Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости 2 » 12.12.2014 Новости КПУ. Петр Симоненко: Глобальные кредиторы вступили в драку за имущество государства-банкрота

12.12.2014 Новости КПУ. Петр Симоненко: Глобальные кредиторы вступили в драку за имущество государства-банкрота 

260Украина — на штрафном круге истории

Тема нашего сегодняшнего разговора с лидером Компартии Петром Симоненко — обвал финансовой системы, который затронул каждого.

Тотальное обнищание населения. Двукратное обесценивание национальной валюты меньше чем за год и такой же рост цен на многие импортные товары. Банки не выполняют обязательства и лопаются один за другим, а у государства не хватает денег на возврат депозитов даже в рамках, оговоренных законом.

Золотовалютные запасы страны по итогам ноября сократились до рекордного минимума. Последние деньги тратятся на закупку природного газа, чтобы пережить зиму. Но в МВФ, который обещал Украине помощь для проведения экономических реформ, заявляют, что до марта Украина денег точно не получит, поскольку не выполнила ряд обязательств в монетарной и валютной политике.

А именно: правительство недостаточно сократило дефицит госбюджета и НАК «Нафтогаз України». Резервы Нацбанка упали ниже положенного минимума. НБУ не способен обеспечить достаточное поступление валюты на межбанковский рынок и ее выкуп и т. д.

Это еще не апокалиптическая, но близкая к ней картина сегодняшнего дня. А что будет завтра?

— Петр Николаевич, у Компартии есть ответ на вопрос, что происходит в финансовой сфере?

— Мы и раньше говорили, что спокойствие на финансовом рынке было обманчивым, а майдан стал детонатором взрыва, разгребать последствия которого нам придется не один год.

На протяжении двух последних десятилетий система, выстроенная в интересах олигархического и спекулятивного капитала, обеспечивала сверхдоходы нескольких сотен богатейших семей и олигархических кланов за счет сферы социальной защиты миллионов граждан Украины. Уже по этой причине она не может быть стабильной.

Упрощенно, финансовая система любого государства — это специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП. Если взглянуть на финансовую систему Украины в динамике, то окажется, что с момента распада СССР все силы правящей национальной буржуазии были направлены исключительно на дележ национального дохода, который создавало несколько поколений советских людей.

О развитии и преумножении национального достояния в это время можно говорить с большой натяжкой.

В глобальном контексте удельный вес Украины в мировой экономике за последние два десятилетия сократился в два раза — с 4% до 2%. Это без учета потери Крыма и части Донбасса.

ВВП Украины на душу населения с 1990 по 2013 гг. увеличился вдвое. Но при всех условностях такого сравнительного анализа показатель Венгрии за тот же период вырос в 3,5 раза, Белоруссии — в 3,6, России — 3,7, Румынии — 4,4, Польши — 7,5 раза. Экономика США за два последних десятилетия выросла в 2,7 раза, а Китая — в 17 раз!

Это ли не прямое свидетельство того, что все годы независимости национал-буржуазные силы узурпировали власть и собственность в стране и беззаботно проедали достижения социалистического строительства!

Деградация экономики в эти годы выразилась в снижении удельного веса машиностроения, исчезновении целых сегментов высокотехнологичного производства и нарастающем доминировании экспортоориентированных сырьевых отраслей.

Крупные промышленные стройки за этот период можно пересчитать по пальцам. Износ производственных фондов в базовых отраслях достиг критического предела — 80%.

Это привело к увеличению зависимости экономики от глобальных кризисных явлений. Что особенно наглядно проявилось во время мирового финансового кризиса-2008. Выход из кризиса для Украины был бы не таким тяжелым, если бы экономика была более диверсифицированной, ориентированной на освоение инноваций и человеческого капитала.

В последние годы сектор государственных финансов не отличался стабильностью доходной базы и характеризовался постоянным дефицитом бюджета. Раньше этот дефицит удавалось покрывать за счет распродажи остатков госсобственности и (в меньшей мере) внешних заимствований. В 2012 г. правительство Николая Азарова еще имело возможность отказаться от сотрудничества с МВФ и не перекладывать высокую цену на газ на промышленность и широкие массы населения.

Нынешнее правительство этого позволить себе уже не может, а кредитов МВФ не хватает даже для стабилизации экономики, не говоря уж о финансировании социальных нужд.

— Кредитов МВФ не хватает и для стабилизации курса гривни?

— Сегодняшний обвал национальной валюты — это следствие низкого доверия к гривне и чрезмерной долларизации экономики, доминирования в банковской системе иностранного капитала, в том числе через валютное кредитование банков. Свою лепту внесла незаинтересованность финансового капитала в кредитовании производства и реального сектора экономики, а заодно стремление получить быстрые деньги от торговых импортных операций.

Если говорить о банковской системе, которая есть составной частью финансовой, то многие украинские банки изначально создавались олигархическими группами, как домашние прачечные, — для легализации или обналичивания средств, полученных незаконным путем.

Отсюда статистически высокий процент безнадежных кредитов — фактически украденных посредством лжезалоговых махинаций и фиктивных заемщиков. В банковской системе Украины таких кредитов — половина.

Компартия еще в 2011 г. разработала Антикризисную программу, в которой как один из необходимых шагов для обеспечения финансовой стабильности предусмотрено проведение стресс-тестов банковской системы. Это то, к чему Нацбанк пришел только сегодня — спустя три года.

Но мы об этом говорили еще до того, как коммерческие банки, набрав денег у населения, отказались выполнять свои обязательства.

Говорили мы и о том, что национальная валюта находится под постоянным давлением глобального финансового рынка и нуждается в укреплении.

В качестве антикризисных финансовых мероприятий мы предложили увеличить нормы отчисления банков в Фонд гарантирования вкладов физических лиц, из которого государство выплачивает долги банков-банкротов, и повысить сумму гарантированного возмещения депозитов до 250 тыс. грн. (Сейчас она составляет 200 тыс. грн. — Прим. ред.).

Наша программа также предусматривает серьезное ужесточение контроля за выдачей кредитов коммерческими банками и за самим НБУ. Если доверие к национальной валюте неразрывно связано с качеством золотовалютных резервов страны, то необходимо закупать в резервы больше золота и валют стран—торговых партнеров, а не ценных бумаг сомнительного свойства.

Следует сказать, что норматив по содержанию золота в резервах Центробанка есть даже в такой развитой банковской стране, как Швейцария. На прошлой неделе там провели референдум об увеличении обязательного содержания золота в резервах с 8% до 20%. И пусть эта народная инициатива не получила большинства голосов, важен сам факт публичного обсуждения проблемы.

— И все же, способна ли международная финансовая помощь исправить ситуацию в экономике?

— В нашей стране внешнее влияние со стороны глобальной финансовой олигархии только усложняет и консервирует дисбалансы экономики. Выполняя директивы МВФ, правительство не может защитить отечественного товаропроизводителя, предотвратить финансовые спекуляции на внутреннем рынке, развивать наиболее эффективные отрасли производства, повысить социальную защищенность широких масс населения.

Фактически МВФ, подсадивший украинское правительство на иглу в $17 млрд. валютного кредита, выступает в роли «драгдилера» — наркоторговца, к которому власти вынуждены идти за каждой новой дозой финансовых вливаний.

А поскольку расплачиваться нечем, власть вынуждена будет идти на новые преступления против собственного народа.

Заметьте, из обещанных кредитной линией МВФ денег своевременно в страну поступил только первый транш — чтобы запустить процесс «наркозависимости».

Второй транш по графику должен был поступить в июле. Получили в начале сентября. Третий, обещанный до конца года, правительство получит в лучшем случае только в марте.

Действительно, правительство Яценюка не выполнило ряд условий, связанных с сокращением госрасходов. Но только потому, что даже у «камикадзе», как назвали первый послемайданный Кабинет Министров, присутствует инстинкт самосохранения. А иначе это правительство было бы немедленно сметено волной народного недовольства.

Ведь среди требований МВФ — увеличение пенсионного возраста, лишение специальных пенсий многих категорий граждан, в том числе ученых и госслужащих, отмена права досрочного выхода на пенсию, которое имеют работники, например, вредных металлургических производств, ограничение пенсий работающим пенсионерам и т. д.

Уже сейчас понятно, что НБУ придется напечатать еще больше денег и раскрутить маховик инфляции, чтобы еще больше обесценить национальную денежную единицу. А вместе с этим придет еще большая нищета и социальная депрессия.

В этом году правительство пошло на бесчеловечные меры по увеличению коммунальных тарифов для населения. Теперь на очереди — дальнейшее повышение стоимости энергоносителей для промышленности. А это сделает стоимость украинских товаров еще более неконкурентной на внешнем рынке.

— Вот уже год ведущие мировые эксперты обсуждают, сможет ли Украина избежать дефолта.

— Для меня нет никаких сомнений, что, отказавшись весной платить России за газ и допустив накопление задолженности около $2 млрд., Украина уже оказалась в состоянии технического дефолта.

В январе 2015 г. Украина может допустить дефолт по двухлетним гособлигациям на $3 млрд., которые Россия выкупила в декабре 2013 г.

По условиям этого займа, Россия имеет право предъявить облигации к досрочному погашению, как только планка госдолга Украины превысит 60%. Здесь нет никаких подводных камней. Мировые рейтинговые агентства признают, что это условие является стандартным для развивающихся стран. После превышения этого порога экономика развивающихся стран становится сильнее подвержена кризисным явлениям.

Международные рейтинговые агентства, в частности Standart& Poor’s, уже предупредили инвесторов, что по итогам 2014 г. долг Украины достигнет 60,1% ВВП. А раз так, Россия имеет полное право потребовать досрочного погашения облигаций.

Месяц назад Владимир Путин пообещал не ставить Украину в неудобное положение. Но усиление международных санкций в отношении России вполне может заставить его поменять решение.

Но и без этого по итогам года Украину ожидает рекордно высокий дефицит бюджета, который, даже по мнению оптимистов, превысит 10% ВВП.

Из-за войны большинство предприятий, расположенных в Донецкой и Луганской областях, работали с перебоями. Многие были закрыты, а люди выставлены на улицу.

На фоне военных действий и кризисных явлений из страны усилилось бегство национального и привозного капитала. Заметно сократились экспортно-импортные поступления и сбор налогов.

Поэтому примерно половина бюджетных расходов правительством Яценюка в этом году финансировалась за счет выпуска гособлигаций по беспрецедентно высокой ставке заимствования, в среднем 15% годовых. Этот принцип «проедания» подрывает основы долгосрочного развития страны.

Нынешние украинские власти мне напоминают пожилого человека, который, поверив рекламе о доброте финансовых воротил, влез в долги сразу к нескольким банкам. А те с удовольствием выдали ему немного средств на существование — в расчете на скорую смерть и продажу жилплощади.

Картина будет вполне правдоподобной, если мы представим, что вместо этого несчастного человека сегодня — вся Украина, а в роли жилплощади — земля, недра и водные ресурсы, которые являются достоянием не только нынешнего поколения, но и потомков.

Для Украины наступил момент истины. Глобальные кредиторы вступили в драку за раздел имущества государства-банкрота. Вопрос только в том, будут ли они церемониться с должником и дадут умереть своей смертью или ускорят процесс.

— Что же делать в этой ситуации?

— По моему глубокому убеждению, единственно возможный способ удержать финансовую систему от развала — немедленно садиться за стол переговоров и добиваться консенсуса по всем спорным вопросам, прежде всего с Россией.

Необходимо договариваться о восстановлении экономических связей, пока крупные предприятия промышленного юго-востока не умерли окончательно, и реализовывать мероприятия Антикризисной программы Компартии.

Эта программа является лучшим выражением экономических чаяний людей, которые год назад вышли на майдан. Но эти чаяния национал-буржуазия подменила политическими лозунгами и русофобской риторикой.

Для укрепления реального, а не мнимого народовластия мы предлагаем провести национализацию стратегических базовых отраслей и «национализацию» капитала. Наиболее перспективную государственную собственность необходимо консолидировать в нескольких отраслевых вертикально интегрированных холдингах.

Офшорным компаниям следует запретить владеть пакетами более чем 1% акций украинских предприятий. Это предотвратит отток капитала за рубеж и будет способствовать уплате налогов в Украине.

Развивать усиленными темпами следует прежде всего оборонную, космическую, авиационную промышленность, энергетическое машиностроение, судостроение.

Модернизация и технологическое обновление этих предприятий должно осуществляться за счет перераспределения ресурсной ренты природных монополий.

Инновационная деятельность должна получить государственную поддержку и налоговое стимулирование так же, как производители и экспортеры высокотехнологичной экспортной продукции.

Необходимо законодательно закрепить в государственном секторе экономики норматив — не менее 10% отчислений от ВВП на создание новых рабочих мест и научные разработки. Ориентир — создание не менее 50 тыс. новых рабочих мест ежегодно.

По-прежнему актуальным является сращивание лучших технических вузов страны с крупнейшими корпорациями и создание с их участием технополисов и технопарков для скорейшего внедрения в промышленность новых разработок.

Приоритетным для государства является привлечение частных инвестиций, необходимых для производства продукции микроэлектроники и информационных технологий, нано- и биотехнологий, которые относятся к 5-му и 6-му технологическим укладам.

Задача правительства — обеспечить положительное сальдо внешней торговли, которое позволит укрепить национальную валюту и направлять сбережения на самые важные цели развития.

— Как преодолеть проблемы, связанные с якобы неэффективностью госсектора экономики?

— Совершенствуя систему народовластия, народ вправе предъявить самые высокие профессиональные и моральные требования к тем, кто их представляет.

Модернизация промышленного сектора невозможна без укрепления государственного аппарата, повышения персональной ответственности чиновников и совершенствования системы управления, которая станет основой для создания действенной системы социальных инвестиций.

Для этого необходимо усилить контроль над финансовыми потоками и уклонением от налогов, ввести налог на предметы роскоши и контролировать непрямыми методами имущественное состояние чиновников и руководителей госпредприятий.

В налоговой сфере должен быть реализован принцип социальной справедливости и дифференциации — с тем чтобы самые бедные были освобождены от налогов или платили их по самой низкой ставке, а богатые платили бы сверхналоги за сверхприбыли и демонстративное потребление. Это сгладит социальные противоречия между трудом и капиталом.

Иного пути, как строить государство на основе коммунистических идеалов и успешных примеров социалистического строительства, у нас нет. В противном случае Украину ожидает неминуемый развал, а прошедший год окажется всего лишь бледной копией последующих событий.

(Окончание следует)

Беседовал Сергей Бурлаченко

«2000»


comments powered by HyperComments

Прочитано: 259 раз(а)
Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Карпенко
Игорь Васильевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Ермалавичюс
Юозас Юозович

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Фененко
Юрий Вячеславович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Волович
Николай Викторович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Царьков
Евгений Игоревич

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA