Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости 2 » 4.12.2013. Кыргызстан: обзор событий за ноябрь 2013

4.12.2013. Кыргызстан: обзор событий за ноябрь 2013 

Развитие событий в политической, экономической, социальной, а также других областях в стране имеет довольно динамичный характер. Несмотря на присутствующее давление СМИ на общественное мнение о возможности начала новых волнений в стране, чему во многом вторят внутриполитические процессы, тем не менее, общая ситуация в стране находится на стабильном уровне.

1386011004_logo2

            Внешняя политика

Премьер-министры Кыргызстана и России ЖантороСатыбалдиев и Дмитрий Медведев провели встречу, на которой обсудили вопросы трудовой миграции. Принимая во внимание новую миграционную политику российских властей в отношении иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья, премьер КРвыступил с инициативой по облегчению условий пребывания граждан Кыргызстана в России. В этой связи, было договорено, что компетентные органы двух стран начнут переговоры по этому вопросу в ближайшее время.

Вопрос трудовой миграции в России на сегодняшний день стоит ребром, подпитывая ксенофобские настроения и нетерпимость к приезжим в обществе. В течение последних двух лет миграционное законодательство, равно как и все связанные с ним аспекты были ужесточены, что позволяет на сегодня российским властям проводить тотальные проверки в крупных городах страны и депортировать трудовых мигрантов на родину. Наиболее часто депортируемые «гастарбайтеры» согласно статистике являются уроженцами Узбекистана, Таджикистана и Молдавии. Между тем, кыргызские власти пытаются добиться смягчения жестких норм в отношении своих сограждан, трудящихся в России. Разменной монетой в переговорах Кыргызстана и России по этому вопросу скорей всего будет заметный пророссийский крен официального Бишкека, а также продолжение лояльного Москве курса взамен на послабление рабочим-кыргызстанцам. Кремль, по всей видимости, имеет также свои козыри, к примеру – вхождение в Таможенный союз с минимальными требованиями по компенсациям. Недавний пример принятия таможенной тройкой государств «Дорожной карты» присоединения Кыргызстана к ТС без согласования с Кыргызстаном — довольно яркое тому подтверждение.

Относительно западного вектора внешней политики главной новостью стало вручение министром иностранных дел ЭрланомАбдылдаевым послу США в Кыргызстане Памелы Спратлен ноты о прекращении действия соглашения о ЦТП «Манас». Вывод американской базы из Кыргызстана на сегодняшний день является знаковым событием, т.к. множество разговоров и слухов по разным оценкам были причиной государственного переворота 2010 г. Принципиальную позицию Бишкека по вопросу размещения авиабазы США связывают с влиянием Кремля в стране, соответственно, лояльным пророссийским политическим курсом Кыргызстана. Тем не менее, Вашингтон попытается реанимировать утраченные позиции в стране, в связи с чем в среднесрочной перспективе следует ожидать определенную активность США в Кыргызстане. Необходимо отметить, что во время дипломатической процедуры по вручению/получению ноты, посол США позволила себе резкое высказывание, однако своего развития ситуация не обрела.

В Брюсселе состоялось проведение очередного заседания Совета по сотрудничеству между Кыргызстаном и ЕС. По итогам встречи Брюссель выразил заинтересованность в продолжении своего участия по таким вопросам как региональное сотрудничество, водно-энергетическая сфера, а также усовершенствовании избирательной системы Кыргызстана. К слову отметить, что Евросоюз стремится укрепить свое влияние в регионе, однако сферы интересов и подходы, взятые на вооружение ЕС не позволяют в полной мере конкурировать с РФ, КНР и США. Тем не менее, на сегодняшний день можно констатировать, что подходы к использованию трансграничных водных ресурсов в большей степени являются прерогативой деятельности Евросоюза, нежели какого-либо другого внешнего игрока в Центральной Азии. Планомерное продвижение зоны Европейской экономической комиссии (ЕЭК ООН) на восток – страны Центральной Азии с внедрением принципов ее работы, претендует на установление надзора за исполнением принципов Водной Конвенции 1992 г., что в политическом раскладе несет в себе довольно глубокий смысл.

Между тем, президент КР Алмазбек Атамбаев в рамках официального визита в Южную Корею провел ряд встреч с руководством страны, а также представителями крупного бизнеса. Президент Атамбаев призвал корейский бизнес инвестировать в экономику Кыргызстана, заверив их, что курс взятый на интеграцию со странами Таможенного Союза не будет противоречить сотрудничеству с партнерами в рамках ВТО. Также в ходе визита Атамбаев заручился поддержкой корейских властей по использованию наработок Южной Кореи в борьбе с коррупцией по программе ACRC (к слову удостоенная премией ООН в 2012 г.). Необходимо отметить, что борьба с коррупцией является одним из краеугольных камней политического курса Атамбаева и всей его команды, которая проявляется в преследовании ряда высокопоставленных госчиновников.

            Внутренняя политика

Особенностью режима Атамбаева в Кыргызстане является поднятие авторитета закона на высокий уровень, в связи с чем было заведено несколько громких дел в отношении ряда депутатов, министров, а также других госаппаратчиков. Последним громким делом в этой обойме стало задержание и водворение в СИЗО ГКНБ депутата парламента от партии «Ата-Журт»АхматбекаКелдибекова. Генеральная прокуратура возбудила уголовные дела по статьям «Коррупция» и «Злоупотребление должностным положением» в бытность председателя Государственной налоговой службы Кыргызстана. Отметим, что Келдибеков стал 9 по счету депутатом, на которого было Генпрокуратурой КР было заведено уголовное дело.

Между тем, задержание депутата вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Та часть общества, которая поддерживает взятый курс нынешних властей – с одобрением, особенно после обнародования списка имущества депутата, а также его состояния, составляющего по разным оценкам около 200 млн. долл. США. Оппозиция восприняла «дело Келдибекова» как политический заказ, а также с его деятельностью, связанной с продажей «Кыргызгаза», национализацией «Кумтора», соглашениями с Россией по энергопроектам в Кыргызстане. Необходимо отметить, что внушительный список имущества депутата и его жены, по всей видимости и стали основной причиной заинтересованности Генпрокуратурой личностью Келдибекова. Однопартийцы и коллеги-депутаты инициировали в парламенте слушания и совещания с необходимостью создания парламентской группы, однако дальше полемики дело не зашло. На малой родине АхматбекаКелдибекова (Алай – юг Кыргызстана) в его поддержку проводятся митинги, пикеты, а также краткосрочные акции по блокированию дороги Ош-Иркештам (ведущую в Китай). Таким поворотом событий не преминули воспользоваться уже бывший депутат КамчыбекТашиев, активно участвующий в народных акциях, несмотря на расхождение политических взглядов со своим однопартийцем.

Довольно интересным тем не менее, остается тот факт, что основной акцент в борьбе с коррупцией был поставлен на привлечении к уголовной ответственности лиц, не имеющих причастности к правящей\президентской партии, либо ее окружению. Принимая во внимание, что Келдибеков является 5 по счету депутатом партии «Ата-Журт», партия практически лишилась всех своих активных членов, представленных в парламенте. Существует версия, что самая многочисленная партия в ЖогоркуКенеше – 28 человек, должна таким образом быть «обескровлена» для восстановления статуса-кво «северными» после «южного» правления Бакиева и отголосками его режима. Более того, на сегодняшний день, такой вариант событий позволит легче решить проблему с золотодобывающим канадско-кыргызским предприятием «Кумтор», а также продажу России национального предприятия «Кыргызгаз».

На сегодняшний день, внутриполитическая конъюнктура в стране складывается таким образом, что президент Атамбаев идет вразрез с многими представителями власти и, как отмечают политические обозреватели, имеет свое видение на разрешение многих проблем, которое многих может не устраивать. В ходе своего визита в Корею, Атамбаев упомянул даже такие варианты как роспуск парламента Кыргызстана. В результате власть и общество сталкивается с такими проявлениями как митинги на Иссык-Куле и Оше. Депутаты понимают, что в любой момент их может постигнуть та же участь, что и их осужденных или находящихся под следствием коллег, вследствие чего та их часть нелояльная президенту будет разрабатывать альтернативные пути для обеспечения своей безопасности.

            Экономика

Экономическое положение в стране по-прежнему пребывает в затянувшемся кризисе. По словам первого вице-премьера КРДжоомартаОторбаева, в связи с выводом американской базы с аэропорта «Манас» доходы бюджета сократились уже на 61%. Принимая во внимание тот факт, что с авиабазы напрямую в бюджет поступало 61 млн. долл. США, а с учетом доходов связанных с ней различных компаний – 140 млн., по экономическим прогнозам в 2014г. бюджет не получит порядка 3,5 млрд. сомов. Разницу порядка 20 млрд. сомов, возникшую в связи с нестыковкой бюджета, планируется восполнить международными грантами и займами. С учетом занятой властями позиции по поддержанию бюджета, которое проявляется в большинстве случаев надеждой на финансовую помощь извне, задолженность государства имеет тенденция постоянного увеличения. Так, по прогнозам Министерства финансов КР по состоянию на 1 января 2014 г. размер внешнего долга Кыргызстана составит около 3 млрд. долл. США, что в процентном выражении соотношения к ВВП составляет 45%.

В сложившихся условиях, одним из факторов, поддерживающих экономику Кыргызстана, является перечисление денег трудовыми мигрантами, находящимися на заработках в странах ближнего и дальнего зарубежья. По оценкам НацбанкаКР, за 9 месяцев 2013 г. объемы перечислений составили 1,5 млрд. долл. США, а общегодовой объем ожидается не меньше 2 млрд. долл. (1,9 млрд. долл. в 2012 г.).Элементарное сравнение внешнего долга и ежегодных перечислений трудовых мигрантов позволяет представить размеры национального бюджета страны.

Кыргызские власти связывают большинство своих надежд по уменьшению долгового бремени страны с продажей Газпрому «Кыргызгаза» за символическую сумму в 1 долл., вместе с тем энергохолдинг взамен обещает инвестировать порядка 650 млн. долл. за 5 лет и улучшить имеющуюся газовую инфраструктуру в стране. Парламент данный проект воспринимает неоднозначно, аргументируя это добровольной потерей суверенитета, осуществляемой путем передачи стратегически важных объектов другому государству. Однако есть и сторонники. Практически аналогичная ситуация складывается вокруг национализации золотодобывающей компании «Кумтор», которую Атамбаев и его команда предлагает национализировать с переходом Кыргызстану 67% акций вместо имеющихся 33%. Существует порядка 14 вариантов сотрудничества Кыргызстана с «ЦентерройГолд» — фирмы-держателя контрольного пакета акций. Последние переговоры привели стороны к обоюдной форме взаимодействия, строящейся по принципу 50/50. По всей видимости, до конца 2013 г. стороны придут к какому-либо компромиссу, в ином случае кыргызские власти будут продолжать играть на противоречиях с канадской стороной. Многие отечественные эксперты полагают, что от национализации месторождений Кыргызстан не выиграет поскольку в финансово-материальном плане просто не потянет разработку золотых руд. И в этом случае, весь развернутый сценарий вокруг соглашений по «Кумтору» является элементарной попыткой выторговать дополнительные экономические преференции правящим элитам.

Гидроэнергетические вопросы, которые на сегодняшний день, формируют сферу национальных интересов первостепенного плана, планомерно находят свое развитие в совместной российско-кыргызской работе. Так, стало известно о стоимости строительства каскада из четырех ГЭС (Верхний Нарын), которая по состоянию на сегодняшний день составила порядка 730 млн. долл. США, а прогнозируемая цена на начальном этапе разработки ТО была 400 млн. долл. США. Удорожание проекта объясняют тем, что были взяты за основу цены 2009 г., но после перерасчета на нынешние цены увеличение стоимости составляет почти 80%. Отметим, что строительство ГЭС в Кыргызстане призвано без должного контроля стать бездонной «кормушкой» для лиц, причастных к реализации проекта. И с учетом обширной антикоррупционной кампании, проводимой властями, ее успешность/формальная декларативность будет наглядно доказана в ходе осуществления гидроэнергетических проектов.

Анализ событий за ноябрь в Кыргызстане показывает, что в стране несмотря на сравнительную транспарентность в работе госаппарата (в сравнении с остальными странами ЦА) вакуум между гражданским обществом и властью все больше увеличивается. В результате этого парламент, правительство и аппарат президента занимается в большей степени политическими и аппаратными вопросами, представляющий для них интерес прежде всего в упрочнении позиций, а также извлечения политических и материальных выгод из этого. Высокая политизация различных вопросов в Кыргызстане наблюдается практически на всех уровнях, включая широкий срез гражданского общества. Причем желание отстоять свою гражданскую позицию и политические взгляды зачастую превалирует над необходимостью работать и повышать собственное финансово-материальное положение в независимости от баланса внутриполитических сил. Если взять в учет, что Кремль может не согласиться с Бишкеком по облегчению положения трудовых мигрантов в России, их обратный отток в Кыргызстан прямым образом отразится на денежных перечислениях из зарубежа, а соответственно и экономическом положении государства.

Аналитический отдел «Prudent Solutions»

http://analitika.org/kyrgyzstan/kg-gov/2634-kyrgyzstan-obzor-sobytiy-za-noyabr-2013.html


comments powered by HyperComments

Прочитано: 157 раз(а)
Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                              Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Карпенко
Игорь Васильевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Ермалавичюс
Юозас Юозович

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Фененко
Юрий Вячеславович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Волович
Николай Викторович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Царьков
Евгений Игоревич

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС

Создание сайта агентство IR MEDIA