектуальное развитие, создания площадок для дискуссий, диалога и так далее. При этом главная стратегическая задача — максимально использовать эту возможность для обеспечения идейно-религиозной безопасности и стабильного развития Кыргызстана. Это все как нельзя лучше вписывается в инициативы властей объявить 2014-й Годом государственности, создать фонд развития духовной культуры «Ыйман» и другие.

Азиза Океева, директор Фонда Т.Океева:

- Каковы истинные цели провозглашения столицы исламской культуры и как с ними справились в других государствах, у нас не было информации, поэтому о характере инициативы трудно судить однозначно. Что нам ждать от этого сотрудничества? Прежде чем принимать этот статус, следовало посоветоваться со специалистами и с общественностью. На мой взгляд, все же следует разграничивать исламскую культуру, культурное наследие от учений ислама. Прежде всего, нужно иметь в виду культурный аспект, направленный на взаимообогащение именно культур. Задача статуса столицы исламской культуры мне видится в информировании международного сообщества, в том числе и исламского, о достижениях этого города в научном, образовательном и культурном аспектах. Но делать это следует умно, тонко, понимая всю щепетильность вопроса. Потому что мы все боимся воинствующего или «ползучего» ислама и его угроз. Чтобы в итоге не получилось необратимого эффекта в нашем слабом, но еще светском государстве.

Боря Глобус, радиоведущий «Ретро ФМ»:

- Отношусь к этому не более чем, как к очередному бесполезному мероприятию, имеющему туманные цели (о которых Раев не говорит). Ровно так же я отношусь ко всему, на чем написаны слова «духовный» и «культурный». Суета ради суеты. Искренне не понимаю, почему это кого-то волнует. В конце года пятидесяти, ста или тысячам человек в городе (включая самого мэра) задайте вопрос: «Что мы с вами приобрели в результате того, что Бишкек был столицей исламского мира?». Бессвязные обороты речи и потирание потных ладоней — вот единственный результат подобных инициатив. С чем мы и встретим 2015 год. Так что опасаться нечего, я считаю. Живите спокойно.

Шербото Токомбаев, психотерапевт:

- Я не считаю, что государство имеет право проводить дни какой угодно культуры с религиозным уклоном — исламской, шаманской, вуду, баптистской, дзенской и так далее. Потому что это дело частных лиц или общественных организаций, но не светского государства и не его министров.

Индира Асланова, религиовед, центр религиоведческих исследований при КРСУ:

- Если действительно имеется в виду только культурная часть религии, то, конечно же, в инициативе нет ничего плохого. Ислам, как самая универсальная религия, имеет много аспектов, и благодаря таким мероприятиям народ может получить больше информации о нем.

Орозбек Молдалиев, председатель Госкомиссии по делам религий:

- В последнее время так сложилось, что для нас ислам стали олицетворять малокультурные люди с бородой и в шароварах. Но у ислама богатые культурные традиции, у него разработаны и описаны все правила — поведения, воспитания детей, девочки или мальчика, этики. Наш земляк Жусуп Баласагын еще в XI веке в основу своей книги о жизнеустройстве положил исламские принципы.

Когда объявляют город центром исламской культуры, нужно проводить такие мероприятия, которые действительно отразят ее культурную сторону, а не так, чтобы вышел мулла, прочитал высоконравственные слова, и все. Так быть не должно. Нужно провести такие мероприятия, из которых человек может почерпнуть много полезной информации и понять, что экстремизм и терроризм противоречат исламу. Также нужно развеять миф о том, что ислам — это только намаз и Орозо.

Максат ажи Токтомушев, и.о. муфтия Кыргызстана:

- Неправильно понимать под исламом только намаз и священный месяц Рамазан. В нем достаточно и культурных ценностей, о которых нужно не только рассказывать, но и демонстрировать их. В исламской религии много воспитательных моментов. Кроме того, мы должны рассказывать, как относились к религии наши предки. Кыргызстан — многонациональная страна, и мы должны перед другими народами показать только хорошие стороны того, как дружно и сплоченно могут жить разные этносы и уживаться разные религии в одном государстве. От лица муфтията могу сказать, что мы поддерживаем инициативу объявления Бишкека столицей исламской культуры.

Эмиль Джумабаев, кинопублицист:

- Это замечательная идея. Ислам проник на территорию Кыргызстана вместе с арабскими отрядами еще в VII-VIII веках нашей эры. Такие сохранившиеся памятники, как Узгенские минарет и мавзолеи, башня Бурана, кумбез Манаса, Шах-Фазиль, Таш-Рабат, относятся к произведениям мусульманской культуры. Кыргызы стали принимать ислам 200-300 лет назад, и каким бы ни было качество кыргызского ислама, он уже часть нашего менталитета и мироощущения. В культурном отношении Кыргызстан — страна тенгрианско-мусульманская. Впрочем, это большая, крайне интересная тема. Но хочу заметить, что культуру ислама невозможно отделить от самой его доктрины, от коранического Откровения, иначе ее никогда не поймешь по-настоящему, адекватно и корректно. «Светский» ислам — это профанация, это то же самое, что «атеистическая религия». Думаю, что именно кыргызы, не будучи мусульманскими фанатиками и в то же время понимая, что такое традиция, могли бы предъявить наиболее привлекательный образ ислама — без западных искажений и лжи.

URL: http://www.24kg.org/perekrestok/170814-kak-vy-otnosites-k-pogruzheniyu-bishkeka-v.html 

Бишкек – ИА «24.kg», Каныкей МАНАСОВА, Мунара БОРОМБАЕВА


comments powered by HyperComments

Прочитано: 205 раз(а)
Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Карпенко
Игорь Васильевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Ермалавичюс
Юозас Юозович

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Фененко
Юрий Вячеславович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Волович
Николай Викторович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Царьков
Евгений Игоревич

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA