Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости 2 » 4.12.2013. Газета «ПРАВДА». За Сталина!

4.12.2013. Газета «ПРАВДА». За Сталина! 

История противостояния агентов абвера и контрразведчиков НКВД представлена на телеэкране в жанре фэнтези.

picture2

Минувшая теленеделя была ознаменована бурно разрекламированной премьерой восьмисерийки «Убить Сталина». Как видим, интерес телевизионных заправил к тому периоду советской истории, который называют сталинским, к личности вождя не угасает. Впрочем, не очень-то это радует. Потому что вместо правды о Сталине нам, как правило, преподносят более или менее злонамеренные, но неизменно искажающие настоящую правду версии.

ВСПОМНИМ, НАПРИМЕР, созданную в 1993 году Михаилом Туманишвили нелепую ленту «Завещание Сталина», в которой рассказана фантастическая история о том, как некий адвокат Иван Сташков узнаёт от умирающего отца, бывшего телохранителя Сталина, о якобы бесценной сохранённой им реликвии — неизвестном завещании Сталина, случайно попавшем в его руки. Подделав документ, персонаж, придуманный сценаристом Анатолием Шайкевичем, объявляет себя… незаконнорождённым сыном Иосифа Виссарионовича. Мало того, у самозванца появляется множество сторонников, и он выдвигается… кандидатом в президенты России. Что ж, «лихие 90-е» увлекли своей лихостью и наиболее экзальтированную часть кинематографического сообщества.

Не столь лих, но тоже достаточно фантастичен многосерийный «Товарищ Сталин», вышедший осенью 2011 года на НТВ. Тут сюжет построен на истории лейтенанта МГБ Егора Козлова, который волею судеб оказался в ближайшем окружении Сталина на ближней даче в последние три месяца жизни Иосифа Виссарионовича (декабрь 1952 г. — февраль 1953 г.). В фильме предложена одна из версий покушения на Сталина, причём главным заговорщиком показан Михаил Андреевич Суслов. И, разумеется, экранная действительность целиком погружена в зловещую атмосферу стукачества и доносительства. Особая примета этой ленты: в роли Сталина выступил действительно выдающийся актёр Сергей Юрский, что, впрочем, ни ему чести не сделало, ни фильму, так и оставшемуся на уровне проходной конъюнктурной поделки.

Попытка прицепить образ Сталина к «дьявольской» истории была сделана даже при экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», сделанной режиссёром Юрием Карой в 1994 году, но долго (до 2011-го) не выходившей на экран — прежде всего из-за разногласий режиссёра и продюсеров.

Что же предлагает нам Сергей Гинзбург — постановщик «Убить Сталина», до того приложивший руку к фильму «Сын отца народов», посвящённому драматической истории жизни сына Иосифа Виссарионовича — Василия. Режиссёр, кстати, считает, что Сталин сегодня — модный персонаж (только и всего?). Действие фильма, анонсированного как исторический детектив, происходит осенью 1941 года, когда немецкие войска подступили вплотную к Москве. Советская разведка получила сведения о том, что гитлеровцы собираются организовать покушение на Сталина, приурочив его к параду на Красной площади 7 ноября. Для выполнения задания сформирован спецотряд из лучших офицеров абвера, внедрённых в ряды красноармейцев.

Историзм этой истории, впрочем, под вопросом: режиссёр не скрывает, что никаких документальных свидетельств именно такого покушения, попытка которого воспроизведена на экране, сценарной группе обнаружить не удалось, пришлось довольствоваться предположением, что нечто подобное вынашивалось гитлеровским руководством. Что ж, тем лучше: полный простор для творческой фантазии создателей фильма.

На этом просторе и разворачивается экранное действие, главной пружиной которого становится противостояние руководителя немецкой группы диверсантов — в исполнении Михаила Пореченкова — и капитана госбезопасности Ивана Бережного, сыгранного Александром Домогаровым.

Интрига усложняется тем, что в неких секретных советских лабораториях ведётся якобы разработка фантастического вещества, с помощью которого можно увеличить силу любого взрывного устройства в несколько десятков раз. Когда вещество практически готово и прошло первые испытания, оно исчезает из лаборатории — и это новая головоломка, вернее, ложный след для команды Бережного.

Подобных искусственных ложных следов в сюжете фильма немало, что делает его чрезмерно громоздким, путаным, а местами настолько пунктирным, что зрителю трудно уследить за развитием фабулы. Лишь в последних двух сериях режиссёр, что называется, берёт быка за рога и приступает к главному — непосредственно к покушению.

Очевидна постановочная сложность работы по воспроизведению реалий Москвы того времени. Частично она удалась — облик города и персонажей убедителен. А вот погрузить эти реалии в тревожную прифронтовую атмосферу не получилось. Порой возникает ощущение, что действие происходит в глубоком тылу. Уместно вспомнить, как блестяще была решена эта задача в классических «Семнадцати мгновениях весны».

Реклама фильма как выдающегося якобы телепроизведения базировалась на популярности исполнителей главных ролей — Пореченкова и Домогарова. Однако достоинства этих актёрских работ сильно преувеличены. Каждый, в сущности, остаётся в привычных рамках своего амплуа: первый — обаятельного драчуна с пудовыми кулаками, второй — драматического супермена с печальными глазами. Оба очень стараются, но надуманный сюжет не даёт им возможности развернуть свои актёрские дарования. Очевидно, однако, что за противостоянием этих вроде бы равновеликих персонажей проглядывает явное намерение режиссёра протащить любимую антисоветчиками мысль об одинаковой правоте в той войне обеих сторон, о том, что фашизм и социализм — две стороны одной медали. Порочная в основе своей идея не способна, видимо, обрести сколько-нибудь совершенную художественную форму.

В прессе фильм окрестили военным фэнтези, и это, пожалуй, адекватная жанровая его характеристика. Возникает вопрос: почему и для чего это делается? Не потому ли, что перевод сравнительно недавней, ещё вполне горячей для нашей памяти военной истории в область фантастики открывает богатейшие и вроде бы художественно оправданные возможности для весьма произвольных её интерпретаций с целью что-то заретушировать, что-то выпятить и в целом представить советскую действительность в крайне негативном свете? Возможно, «Убить Сталина» станет первым в ряду клеветнических поделок именно этого жанра.

В то же время образ Сталина в исполнении Анатолия Дзиваева в фильме лишён тех демонических злодейских черт истукана в мундире генералиссимуса, которыми наделяли его создатели других постперестроечных лент. Режиссёр пытается очеловечить его, и в финальных эпизодах это ему удаётся. Что ж, спасибо и на этом.

И ещё за одно хочется поблагодарить режиссёра: вольной волею или нехотя, но он напомнил российскому телезрителю о том, что тщательно скрывают от него нынешние горе-идеологи. О том, что парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, с которого войска уходили непосредственно на фронт и который сегодня пытаются сделать главным событием, связанным с этой датой, на самом-то деле был, конечно же, посвящён 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Уже одно это дорогого стоит.

Владимир ВИШНЯКОВ.

Источник: «Правда»  03.12.2013

http://gazeta-pravda.ru/content/view/16488/34/


comments powered by HyperComments

Прочитано: 174 раз(а)
Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Карпенко
Игорь Васильевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Ермалавичюс
Юозас Юозович

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Фененко
Юрий Вячеславович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Волович
Николай Викторович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Царьков
Евгений Игоревич

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA