Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости 2 » 28.10.2014 Новости КПБ. КАМО ГРЯДЕШИ?!?

28.10.2014 Новости КПБ. КАМО ГРЯДЕШИ?!? 

192«Вестницей Зевса» поэтично называли волю народа древние греки. «Voluntas populi suprema est» (воля народа – это высший закон) – чеканно формулировали древние римляне. «Народное волеизъявление – высший закон, референдум – высший способ выражения воли народа!». Будем исходить и из того, что элементы общественного устройства, как и основания для его перформатирования, имеют прямые и обратные, непосредственные и опосредованные связи и взаимовлияния в общем процессе общественного развития. Но…

События на Украине показали, сколь сильным может быть воздействие СМИ на умы людей. Оказалось, что в начале ХХI века массмедиа способны «отключить» у десятков миллионов людей критическое восприятие действительности, во что еще недавно сложно было и поверить.

Известно: с самого момента своего появления СМИ выступают инструментом политического влияния на общество, средством и условием реализации и достижения политических целей. А «отключать» критическое восприятие действительности СМИ научились еще лет так 60-70 назад. Мы живем в эпоху, когда информация свободно циркулирует и пересекает любые государственные границы, когда можно просто потеряться перед обилием источников информации. Но эффект «отключения» мышления все равно работает и приобрел еще более масштабный и глубокий характер, чем прежде.

Почему же это происходит? Во-первых, СМИ сейчас работает несравненно изящнее, чем прежде. В этом им помогло использование достижений психологии, социологии, нейрофизиологии. Массмедиа ушли от прямолинейной пропаганды в пользу формирования такой «картинки», которая побуждает, аккуратно, но настойчиво подталкивает людей к определенным выводам. Но выбор как бы остается за самими людьми. Это очень важно! Ведь когда люди убеждены, что сами пришли к определенным выводам, то они очень ими дорожат, они за них держатся.

Во-вторых, не надо преувеличивать роль Интернета и социальных сетей. Все-таки именно телевидение продолжает играть центральную роль в формировании картины мира. А с владельцами основных телеканалов власть может договориться или же заставить их следовать определенной линии освещения.

В-третьих, подавляющее большинство людей (от 60 до 95 процентов – в зависимости от страны и ситуации) вообще не интересуются политикой или интересуется крайне слабо. Тем самым они доверяют кому-то другому формировать собственные представления о политике. Но если люди не хотят разбираться в происходящем, если им лень думать – а таковых подавляющее большинство, – то стоит ли удивляться, что они безропотно и даже с удовольствием потребляют информационный фастфуд, который подсовывает телевидение.

Самый важный секрет манипулирования предельно прост и в своей простоте трагичен: люди НЕ против того, чтобы ими манипулировали. Более того, им это даже нравится, ибо освобождает от необходимости думать и формировать собственное мнение (Отключение смысла. – «Литературная газета», 2014. – 21–27 мая).

Люди, организации и страны в своих поступках, в своем поведении движимы ограниченным перечнем мотивов и стремятся к ограниченному набору целей. Иначе говоря, понимание действий отдельно взятого человека или организации вовсе не бином Ньютона. Но поскольку людей, организаций и стран множество, то их мотивы, поведение и цели неизбежно вступают во взаимодействие и конфликтуют. В результате возникает некий хаотический поток. Те, кто посильнее, могут добиться в этом хаосе преимуществ и даже попытаться внести в него некоторую упорядоченность. Но надолго это не удается, хаос все равно берет верх.

Теракты в США 11 сентября 2001 года открыли эпоху «мятежевойны», наступление которой предсказал еще в начале 60-х годов ХХ века русский военный ученый-эмигрант Евгений Месснер. Он выявил принципиальные особенности этого явления, среди которых: отсутствие линий фронта и четких границ между противниками; превращение общественного сознания в основной объект воздействия; пространство войны становится четырехмерным (к трем традиционным добавляется информационно-психологической измерение). Ответы на стратегию «мятежевойны» стала концепция «сетевого противоборства». В точном соответствии с тезисами тогдашнего министра обороны США Дональда Рамсфельда операция американских войск в Афганистане во многом является полигоном испытания принципиально новой оперативной концепции ведения противоборства, известной из зарубежный источников как «сетевая война» (network-centicwarface – NCW). Новый взгляд на угрозы ХХI века заключается в том, что в будущем основная угроза будет исходить не от регулярных армий разных стран, а от всевозможный террористических, криминальных и других организаций, участники которых объединены в некие сетевые структуры (См. подробнее об этом: Сергей Гриняев. «Сетевая война» по-американски. – «Во славу Родины», 2002. – 29 мая).Любителям конкретики рекомендуем еще один материал (Евгений Кононович. Теория управляемого хаоса: как это делается кто за ним стоит? – «Народная газета», 2011. – 13 верасня). И вот какие выводы из этого следуют.

Во-первых, человеческая жизнь, скорее хаотична, чем упорядочена, особенно в России. Говоря академическим языком, мы постоянно находимся в ситуации фундаментальной неопределенности. Но это же – фундаментальная неопределенность – относится и к политике, и к международным отношениям.

Во-вторых, хаос невозможно объяснить, в нем можно лишь научиться жить, адаптироваться к нему и гибко реагировать на постоянно возникающие новые вызовы.

В-третьих, в хаосе принципиально нереализуемы никакие сложные и изощренные планы. Значит, планы должны быть гибкими и по возможности простыми.

В-четвертых, конспирология как модель объяснения мира принципиально ошибочна. Ибо то, что она принимает за сложную игру и коварный замысел, на деле не более чем стечение обстоятельств.
В-пятых, самый эффективный способ объяснения мира был сформулирован еще в XIV веке францисканским монахом. Называется он «бритва Оккама» и гласит: не следует умножать число сущностей сверх необходимого. Иначе говоря, самое простое объяснение чаще всего и является самым верным. Поэтому не стоит искать заговора там, где для объяснения хватает человеческой глупости и тщеславия, подлости и жадности.

Возникает вопрос: какие условия необходимы для достижения успеха в информационно-психологической войне? Необходимы мощные СМИ, в первую очередь телевизионные, на которых работают профессиональные команды новостников и руководство которых лояльно своему государству. Очень важно также знать общество, к которому обращаешься, представлять себе его мифы, стереотипы и ожидания. Послание, которое медийная машина направляет обществу, должно эксплуатировать его культурно-исторические стереотипы и предрассудки, соответствовать массовым ожиданиям. Плюс к этому крайне желательно иметь опыт ведения информационно-психологических войн. На Западе он несравненно больше, чем у нас. Достаточно напомнить, как тщательно и долго подготавливалось западное общественное мнение к военной кампании НАТО против Югославии в 1999 году и к вторжению западной коалиции в Ирак в 2003 году…

Как тут не вспомнить статью «Демагогия и провокация» великого философа-изгнанника Ивана Ильина. Читаем:

«1. В тех странах, где народные массы не обладают ни достаточным политическим развитием, ни достаточной политической организованностью, народное правление приводит с собой целый ряд дурных, болезненных явлений, которые можно обозначить так: политическая нечестность пользуется темнотою народа…

7. Политическое воспитание народа состоит прежде всего в том, чтобы научить народ самостоятельно думать о государственной жизни, понимать ее задачи и самостоятельно действовать во имя ее целей…

19. Политическая сознательность и организованность постепенно искореняют и демагогию, и провокацию…» (Цит. по:«Москва», 1991. – № 9.).

Заодно вспомним период «гласности» в СССР со всеми его последствиями. И, видимо, не только его. Украинские события поучительно засвидетельствовали, как традиционный недостаток российских СМИ – зависимость от государства – в острокризисной ситуации превращается в достоинство. Судя по всему, это стало неприятным сюрпризом для американцев. При этом в России упор делается на недопущение неприемлемых и альтернативных точек зрения. На Западе их вытесняют в своеобразное информационное гетто – маргинальную прессу и маргинальное телевидение. Вытеснение технологически сложнее, чем удушение, но зато оно значительно гибче и эффективнее. Массовое сознание Запада в целом уверено, что оно имеет дело со свободной прессой, стоящей на защите общества. Но так ли это?

Информационные войны стали неотъемлемой частью человеческой истории. Да, увеличиваются их масштабы, растет интенсивность, глубина проникновения, разрабатываются все более изощренные методы влияния на сознание и подсознание человека. Но ведь прогресс человечества – это прежде всего прогресс его оружия. В этом смысле ничего исключительного в историю информационные войны не внесли.

Если обратиться к истории, то придется признать, что вершиной сетевой политики, на мой взгляд, является разрушение СССР – сверхдержавы середины ХХ века, сокрушившей фашизм, вышедшей в космос, но оказавшейся совершенно беззащитной перед скрытой работой внутренних сетевых сообществ (собственной «закулисной», как сказал бы упоминавшийся философ Иван Ильин).

Что касается наших дней, то сегодня мы стоим перед фактом расцвета сетевых проектов. В мировоззренческом плане, конечно, дело идет о едином культурно-политическо-экономическом суперпроекте. Несущими конструкциями этого проекта выступают прежде всего транснациональные финансово-промышленные группы, обладающие контролем над ресурсами и все более склоняющиеся к экономике спекулятивного, а не производственного типа. Такова, например, финансовая империя Сороса, оперирующая «чистыми дензнаками».

Мощную поддержку такого рода практикам оказывают международные информационные сети вроде глобального телевидения или Интернета, проецирующие свои ризомы («кусты», «границы», лишенные центральной точки отсчета) на ровные бескачественные смысловые плоскости, где люди и вещи уже не имеют своего естественного места, а лишь отражаются (играют) друг в друге.
Чего нет в электронном поле, того не существует – это нынче не шутка, а суть дела. Такова сегодня сетевая интеррелигия и интеркультура («сетература»), в культуре которых в принципе снимается различие между светлым и темным, добром и злом.

Виртуальная реальность электроника – это жесткое дисциплинарное поле производства управляемой людской массы, находящееся под стратегическим контролем анонимной сетевой власти. Французский культуролог Ги Дебор назвал это «обществом спектакля», где любая жизненная коллизия, вплоть до геноцида и войны («война в заливе») подается как материал для зрелища.
Кажется такой спектакль (к примеру, митинги) тщательно режиссируется именно на уровне подачи, снабжаясь соответствующими либеральными лозунгами, музыкально-танцевальной рок-оснасткой и т.п.

Более того, даже нелиберальные общественный силы (например, коммунисты и часть националистов), включаясь в подобный коллективный перфоманс, работают не столько на себя (то есть на свои программные цели), сколько на него (См.: Александр Казин. Под сетью. – «Литературная газета», 2012. – 4-10 апреля. – С. 3). В результате партийные структуры кажутся в сетевом контексте чем-то безнадежно устаревшим…

В этом состоит стратегия – средствами политического спектакля разрушить любую духовно-ценностную вертикаль, традиционно лежащую в фундаменте государственности.

Задумываясь о будущем такого политического и культурного спектакля, можно предположить следующее. Уже в ближайшие десятилетия весьма вероятна перспектива жесткого «сетевого тоталитаризма», то есть нового мирового порядка. Старомодное различение верха/низа может быть окончательно блокирована спекулятивными играми, ненавязчиво встраивающими человека в социально-компьютерную систему.

Признаем: у субъекта исторического действа нет иного выхода, кроме демонстрации собственного ума, взвешенного критицизма, учета традиций и понимания всеобщей связи явлений и событий. Многим стало понятно: чтобы оправдать бандитский капитализм, был демонизирован русский коммунизм. И был сделан вывод: все национально ориентированные силы (к сожалению, умело «руководимые») должны объединиться. Только в этом случае мы сможем превратиться из (прости господи) электората в народ, способный защитить собственную страну и свое будущее.

Единственная надежда на ограничение власти «сетевых волшебников» – опора на традиции и исторический опыт народа.Надежда на то, что он, этот опыт, не даст превратить себя в политические игры нигилистического меньшинства, не даст превратить себя в массовку интернет-мошенников, манипуляторов.

Вселяет оптимизм то обстоятельство, что нашествие социальных и культурных призраков и фикций обострило тягу людей к настоящему и подлинному. В том числе людей молодых. Но… новое поколение зачастую опирается на антисоветскую пропаганду, культивируемую телевидением, не знакомо с альтернативными взглядами на прошлое. Радзинские, парфеновы, млечины, сванидзе особое внимание уделяют словесным внушениям, формирующим рефлекс равнодушия к судьбам своей страны и своего народа. Когда в человека впихивают, вбивают, грузят тонны информации, ему ненужной, праздной, глупой, память рушится под непосильной ношей новостей. Уходит осмысление, размышление, жизнь превращается в одни рефлексы, которые культивируют опытные телеведущие. Изолганные исторические факты эти господа и иже с ними выдают не в виде собственных гипотез и предположений, нет, они программируют наши мозги абсолютной уверенностью – «так было!». Следом в подсознание человека в хорошо унавоженную почву беспамятности, исторического космополитизма, отстраненности от боли и бед родной страны проникают словесные матрицы апатии и безразличия (См.: Татьяна Миронова. Как переписывают «тексты душ». – «Правда», 2009. – 28-29 апреля. – С. 4).

Однако интеллектуальная чиновничья обслуга отечественной олигархии, вогнавшая страну в кризис, сегодня уже не способна скрыть своего банкротства. Народы постсоветских государств не спешат предать забвению такие важнейшие принципы морали, как коллективизм, взаимопомощь, справедливость, совестливость, сострадание… Это говорит о том, что пока культурная традиция жива, она остается одним из главных препятствий на пути капитала к его безграничной власти. И напрасно нынешнее руководство России и обслуживающая его «элита» отмежевываются от огромного исторического опыта, который предоставляет им советская эпоха. Напомним: «мы можем управлять только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает (Ленин). Все видят: как бы сейчас ни опошляли творческое наследие советских времен невежды от культуры, ничто сегодня не может стать в один ряд с созданными тогда произведениями литературы и кинематографии, других областей искусства.

Мы помним, что Россия до 1917 годы тоже была бастионом реакции. И мало кто верил тогда, что именно этой стране суждено показать человечеству путь к социализму, к новому типу общества.
Убежден, что в очередной раз утверждаю: память об общем прошлом, уважение к нему, общее понимание опыта Отечества, общее отношение к героям, победам и поражениям – это то, что формирует самосознание народа, его представление о себе, своих возможностях, своем будущем. Нельзя жить и создавать что-либо на исторической пустоте. Кто самого себя не уважает, тот не может уважать других. Того и другие уважать не будут.

…Проницательные люди еще в позапрошлом веке пророчили (Достоевский в «Подростке»): наестся человек и спросит: «А что дальше?» Есть энергичная, талантливая молодежь, которая ищет свое место в жизни и пытается обрести себя. Надо дать ей опору и ориентиры.

«Лучшие изменения те, что происходят от простого улучшения нравов». Это определение Пушкина дает, по-моему, и идеальный ответ на вопрос «как». Чем не повод для обсуждения? И еще. Идеи закладываются в сознание школьными учебниками по истории, становятся важным элементом воспитания, социализации подрастающих поколений. Уничижительный взгляд она отечественную историю в школьных учебниках просто недопустим.

Резюмирую: История изучают, а не судят. Писатели всегда будут существовать, и писатели будут «властителями дум». Писатель обуздывает сырую энергию жизни. Даже если человек за всю жизнь не прочитал ни строчки, он мыслит образами, которые когда-то придумали писатели. Чистое вещество языка выделяют все-таки писатели. Активный слой общества читает и будет читать. Ответы на многие вопросы можно найти только в литературе. Верю в то, что литература не утратит своего значения. Разум продолжит свое триумфальное шествие, достойно отвечая на вызовы времени. Новая политика обязательно пробьет себе дорогу. Наше Отечество – левое по настроениям и убеждениям; по своей культуре, вере, размерам, традициям, климату, просторам не может жить без коллективизма и справедливости, без высокой духовности и устремлениям к высотам социальной справедливости и социализма. Народное волеизъявление – высший закон!

Автор:
Владимир ЕГОРЫЧЕВ
Номер газеты:


comments powered by HyperComments

Прочитано: 229 раз(а)
Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Карпенко
Игорь Васильевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Ермалавичюс
Юозас Юозович

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Фененко
Юрий Вячеславович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Волович
Николай Викторович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Царьков
Евгений Игоревич

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA