Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости 2 » 28.11.2013. Газета “Правда”. Борьба за лакомый кусок.

28.11.2013. Газета “Правда”. Борьба за лакомый кусок. 

img_ATvlh6Туркмения собирается совершить прорыв в экономике. Столь амбициозные планы, заявляют в Ашхабаде, позволят стране выйти в региональные лидеры. Почему республика, столь зависимая сегодня от экспорта природного газа, решила диверсифицировать свою экономику и не встретит ли эта стратегия препятствий со стороны внешних сил?

 

ОСНОВУ экономики Туркмении на сегодняшний день составляет добыча природного газа. Относительно разведанных запасов «голубого топлива» данные самого Ашхабада (25 триллионов кубометров) и зарубежных экспертов (17,5 триллиона, если верить корпорации «Бритиш петролеум») сильно расходятся, но всё равно ставят республику в число мировых рекордсменов. Больше газа только в недрах России и Ирана. Попасть в тройку лидеров Туркмении позволило открытие гигантского месторождения «Галкыныш», являющегося одним из крупнейших в мире. Добыча газа здесь уже началась. К настоящему времени пробурено более двадцати эксплуатационных скважин, а к концу года планируется начать добычу сырья в промышленном режиме. Работы на «Галкыныше» ведут компании из Китая, Объединённых Арабских Эмиратов и Южной Кореи, однако свою заинтересованность в присоединении к проекту уже выразили инвесторы из Турции, Евросоюза и США. В этом нет ничего удивительного: столь лакомый кусок приковывает к Туркмении взоры самых влиятельных мировых игроков.

А вот в том, что касается экспорта природного газа, республика пока не достигла даже уровня двадцатилетней давности. Если в конце 1980-х годов Туркмения поставляла более 80 миллиардов кубометров, то сейчас — лишь около 70 миллиардов. Поэтому главной стратегической целью туркменских властей является поиск покупателей для своих немалых запасов «голубого топлива». И вот здесь Ашхабад оказывается в самом центре геополитических интересов различных держав.

До развала Советского Союза добываемый в стране газ транспортировался в другие республики СССР, прежде всего в РСФСР, на Украину, в республики Средней Азии и Казахстан. Северное направление (газопровод «Средняя Азия — Центр») было практически единственным до недавнего времени, пока ухудшение отношений с Россией (так называемый газовый конфликт 2009 года, вызванный сокращением закупок Газпромом туркменского газа) не подтолкнуло Ашхабад к поиску новых партнёров. Ими оказались прежде всего Иран и Китай. Туркмению и Иран в 2010 году связал газопровод «Довлетабад — Хангеран», проектная мощность которого составляет 20 миллиардов кубометров в год.

Ещё более внушительным оказался проект по экспорту углеводородного сырья в Китай. Связавший два государства газопровод был торжественно открыт в декабре 2009 года, а уже по итогам 2012-го Туркмения стала крупнейшим поставщиком газа в Поднебесную. «Голубое топливо» из центрально-азиатской республики покрывает потребность КНР на 51,4%. Для сравнения, доля следующего за Туркменией поставщика — Катара — втрое меньше (16%). Для Китая, чья стремительно растущая экономика сильно нуждается в углеводородном топливе (достаточно сказать, что всего за 4 года импорт природного газа в КНР вырос почти в 10 раз — с 4 до 40 миллиардов кубометров), сотрудничество с Ашхабадом имеет стратегическое значение. В ближайшие годы планируется увеличить поставки «голубого топлива» из Туркмении в Китай втрое — до 65 миллиардов кубометров. При этом значительная часть сырья в газопровод будет поступать с упомянутого выше месторождения «Галкыныш».

Тесные связи Ашхабада с Китаем и Ираном вызывают плохо скрываемое раздражение на Западе. Неудивительно, что резко активизировавшееся сотрудничество Туркмении с этими странами породило ответные действия. США в последнее время усилили давление на туркменский режим. Вашингтон настаивает на переориентации экспортных потоков. С этой целью реанимирован заглохший было проект ТАПИ (газопровод Туркмения — Афганистан — Пакистан — Индия), также имеющий виды на месторождение «Галкыныш». Прямым лоббистом этой идеи выступает госдепартамент США. Помощник госсекретаря Роберт Блейк в июне этого года побывал в Ашхабаде, где провёл переговоры с руководством Туркмении по вопросу осуществления проекта ТАПИ.

Евросоюз, со своей стороны, активно продвигает идею строительства Транскаспийского газопровода, по которому «голубое топливо» будет поступать в европейские страны. Осенью прошлого года Еврокомиссия получила мандат на ведение переговоров с Ашхабадом.

Туркмения оказалась в непростой ситуации. Практически даровое богатство, лежащее под землёй, грозит стране серьёзными проблемами. Пока Запад ведёт борьбу за туркменскую нефть экономическими и дипломатическими методами. Но никто не может дать гарантии, что завтра в ход не будут пущены иные инструменты. Подобные тем, которые были использованы в 2003 году в Ираке. Благо, поводов для этого много.

Запад не устаёт обвинять Туркмению в нарушении прав человека. И в последнее время вал критики только усилился. На специальной сессии Совета по правам человека ООН в апреле этого года западные страны обрушились с резкой критикой на Ашхабад. Представители США обвинили туркменский режим в применении пыток, преследовании оппозиции, религиозных и этнических меньшинств, в отсутствии условий для свободной работы журналистов. Ряд стран и вовсе выступили с предложением направить в Туркмению наблюдателей для расследования предполагаемых нарушений прав человека. В результате ООН настоятельно рекомендовала властям республики в кратчайшие сроки исправить ситуацию.

Очевидно, в Ашхабаде осознают серьёзность создавшегося положения. Именно с учётом этого фактора нужно рассматривать обнародованный в конце лета государственными СМИ масштабный проект диверсификации экономики Туркмении. Три четверти валового национального продукта формируется за счёт топливно-энергетического комплекса, экспорт газа обеспечивает львиную долю валютной выручки страны. А это порождает зависимость республики от внешнеэкономической конъюнктуры, делает Ашхабад уязвимым от колебаний цен и направленных спекуляций на глобальном рынке.

Вот почему, помимо развития добывающего сектора, разработанная Институтом стратегического планирования и экономического развития Туркмении программа модернизации делает упор на перерабатывающую промышленность. В частности, планируется развивать химическую промышленность (намечено строительство заводов по производству карбамида, метанола, калийных удобрений), производство стройматериалов, лёгкую и пищевую промышленность. Отдельное внимание уделено отечественной металлургии, развитие которой началось в 2009 году с ввода в строй металлургического завода в Овадандепе. В документе указана и главная цель модернизации экономики — импортозамещение, то есть снижение зависимости Туркмении от поставок из-за рубежа и внешнеэкономической конъюнктуры.

В случае реализации программы положение Ашхабада, без сомнений, укрепится, и оказывать на него давление станет не так-то просто. Поэтому в ближайшее время следует ожидать усиления нажима на Туркмению со стороны Запада. Независимого курса от кого бы то ни было там не терпят.

Сергей КОЖЕМЯКИН. (Соб. корр. «Правды»). г. Бишкек.

Источник: “Правда”  28.11.2013

http://gazeta-pravda.ru/content/view/16447/34/

Прочитано: 682 раз(а)

Оставить комментарий

Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA